Инновационная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

На данный момент принято ряд государственных Концепций регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация, как к разработке, так и финансированию инноваций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 3
1.Понятие инноваций и инновационной деятельности. Виды инноваций………………
1.1. Жизненный цикл инноваций….………………………………………………………. 4
6
2.Оценка экономической эффективности инноваций……………………………………. 9
2.1. Затраты на внедрение новой техники……………………………………………… 10
2.2. Эффект от внедрения новой техники……………………………..…………………... 11
2.3. Показатели эффективности инновационного проекта…………….………………… 13
3. Планирование инноваций……………………………………………………………….. 15
3.1. Виды планирования инноваций на предприятии..………………………………… 16
3.2. Организация планирования инноваций на предприятии……………………………. 18
3.3.Методы внутрифирменного планирования инноваций……………………………… 20
4. Стимулирование инноваций на предприятии………………………………………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………... 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………... 26

Файлы: 1 файл

Инновационная деятельность предприятия.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

Продуктово-тематическое планирование представляет собой сложный, многоуровневый итерационный процесс, в котором принимают участие менеджеры, плановые службы, аналитические, исследовательские и разрабатывающие подразделения предприятий. Он включает в себя информационное обеспечение, аналитические исследования, маркетинговые разработки, экономические обоснования и сметные расчеты, а также оценки собственного потенциала и обоснования управленческих решений. Общий процесс продуктово-тематического планирования инноваций содержит три основных стадий расчетов: формирование продуктово-тематических предложений, оценка предложений и отбор тематики, выполнение плана.

Первая  стадия — формирование продуктово-тематических предложений — имеет своей  задачей подготовку возможно большего числа перспективных инновационных  идей относительно состава инновационного продукта, изменения структуры рынков или технического развития предприятия. Основными источниками инновационных предложений на этой стадии выступают результаты маркетинговых исследований, выполненных научно-технических прогнозов и разработка перспективной продуктовой политики предприятия. Маркетинговые исследования в рыночных условиях составляют важнейший источник и необходимое условие научного подхода к продуктово-тематическому планированию на предприятии. Маркетинговые исследования в рамках продуктово-тематического планирования ориентированы на формирование продуктово-рыночного портфеля предприятия.

Использование разнообразных методов и приемов  поиска инновационных идей наряду с  постоянным анализом портфельных матриц и стратегическим планированием  продуктовой политики позволяет предприятию формировать большое число альтернативных инновационных предложений к тематическому плану, конкурирующих между собой по имеющимся ресурсам предприятий и ожидаемым результатам. По данным консалтинговых фирм, для одного успешного инновационного продукта в среднем необходимо 58 разнообразных новых идей. При этом требуется рассмотреть не менее 300 различных вариантов и предложений. Поэтому наиболее ответственной стадией продуктово-тематического планирования инноваций является стадия оценки предложений и отбора наиболее актуальной тематики [2, c. 245-254].

    1. Календарное планирование

Календарное планирование имеет своей целью  установление взаимосвязанных сроков начала и окончания работ по каждой теме с учетом имеющихся ресурсов. В процессе достижения этой цели на стадии календарного планирования решаются следующие основные задачи:

  • детализация заданий объемных планов путем установления состава и технологической последовательности выполнения работ по каждой теме;
  • составление календарных планов-графиков работ по выполнению каждой темы;
  • разработка сводных календарных планов работы подразделений и предприятия в целом;
  • составление календарных графиков работы отдельных исполнителей на планируемый период.

Постоянное  и быстрое усложнение проектируемой  техники, возрастание масштабов, стоимости работ, необходимость всемерного сокращения длительности процесса создания и освоения производства новой техники потребовали разработки новых, более совершенных методов календарного планирования сложных комплексов работ. Таким методом стало сетевое планирование — метод, основанный на использовании сетевых моделей планируемого комплекса работ. Сетевая модель — это формализованное описание комплекса работ в логической последовательности их выполнения с документальным фиксированием всех выявленных взаимосвязей [2, c. 255-266].

