Инновационная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

На данный момент принято ряд государственных Концепций регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация, как к разработке, так и финансированию инноваций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 3
1.Понятие инноваций и инновационной деятельности. Виды инноваций………………
1.1. Жизненный цикл инноваций….………………………………………………………. 4
6
2.Оценка экономической эффективности инноваций……………………………………. 9
2.1. Затраты на внедрение новой техники……………………………………………… 10
2.2. Эффект от внедрения новой техники……………………………..…………………... 11
2.3. Показатели эффективности инновационного проекта…………….………………… 13
3. Планирование инноваций……………………………………………………………….. 15
3.1. Виды планирования инноваций на предприятии..………………………………… 16
3.2. Организация планирования инноваций на предприятии……………………………. 18
3.3.Методы внутрифирменного планирования инноваций……………………………… 20
4. Стимулирование инноваций на предприятии………………………………………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………... 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………... 26

Файлы: 1 файл

Инновационная деятельность предприятия.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

Факультет экономики  и управления

Кафедра экономики отраслевых производств

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Экономика предприятия»

 

на тему: «Инновационная деятельность предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….

3

1.Понятие инноваций и инновационной деятельности. Виды инноваций………………

1.1. Жизненный цикл инноваций….……………………………………………………….

4

   6

2.Оценка экономической эффективности  инноваций…………………………………….

   9

2.1. Затраты на внедрение новой техники………………………………………………

10

2.2. Эффект от внедрения новой техники……………………………..…………………...

11

2.3. Показатели эффективности инновационного проекта…………….…………………

13

3. Планирование инноваций………………………………………………………………..

15

3.1. Виды планирования инноваций на предприятии..…………………………………

16

3.2. Организация планирования инноваций на предприятии…………………………….

18

3.3.Методы внутрифирменного планирования инноваций………………………………

20

4. Стимулирование инноваций  на предприятии…………………………………………..

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...

25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………...

26


 

ВВЕДЕНИЕ

Увеличение оборота  и рост производства на малых и  средних предприятиях решающим образом  зависят от инноваций. Предпосылкой для выживания этих компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги. Убыстряющиеся изменения запросов клиентов, меняющиеся требования к качеству, короткие жизненные циклы продукции и возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, что производственные программы малых и средних предприятий должны быстро перестраиваться. Инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в целом.

На данный момент принято  ряд государственных Концепций  регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация, как к разработке, так и финансированию инноваций.

Таким образом, основной целью курсовой работы является дать полное представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике.

В исследовании передо мной были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность инноваций и инновационной деятельности,
  • выявить виды инноваций,
  • дать представление о процессе планирования инноваций на предприятии.

Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации – работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).

 

 

 

 

 

    1. Понятие инноваций и инновационной деятельности. Виды инноваций

Инновация – это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях [3, c. 135].

Методология системного описания инноваций предполагает выделение  их отдельных элементов и особенностей (табл. 1).

Табл. 1. Классификатор  инноваций

Признаки 

классификации

Значение признаков

Широта воздействия  и масштабность

Глобальное

Отраслевое

Локальное

Степень радикальности  инноваций

Базисная

Улучшающая

Псевдоинновация

Источник идеи

Открытие

Изобретение

Рационализаторское предложение

Прочие

Вид новшества

Конструкция и устройство

Технология

Материал, вещество

Живые организмы

Способ замещения существующих аналогов

Свободное замещение

Системное замещение


К глобальной инновации  последних лет относится создание Интернета. Отраслевой инновацией, например, в радиоэлектронной промышленности является переход от катушечных к кассетным магнитофонам. Приведенные инновации называются продуктовыми.

Различают два вида продуктовых  инноваций: радикальная и инкрементальная. Внедрение нового продукта определяется как радикальная продуктовая  инновация. Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях  либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Усовершенствование продукта – инкрементальная продуктовая инновация – связано с существующим продуктом, когда меняются его качественные или стоимостные характеристики.

Существуют также процессные инновации, которые касаются технологии и организации производства, труда, управления.

Процессная инновация  – это освоение новых или значительно  усовершенствованных способов производства и технологий, изменения в оборудовании или организации производства.

Применение нового продукта воспринимается как базовая инновация.

