Инновации на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 04:45, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Между тем статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными.

Содержание работы

Введение 3
1. Система инновационной деятельности 5
2. Функции и методы инновационной деятельности 10
3. Особенности государственного регулирования инновационной деятельностью 12
4. Примеры новшеств и инноваций 20
5. Организация НИОКР на предприятии 24
6. Организация внедрения инноваций 27
7. Предложения по формированию портфеля предприятия 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Инновации на предприятии.docx

— 85.59 Кб (Скачать файл)

С введением  нового оборудования будут улучшены потребительские, декоративные и эксплуатационные свойства изделий, что создаст конкурентные преимущества на зарубежном и отечественном рынке строительной продукции.

 

7. Предложения по формированию портфеля предприятия

 

Инициатором и главным исполнителем, обеспечивающим продвижение к цели любого бизнес-процесса, является человек – специалист в  конкретной области профессиональной деятельности. Он воплощает в себе единство интеллектуального накопления (аккумулирование) и обработки поступающей информации из внешнего мира и дозированного генерирования её в виде квантов творческой энергии (созидательных действий), направленных на удовлетворение либо его собственных, либо корпоративных интересов (потребностей) предприятия.

Главное, из чего следует исходить при разработке механизмов идентификации  оценки вклада каждого или групп исполнителей в реализацию бизнес-планов предприятия - это уровень экономического проявления их созидательных действий (творческой энергии). Интеллектуальные накопления образуют интеллектуальный капитал – сумму знаний, опыта, профессиональной подготовки и интуиции каждого и всех работников предприятия.

Интеллектуальный капитал организации  обеспечивает:

а) эффективное управление средствами производства, товарно-материальными, финансовыми и информационными  потоками;

б) снижение уровня совокупных затрат;

в) внедрение инновационных методов  управления.

Поэтому естественным стремлением  производителя, желающего обеспечить себе конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе, является поиск путей  увеличения отдачи интеллектуально-креативной энергии каждым из специалистов. Это  возможно только с помощью управления развитием и поддержанием интеллектуально-креативных возможностей всех сотрудников и  хорошо развитого структурного (организационно-технического) капитала.

Для того, чтобы человеческий капитал заработал, необходимо управление движением знаний. Нужна коллективная работа, и, следовательно, соответствующая организационная структура, которая включала бы в себя исследовательские лаборатории, базы знаний и базы данных, маркетинг и товаропроводящие сети, центры доведения исследований и разработок до конкретных «ноу-хау» широкого применения.

Проблема качественного развития деятельности в области создания интеллектуальной собственности, ориентированной  на инновационное развитие предприятия, является одной из наиболее актуальных задач.

Создание комплекса «наука-производство»  означает:

а) развитие интеграции по уровням  образования, повышения качества подготовки специалистов на основе научной и  инновационной деятельности учёных и специалистов;

б) интеграцию высших учебных заведений  и реального промышленного сектора, где необходимо претворять результаты научных разработок в реальную наукоёмкую продукцию, то есть в товар, востребованный рынком.

Одним из способов совершенствования  инновационной деятельности является совершенствование системы маркетинга.

Планом  маркетинговых работ на предприятии  ОАО «Минскжелезобетон» с целью  повышение конкурентоспособности  продукции должны быть:

- работы  по опубликованию рекламных статей  в специализированных журналах и газетах, рекламы в периодической печати не только Республики Беларусь, но и России, Прибалтики, радио и на телевидении, как наиболее эффективные и оправданные виды рекламы;

- создание  и использование собственного  сайта в сети Интернет для  рекламных целей;

- разработка  мероприятий по развитию и  улучшению торговой марки (бренда) предприятия;

- разработка  мероприятий инновационной стратегии,  направленной на повышение конкурентоспособности продукции и расширение товарных рынков;

- изучение  и учет требований ожиданий  внешнего рынка к потребительским  свойствам и качеству продукции  предприятия;

- поиск  потребителей на внешнем рынке,  участие в составлении и мониторинг  выполнения внешнеэкономических  контрактов.

С целью  централизации работ по подготовке новых видов продукции предлагается ввести отдел инновационного развития, который подчинялся бы непосредственно  главному инженеру.

Обновленная организационная структура управления инновационными ресурсами будет  выглядеть следующим образом: (рис.3.1)

 


 





 

 

 

Рисунок 7.1 Предлагаемая модель организационной структуры управления инновационными ресурсами

 

Предлагаемая  модель организационной структуры  позволит оперативно решать вопросы  по инновационно-технологической документации, изготовлению и испытанию опытных  образцов и оснащенности производства при запуске новых видов продукции. Предлагаемая организационная структура  также снимает большое количество обязанностей, возложенных на главного инженера.

Организационная структура имеет матричную основу. Отдел инновационного развития является связующим звеном между отделом  главного конструктора, отделом главного технолога, отделом главного механика, инструментальным отделом, производственно-экономическим  отделом, отделом метрологии и нормирования, патентно-лицензионным бюро и производственными  цехами.

Напрямую  отдел подчиняется главному инженеру.

При матричной  структуре управления отпадает необходимость  в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого  рабочего за общий успех.

Основной  задачей отдела инновационного развития является проведение стратегической технической политики, направленной на совершенствование производственной деятельности предприятия, достижение высокого технико-экономического уровня проектируемых и эксплуатируемых объектов, повышение производительности труда, улучшение качества проектной документации, соответствие принятых технологий, технических решений, организации производства и труда новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники, организация процесса автоматизации на предприятии. При этом основные функции отдела:

  • определение производственной политики и направления технического развития предприятия;
  • разработка проектов перспективных планов;
  • определение путей реконструкции и технического перевооружения действующего производства;
  • разработка и руководство в проведении мероприятий по реконструкции производства;
  • поиск и внедрение технических новшеств, научных открытий и изобретений, передового опыта, способствующих улучшению технологии, организации производства и росту производительности труда;
  • организация взаимодействия с научно-исследовательскими институтами, организациями.

Создание  отдела инновационного развития как части матричной структуры управления потребует не только материальных, но и временных затрат. Для обеспечения работы в рамках матричной структуры требуется провести изменения в производственной структуре; создать специальные целевые подразделения, объединяющие ведущих специалистов для совместной разработки основных идей функционирования отдела.

При правильной организации матричной структуры, основываясь на опыте других крупных  организаций, при наличии целеустремлённых и способных менеджеров можно  создать современный и эффективный  отдел.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня вопрос стоит так: либо сокращение экономического, промышленно-производственного  потенциала Республики Беларусь будет компенсировано на передовом научно-техническом, технологическом уровне, для чего потребуется резкое увеличение инновационной активности, либо республика будет отброшена назад не только по объему выпускаемой продукции, но и по ее технологическим возможностям, отстанет навсегда во всех видах своего развитии от высокоразвитых стран.

Открытое  акционерное общество «Минскжелезобетон» - это крупнейший производитель железобетонных и бетонных конструкций широкой номенклатуры (свыше 6000 позиций), товарных смесей, арматуры и металлоконструкций, используемых как при строительстве крупных объектов промышленного и социального назначения, уникальных зданий и сооружений, так и для индивидуального строительства жилых домов, коттеджей, гаражей.

ОАО «Минскжелезобетон» филиал №1 в 2007 году осуществляло 2 совместных проекта по выполнению исследований и разработок, причём один совместный проект был осуществлён с Российской Федерацией и один с Европейским Союзом. Также необходимо отметить, что присутствует очень высокая степень кооперации с имеющимися поставщиками оборудования и материалов и научной организацией.

Анализ  инновационной деятельности ОАО «Минскжелезобетон» показал, что предприятие ведёт активную политику в данном направлении. Однако основу инновационных затрат составляют технологические инновации. Существуют менее затратные, но не менее эффективные методы реализации стратегии предприятия – инновационные методы управления, то есть поиск путей увеличения отдачи интеллектуально-креативной энергии каждым из специалистов.

В результате проводимой инновационной политики на предприятии конкурентоспособность  продукции на предприятии значительно  выросла. По авторской оценке на основе статистических и аналитических  данных оценка конкурентоспособности  увеличилась до 4,6 балла с 3,8 баллов в 2006 году.

Планом  маркетинговых работ на предприятии  ОАО «Минскжелезобетон» с целью  повышение конкурентоспособности  продукции должны быть:

- работы  по опубликованию рекламных статей  в специализированных журналах и газетах, рекламы в периодической печати не только Республики Беларусь, но и России, Прибалтики, радио и на телевидении, как наиболее эффективные и оправданные виды рекламы;

- создание  и использование собственного  сайта в сети Интернет для  рекламных целей;

- разработка  мероприятий по развитию и  улучшению торговой марки (бренда) предприятия;

- разработка  мероприятий инновационной стратегии,  направленной на повышение конкурентоспособности продукции и расширение товарных рынков;

- изучение  и учет требований ожиданий  внешнего рынка к потребительским  свойствам и качеству продукции  предприятия;

- поиск  потребителей на внешнем рынке,  участие в составлении и мониторинг  выполнения внешнеэкономических  контрактов.

При анализе  инновационных процессов на ОАО «Минскжелезобетон» можно было заметить тенденцию предприятия к выпуску новых видов продукции, обновлению базы.

Для выживания  в столь сложных условиях существования  предприятие стремится расширить номенклатуру выпускаемой продукции, тем самым, поднимая свой имидж и укрепляясь на новых рынках сбыта.

С целью повышения конкурентоспособности  выпускаемых изделий на предприятии  в 2007 году предложены следующие мероприятия по развитию инновационной деятельности:

1. Совершенствование организационной  структуры управления инновационной  деятельностью на предприятии.

2. Мероприятия по эффективному использованию инновационных ресурсов как технологического, так и организационного характера.

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2006-304с.
  2. Балашевич М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт. – Мн. 2005. с.110.
  3. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инноваций – М.: «Филинъ», 2005 – 516с.
  4. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития. М., 2005, №1. с.4-12.
  5. Воронецкий Л.И. Управление интеллектуальной собственностью и инновационная экономика: Научно-инновационная политика в регионах Беларуси: Н 34 Материалы республиканской научно-практической конференции (Гродно, 19–20 октября 2005г.). — Мн.: ГУ «БелИСА», 2006.— 100с.
  6. Государственное регулирование инвестиций. М.: Наука, 2007- 318 с.
  7. Дагаев А. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления.М., № 5 2005. с. 55.
  8. Дракер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: СП “Бук Чембер Интернешнл”. 2006. — с. 41 .
  9. Дьяков А.Ф. Инвестиционная и инновационная политика в российской электроэнергетике // Электрические станции, № 8 2006.
  10. Жизнин С.З., Крупное В.И. Как стать бизнесменом. — Мн.: Предприниматель. 2006. — с. 17.
  11. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006 – 327 с.
  12. Коробейников О. П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005.- № 4. - С.25 – 37.
  13. О концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003- 2007 гг.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31июля 2003 г. №1016.
  14. Ольховский Г.Г., Тумановский А.Г. Перспективы совершенствования тепловых электростанций // Электрические станции. М., № 1 2006.
  15. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. П.Н. Завлина. – Мн.: Экономика, 2006 – 472 с.
  16. Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов.  М., 2006. № 23. с.25.
  17. Сергеев И. В. Экономика предприятий: Уч. пособие – 2-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2005. – 304 с.
  18. Управление организацией/ М.В. Петрович [и др.]; под научн. Ред. М.В. Петровича. – Минск: Дикта, 2008. – 864 с.
  19. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2005. – 600 с.
  20. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М., – 2005. – 584 с.

Информация о работе Инновации на предприятии