Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:27, курсовая работа
На данный момент принято ряд государственных Концепций регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация, как к разработке, так и финансированию инноваций.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 3
1.Понятие инноваций и инновационной деятельности. Виды инноваций………………
1.1. Жизненный цикл инноваций….………………………………………………………. 4
6
2.Оценка экономической эффективности инноваций……………………………………. 9
2.1. Затраты на внедрение новой техники……………………………………………… 10
2.2. Эффект от внедрения новой техники……………………………..…………………... 11
2.3. Показатели эффективности инновационного проекта…………….………………… 13
3. Планирование инноваций……………………………………………………………….. 15
3.1. Виды планирования инноваций на предприятии..………………………………… 16
3.2. Организация планирования инноваций на предприятии……………………………. 18
3.3.Методы внутрифирменного планирования инноваций……………………………… 20
4. Стимулирование инноваций на предприятии………………………………………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………... 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………... 26
где NPV – чистая текущая стоимость проекта; Rt – результаты (доход) на t-м шаге, руб.; St – затраты на t-м шаге, руб.
Эффективность проекта рассматривается при данной норме дисконта Е на основании значений NPV: чем оно больше, тем эффективнее проект. При NPV меньше единицы проект не эффективен.
Метод внутренней нормы доходности (ВНД либо IRR – англ. internal ratio of return) выявляет ту норму дисконта Евнд, при которой величина приведенных эффектов равна величине приведенных капиталовложений.
Проект эффективен, если внутренняя норма доходности (IRR) равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал.
Расчеты по внутренней норме доходности и чистой текущей стоимости могут приводить по одному проекту к противоречивым результатам. Это объясняется либо ошибкой в выборе требуемой нормы дисконта Е, либо разночтением требований инвестора и проектного менеджера к норме дохода. В любом случае следует отдать предпочтение чистой текущей стоимости [5, c. 269-271].
Планирование составляет один из основных элементов системы внутрифирменного управления деятельностью инновационных процессов. Планирование инноваций — это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей развития инновационных процессов и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения.
Планированию инноваций присущи принципы, устанавливающие общие правила разработки и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте.
Принцип научной обоснованности планирования реализуется в условиях, когда оно базируется на учете законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает объективные условия и специфические черты конкретного предприятия.
Принцип доминирования стратегических аспектов в планировании вытекает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их жизненной значимости для обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Комплексность планирования инноваций означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятии планов
Одним из существенных условий обоснованности планов и методов обеспечения комплексного планирования является бюджетная сбалансированность планов.
Принцип гибкости и эластичности планирования инноваций означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов. [1, c. 147-148].
Непрерывность планирования инноваций включает два аспекта: преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности; требование постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с изменяющимися условиями и возникновением отклонений. Планирование инноваций обязательно предусматривает разработку планов различного упреждения во времени: долго-, средне- и краткосрочных. Наличие планов различной продолжительности устанавливает определенную периодичность их формирования, превращающую планирование в непрерывный процесс разработки, детализации (уточнения), внесения изменений и продления планов.
Система планирования инноваций на предприятии включает комплекс различных планов, взаимодействующих друг с другом и направленных на осуществление основных функций и задач планирования. Существенными факторами, определяющими состав и содержание этого комплекса, выступают организационная структура и профиль инновационной деятельности предприятия, состав осуществляемых инновационных процессов, уровень кооперации при их проведении, масштабы и постоянство инновационной деятельности. Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования.
По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование инноваций.
Стратегическое планирование как элемент стратегического управления инновациями заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегии поведения на рынках инноваций. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет.
Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития предприятия. Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и др.
Предметный признак характеризует объем плановой работы на предприятии. В соответствии с разделением труда по предметному признаку на предприятии в отдельные виды планов выделяют планирование НИОКР, производства, сбыта, материально-технического снабжения, информационного обеспечения, финансов, персонала и других предметных областей предприятия. Характер предметной области существенно влияет на состав используемой информации, нормативную базу, периодичность и методы выполнения плановых расчетов.
Планирование
должно охватывать все сферы и
иерархические уровни организации.
В соответствии с принятой организационной
структурой предприятия различают
сводное или комплексное
Продуктово-тематическое планирование инноваций заключается в формировании перспективных направлений и тематики НИОКР, подготовке программ и мероприятий по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства на предприятии. На производственной стадии инновационных процессов этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ предприятия и цехов.
Технико-экономическое планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности инновационной деятельности предприятии. Этот вид расчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т.п.
Объемно-календарное планирование инноваций заключается в планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей; построении календарных графиков проведения работ по отдельным проектам, всей совокупности планируемых работ, загрузки оборудования и исполнителей; распределении работ по отдельным календарным периодам.
В зависимости от периода планирования различают планы долгосрочные, ориентированные на пять и более лет, среднесрочные — до пяти лет и краткосрочные, охватывающие период времени до года.
Состав и сочетание различных видов планов в рамках отдельной организации формируются исходя из принятой в ней концепции планирования инноваций. В отечественной и зарубежной практике нашли широкое распространение такие формы планирования инноваций, как программно-целевой подход, управление по целям, системное управление, сетевые методы управления и пр. [2, c. 228-230]
Сложность процессов планирования инноваций и многообразие разрабатываемых планов требуют строгой организации всех процедур подготовки, обработки и синтеза плановой информации, контроля за исполнением планов и их своевременной корректировки. Организация планирования инноваций на предприятии предусматривает решение трех комплексов вопросов:
Состав и характер специализации органов планирования инноваций на предприятии определяются тремя основными факторами:
Сочетание различных видов плановых расчетов образует целостные системы планирования инноваций. Принципиально различают централизованные и децентрализованные системы планирования инноваций. При централизованной системе выполнение функции планирования возлагается на центральные органы планирования инноваций. В крупных специализированных предприятиях, НИИ сводное планирование инноваций осуществляют функциональные службы (отделы или управления): экономики и планирования развития предприятия, тематического и календарного планирования, внешнеэкономических связей, маркетинговых исследований, сбыта, финансов, труда и заработной платы, договоров и юридического обеспечения, материально-технического снабжения, бухгалтерия и др.
Централизованная форма организации планирования чаще всего реализуется на крупных предприятиях с относительно устойчивым профилем деятельности и стабильными темпами технического прогресса. При децентрализованной схеме планирование инноваций возлагается на плановые службы и руководителей подразделений предприятия, специализированных по тематическому принципу или ответственных за отдельные стадии инновационного процесса: НИОКР, производство, сбыт, снабжение и пр. В этом случае и стратегическое, и оперативное планирование инноваций осуществляется раздельно по направлениям инновационной деятельности предприятия.
Одна из важнейших задач организации планирования инноваций на предприятии заключается во взаимной увязке отдельных планов в единый комплекс согласованных и строго субординированных плановых заданий. В планировании эта задача носит название координации планов. Ее выполнение осуществляется различными процедурными и методическими приемами. Различают три вида координации планов: по периодам, содержанию и уровням планирования. Координация планов по периодам может осуществляться двояким путем:
• суммарный или нарастающий итог по годам определяет значение планируемого показателя на конец перспективного периода;
• целевое значение планируемого показателя на конец перспективного периода распределяется затем по отдельным годам текущих планов. Координация частных и сводных планов осуществляется двояким способом: • первоначально разрабатываются частные планы по тематическим направлениям инноваций или отдельным частям инновационного процесса (НИОКР, производство, сбыт, снабжение и пр.), которые интегрируются в соответствующие сводные по предприятию планы;
• первоначально разрабатываются на основе стратегических решений сводные по предприятию планы, которые затем дезинтегрируются в частные планы по направлениям инноваций и частям инновационного процесса (функциональным подразделениям предприятия).
Уровневая координация планов обеспечивается принятой на предприятии системой делегирования полномочий, развитием демократических начал в менеджменте. Процесс планирования по уровням иерархии может осуществляться на предприятии по трем альтернативным схемам:
• «сверху вниз» путем последовательной детализации общих задач и направлений и доведения их до отдельного исполнителя;
• «снизу вверх» путем сбора, обобщения предложений низовых структур и интеграции их в целостную концепцию развития инноваций;
• «встречное», или смешанное, планирование, при котором целевые задачи спускаются «сверху вниз», а способы их решения формируются по принципу «снизу вверх».
Планированию инновационных процессов ввиду их творческого характера, персонифицированной формы деятельности и результатов в большей степени свойственна схема координации «снизу вверх». Известно, что две трети американских компаний планируют по такой схеме, а остальные — на основе взаимодействия всех уровней управления.
Формализация процессов планирования инноваций на предприятии в каждой из перечисленных областей осуществляется специфическими методами и обеспечивает содержательную координацию всех служб и подразделений в системе управления инновациями. [2, c. 233-235].
3.3. Методы внутрифирменного
Система управления инновационной деятельностью предусматривает выполнение особых расчетов, связанных с разработкой научно-технических прогнозов. Научно-технический прогноз представляет собой комплексную вероятностную оценку содержания, направлений и объемов будущего развития науки и техники в той или иной области. Основная функция научно-технического прогнозирования заключается в поиске наиболее эффективных путей развития исследуемых объектов на основе всестороннего ретроспективного анализа и изучения тенденций их изменения.
Современная отечественная и зарубежная практика насчитывает более 130 различных методов разработки прогнозов. Все многообразие методических приемов научно-технического прогнозирования условно можно свести к трем важнейшим группам:
Сущность методов экстраполяции, применяемых при прогнозировании науки и техники, состоит в том, что, анализируя изменение отдельных параметров разрабатываемого объекта в прошлом и исследуя факторы, обусловливающие эти изменения, можно сделать выводы о закономерностях его развития и путях совершенствования в будущем.
Для прогнозирования же качественных характеристик, а также объектов, развитие которых не поддается формализации и статистическому моделированию, широко используются методы экспертных оценок. Суть экспертных методов научно-технического прогнозирования состоит в том, что на основе априорных, оценок квалифицированного специалиста или группы специалистов делается заключение о путях развития науки и техники, перспективных направлениях научных исследований и разработок.
Одним из наиболее перспективных подходов к разработке прогнозов считается моделирование процессов развития науки и техники, т. е. определение перспектив изменения техники на основе адекватных моделей ее развития. По характеру используемых моделей различаются логические, информационные и математические модели прогнозирования. [2, c. 236-244].