Улучшающие инновации  затрагивают имеющийся на рынке  товар и выражаются в использовании  более эффективных компонентов  или частичным изменением систем сложного продукта.

По степени новизны  инновации подразделяются на принципиально новые, т.е. не имеющие аналогов в прошлом и в отечественной и зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. Принципиально новые виды продукции, технологии и услуг обладают приоритетностью, абсолютной новизной и являются оригинальными образцами, на основании которых тиражированием получают новшества-имитации, копии.

Среди инноваций-имитаций различают технику, технологию и  продукцию рыночной новизны, новой сферы применения и новшества сравнительной новизны (имеющие аналоги на лучших зарубежных и отечественных предприятиях) и нововведения-усовершенствования. В свою очередь нововведения-усовершенствования по предметно-содержательной структуре подразделяются на вытесняющие, замещающие, дополняющие и улучшающие [4, с. 253].

Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий  по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Инновационная деятельность включает стратегический анализ ретроспективы  и перспективы инноваций, разработку инновационной политики, составление  плана инноваций, материальное стимулирование творчества персонала.

В рыночной экономике  функционируют инновационные предприятия, которые специализируются на том  или ином виде инновационной деятельности или осуществляют комплекс инновационных  услуг на коммерческой основе. Крупные корпорации имеют материальные, финансовые возможности и высокопрофессиональный кадровый потенциал, которые обеспечивают непрерывность инновационного процесса и лидирование на национальном и зарубежном рынках [4, c.136].

Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

 

    1.  Жизненный цикл инноваций

Жизненный цикл инновации  представляет собой совокупность взаимосвязанных  процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства, реализованного на ее основе инновационного продукта.

Обобщенная схема жизненного цикла инновации представлена на рис. 1.

Рис. 1. Обобщенная схема жизненного цикла инноваций

 

Инновация в своем  жизненном цикле проходит ряд  стадий, включающих:

  • зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
  • рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);
  • зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);
  • насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);
  • упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).

С позиций инновационной  деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества. Графическая интерпретация жизненного цикла производства показана на рис. 2.

Рис. 2. Жизненный цикл производства инновационного продукта

  1. Внедрение новшества – является наиболее трудоемкой и сложной. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса. И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей.
  2. Стадия промышленного освоения производства – характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.
  3. Стадия подъема – отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.
  4. Стадия зрелости и стабилизации – характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.
  5. Стадия увядания или упадка – связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.

Состав и структура  циклов жизни новой техники и  технологии тесно связаны с параметрами развития производства. Так, например, на первой стадии жизненного цикла производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты.

Частая смена техники  и технологии создает большие  сложности и нестабильность производства. Вот почему инновациям в области  технологических процессов и  орудий труда должны сопутствовать  новые формы организации и  управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эффективности.

Жизнециклическая концепция  инноваций играет очень важную роль в определении как максимального  объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла  жизни конкретного новшества.

Анализ продолжительности  циклов жизни новой техники и  технологии проводится в следующей  последовательности, включающей:

  1. определение общей продолжительности циклов жизни изделий данного семейства, поколения за всю историю, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям;
  2. определение распределений продолжительностей циклов жизни и их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества;
  3. выработку базы стратегии и тактики роста производства соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии;
  4. распределение вероятностей продолжительности циклов будущих образцов и пропорционально ей ресурсов во времени следующего цикла;
  5. тщательный анализ факторов, влияющих на продолжительность прошлых циклов, и экстраполяция результатов на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий;
  6. формализацию методов сбора исходных данных и применение эконометрических моделей расчета.

Методика анализа продолжительности  циклов жизни позволяет дать ответ  о динамике технико-экономических показателей производства. Во-первых, это дает возможность определить период роста производства до максимального, которому эквивалентны наилучшие тенденции ведущих показателей экономической эффективности: приведенных затрат, себестоимости продукции, производительности труда, величины рентабельности. Во-вторых, следует установить зависимость роста выпуска с экстремумом технико-экономических показателей и с объемом продаж, ибо они, как правило, не совпадают. В-третьих, необходимо проанализировать тенденции изменения технико-экономических показателей при удвоении объема выпуска.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия