Инновации на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 04:45, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Между тем статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными.

Содержание работы

Введение 3
1. Система инновационной деятельности 5
2. Функции и методы инновационной деятельности 10
3. Особенности государственного регулирования инновационной деятельностью 12
4. Примеры новшеств и инноваций 20
5. Организация НИОКР на предприятии 24
6. Организация внедрения инноваций 27
7. Предложения по формированию портфеля предприятия 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Инновации на предприятии.docx

— 85.59 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Функции и методы инновационной деятельности

 

 

К функциям инновационного менеджмента относятся следующие:

- стратегический маркетинг,

- планирование,

- организация процессов,

- учет и контроль,

- мотивация,

- регулирование.

К методам  инновационного менеджмента относятся методы принуждения, побуждения и принуждения, сетевые, анализ, прогнозирование.

Глубина проработки проблем инновационного менеджмента и обоснованность управленческого  решения определяются количеством  и качеством применяемых научных  подходов, принципов и методов  менеджмента. Чем проще процесс  разработки и реализации управленческого  решения, тем выше неопределенность (поле допуска) его результатов. Поэтому  объективные законы конкуренции  и экономии времени требуют увеличения затрат на повышение качества стратегических решений на ранних стадиях жизненного цикла товаров ради многократной экономии на последующих стадиях. Ведущие  фирмы мира (“Интел”, “Сони”, “Самсунг”, “Электролюкс”, “Тойота” и др.) в  настоящее время идут по пути повышения  конкурентоспособности принимаемых  решений, документов, товаров, увеличения затрат на стратегический маркетинг, инновации, НИОКР.

Методы  воздействия государства в области  инновационной деятельности можно  подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные). Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и концепцией государственного регулирования – с упором на рынок или на централизованное воздействие.

Административные  методы осуществления инновационной  политики, в отличие от директивных  методов управления в централизованной системе хозяйствования, в  условиях рыночных  отношений базируются на законодательной основе. Административное вмешательство государства в инновационную деятельность посредством правового нормирования патентной политики государства и политики стандартизации позволяет хозяйствующим субъектам сохранять монополию на новизну и достигать унификации продукции товаропроизводителей.

Наиболее  действенными методами инновационного регулирования являются экономические, основанные на учете мотивационных  факторов товарного производства. Они  отличаются от административных недирективным  характером и использованием экономических  рычагов и регуляторов.

К прямым методам экономического воздействия  относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное  предпринимательство и государственные  заказы.

Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются:

- налоговое и амортизационное регулирование;

- кредитная и фондовая политика;

- ценовое регулирование;

- политика протекционизма.

Наиболее  значительными косвенными методами являются кредитная и налоговая политика Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений, а также осуществляет управление уровнем ссудного процента.

 

 

 

3. Особенности государственного регулирования инновационной деятельностью

 

 

Цель  государственной инновационной  политики – развитие, рациональное размещение и эффективное использование  научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки  и техники в развитие экономики  страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение прогрессивных  структурных преобразований в сфере  материального производства, повышение  его эффективности и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.

Задачи  государственной инновационной  политики:

- обеспечение скоординированной деятельности государственных органов, хозяйственных и научных организаций для реализации структурной перестройки экономики

- обеспечение эффективного использования научно-технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темп и пропорции развития народного хозяйства и его структурной сбалансированности

- сохранение научного потенциала и обеспечение «прорывных» исследований

- углубление специализации и повышение надежности связей по кооперации общественного производства с наукоемкими технологиями

- перемещение центра тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инновационной деятельности, повышение инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса.

Государство может оказывать стимулирующее  воздействие в области развития инновационного потенциала предприятий  в частности и страны в целом.

Из широкого арсенала мер, выработанных в этой области мировой практикой, необходимо выбрать наиболее адекватные нынешней ситуации и белорусской специфике. Наиболее важными представляются три основных метода: налоговое стимулирование, стимулирование через амортизационную политику (не как части налоговой политики, а как самостоятельный механизм), прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции.

Налоговая поддержка. Повышение удельного веса льгот, обеспечивающих благоприятный инновационный климат, является общей тенденцией. В Германии, например, соотношение прямого государственного финансирования научных исследований и совокупности льгот за последние 15 лет снизилось с 15-кратного до 2,4. В США насчитывается более сотни льгот, активизирующих научно-технический прогресс (НТП). Главное преимущество налоговой поддержки состоит в том, что льготы предоставляются не авансом, а в качестве поощрения за реальную инновацию. Примечательно, что в США сумма недополученных в виде налогов средств примерно соответствует вкладам фирм в инновационный процесс.

Главный принцип западной системы  состоит в том, что налоговые  льготы предоставляются не научным  организациям, а предприятиям и инвесторам. Льготы плюс конкуренция обеспечивают высокий спрос на исследования и  инновации. Регулярный пересмотр льгот  позволяет государству целенаправленно  стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях, влиять не только на структуру и численность  научных и инновационных организаций, но главное - на структуру производства. Учитывая, что в советское время  структура производства (и экспорта!) имела вполне определенный характер, задача перестройки или точнее выравнивания этой структуры не менее важна, чем  повышение инновационной активности. Эта задача также может быть решена с помощью целенаправленной системы  стимулирования.

Примечательно, что в ряде стран  стимулы превышают инвестиции. Например, в Австралии налоговая льгота составляет 150 процентов инвестиций, в Бельгии - 110 процентов. В большинстве  же стран (Канаде, США, Японии, Франции, Италии и др.) предусматривается 100-процентное исключение из облагаемого налогом  дохода затрат на инновации.

Амортизационная политика. Амортизационная политика часто рассматривается как часть налоговой политики. Установление нормативов снижения стоимости капитальных и нематериальных активов и порядка отнесения их либо на производственные затраты, либо на расходы периода, разумеется, непосредственно влияет на величину прибыли и, соответственно, налога. Однако в последние десятилетия в развитых странах все шире стали применяться нормативные ограничители: норматив определяет предельные сроки эксплуатации соответствующего оборудования или использования соответствующих технологий. Причем такие ограничители могут устанавливаться не только для производителей, но и в отдельных случаях для потребителей. Эти вненалоговые методы также принято считать частью амортизационной политики.

Примеры. Нормативное запрещение с определенного времени применения фреоносодержащих хладонов, запрещение в Германии и Италии пользования автотранспортными средствами после 6 лет их эксплуатации.

Метод прямых бюджетных  дотаций. Прямые бюджетные дотации выделяются либо предприятиям, осваивающим новую продукцию, либо потребителям этой продукции. Часто эти дотации увязываются с поставками товаров для государственных нужд. В частности, в США размер такой дотации на проведение новых перспективных НИОКР может достигать 15 процентов стоимости государственного заказа. А в Италии, например, запрет на эксплуатацию старых автомобилей дополнили бюджетными дотациями покупателям новых автомобилей взамен старых - 1,5 тыс. долларов и выше в зависимости от класса автомобиля. В Бельгии бюджетные средства (до 150 млн. евро) для трансферта технологий привлекаются через университеты и НИИ. Европейский Союз предусматривает выделение 363 млн. евро в течение 4 лет для создания информационной программы инновационной системы, создания инновационных центров. В Германии трансферт технологий стимулируется возможностью использования бюджетных средств через университеты при создании совместно с частным капиталом инновационных компаний.

Цели  стимулирования инновационной активности

Правильный выбор цели стимулирования - центральный момент.

Если целью является техническое  перевооружение всех отраслей производства на новом технологическом уровне, общая активизация применения инноваций, то достаточно общих решений, одинаково  распространяющихся на все сферы  экономики.

Если же одновременно должна быть решена задача структурной перестройки  и повышения конкурентоспособности  реальных секторов экономики с учетом перспективы выхода на мировой рынок, то механизм стимулирования должен включать в себя и выбор приоритетов  государства, и особый (еще более  выгодный инвестору) механизм стимулирования этих приоритетов.

В первом случае мощное дополнительное развитие получат те отрасли, которые  и сегодня являются наиболее инвестиционно  привлекательными, нефте- и различных руд, их первичная переработка. В перспективе мы получим еще более однобокую структуру экспорта, еще большую зависимость от мировых цен на сырье.

Высокотехнологичные отрасли, как  более рискованные для инвестиций, останутся и в этом случае обделенными  инвестициями, стимула для развития не получат.

По нашему мнению, система стимулирования должна способствовать решению двуединой  задачи государства в области  экономики: общей активизации применения инноваций, обеспечению структурной  перестройки и повышению конкурентоспособности  реальных секторов экономики.

Главное, что следует извлечь  из опыта стран с рыночной экономикой, состоит в следующем: высокая  инновационная активность экономики  обеспечивается ведущей ролью государства  на научно-техническом рынке, в определении  национальных приоритетов и активным воздействием государства на процесс  инновационного развития через систему  экономического стимулирования.

Учитывая актуальность инноваций  для достижения социально-экономических  целей, вопросы активизации инновационной  и инвестиционной деятельности определены как один из приоритетов Республики Беларусь.

В связи с этим важнейшей социально-экономической  задачей республики в настоящее  время является повышение эффективности  использования научных разработок в производстве. В то же время  экономическое, финансовое, материально-техническое  состояние, в котором находятся  организации, не способствуют развитию инновационных процессов в республике. Спрос на отечественную наукоемкую продукцию падает. Белорусские производители  начинают терять свое место даже на отечественном рынке, уступая его  более качественной продукции зарубежных фирм. Существующая экономическая ситуация в республике, законодательная база в финансово-кредитной области  не способствует привлечению инвестиций в сферу наукоемких производств.

Формирование и реализация инновационной  политики предусматривает создание системы, способствующей развитию научно-технического потенциала республики, продвижению  результатов научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  в реальный сектор экономики и  послужит рычагом преодоления спада  в экономике.

Инновационная деятельность в республике находится в стадии становления. Принятая в 1996 г. программа развития научно-инновационной деятельности Республики Беларусь позволила заложить основы законодательного регулирования в этой сфере. Однако произошедшие за последние годы изменения в экономике Республики требуют принятия на государственном уровне решений, соответствующих нынешней экономической ситуации. Особенность нашей республики заключается в том, что мы пока имеем достаточный научно-технический потенциал, то есть ресурсы и условия осуществления научно-технологической деятельности.

Научные исследования и разработки (ИР) осуществляют свыше 300 научных организаций, вузов, крупных производственных предприятий. Ими занято 30,7 тыс. человек, в том  числе 18.5 тыс. исследователей и 12,2 тыс. техников и вспомогательного персонала. В 1990 году в Беларуси в рыночной сфере  было занято около 110 тыс. человек. Внутренние затраты на ИР в 2007 году составили 162,3 млрд. рублей, или в пересчете по средневзвешенному курсу Национального банка - порядка 91 млн. долл. США. Это немного для Беларуси, перед которой стоит задача построения конкурентоспособной, а значит инновационно активной экономики. Республика имеет уникальную научно-производственную базу, использование которой в сложившихся экономических условиях неэффективно. Ориентация этого потенциала на реализацию научно-технических разработок в производстве крайне слаба.

Информация о работе Инновации на предприятии