    1. Производственное планирование инноваций

Производственное  планирование инноваций связано  с завершающими стадиями инновационных процессов, включающими изготовление опытных экземпляров изделий, проведение масштабных испытаний создаваемых образцов техники и технологии, отработку технической документации для производства инновационного продукта, направленного на удовлетворение имеющегося спроса. Выполнение этого комплекса работ осуществляется опытно-экспериментальными производствами в виде самостоятельных предприятий или цехов, участков предприятия.

Производственное  планирование инноваций имеет задачей  распределение производственных работ по календарным отрезкам планируемого периода и закрепление их за определенными рабочими местами. К нему предъявляются требования равномерного и комплексного выполнения производственной программы опытных работ и возможно полного использования трудовых ресурсов и основных фондов предприятия.

Оперативно-производственное планирование осуществляется в три последовательных этапа. Первый — объемное планирование сводится к расчету производственных программ предприятия, цехов и участков в соответствии с их производственными возможностями. Второй – календарное планирование заключается в построении календарных планов-графиков выполнения опытных работ. Третий — оперативное планирование сводится к доведению производственных заданий до рабочих мест, обеспечению учета, контроля и регулирования хода производства [2, c. 267-271].

 

  1. Стимулирование инноваций на предприятии

При рассмотрении вопросов управления инновациями, выбора и реализации инновационных стратегий на предприятии необходимо учитывать мотивационные механизмы инновационной деятельности на предприятии.


Эффективность инновационной деятельности во многом зависит от того, в какой степени персонал предприятия заинтересован в поиске новаций, быстром проведении НИР и ОКР, а также продвижении товара на рынок. Решающее значение приобретает мотивация труда работников и стимулирование их высокопроизводительного труда (рис. 3).

Рис. 3. Виды стимулирования работников

Мотивация инновационной деятельности выполняет  важную задачу воздействия на поведение  человека для достижения целей инновационного развития. Слабость мотивации инновационной  деятельности работников препятствует функционированию инновационного процесса на предприятии. Так как в основе любого инновационного процесса – деятельность людей, создающих, реализовывающих, внедряющих инновации [3, c. 138].

  Система мотивации должна предоставлять каждому сотруднику возможность самостоятельного выбора способов вознаграждения в соответствии с его индивидуальной шкалой ценностей.

  В системе функций инновационного  менеджмента мотивация выполняет  важную задачу мотивирования  сотрудников к качественному выполнению делегированных задач в пределах принятых ими полномочий, направленных на достижение установленных целей развития инноваций. Делегирование устанавливает административные отношения между участниками инновационного процесса.

  Известно, что позитивное или негативное отношение сотрудника к работе влияет на характер результатов его труда.

  В инновационном менеджменте  персонифицированный характер труда  разработчиков, о котором указывалось выше, естественным образом усиливает значение психологических факторов в управлении. Менеджер при организации инновационной деятельности кроме распорядительных решений должен создать условия, побуждающие всех участников к продуктивному сотрудничеству и достижению наивысших результатов. Отсутствие стимулов к совместной деятельности или недостаточное внимание к мотивации труда способно разрушить самые современные и перспективные организационные построения.

  В современном менеджменте лейтмотивом  мотивации предпринимательства  чаще всего является получение  максимума прибыли с целью достижения сверхприбыли в будущем, ради чего и осуществляются различного рода инновации, как продуктовые, технологические, так и организационные. В этой системе приоритетов мотивации предпринимательства упускается из виду нематериальные ценности. Выдвигаясь на передний план, стремление к прибыли любой ценой сводит к нулю значение и влияние множества социальных и моральных потребностей, обладающих мотивационно-трудовым значением. Среди них можно выделить потребность в самоуважении, самореализации, самоутверждении, стремление к общественному признанию и другие, которые могут быть и должны быть мощным стимулом инновационной деятельности.

  При внедрении инновации на  первое место выходят такие  качества персонала как профессионализм,  способность к творчеству, интеллектуальные способности, коммуникативные качества, психофизиологические характеристики. Опыт передовых предприятий показал важность повышения квалификации (качества) персонала работающего с инновациями.

  Среди перечня мероприятий, способствующих повышению качества персонала, занимающегося инновациями, следует особо выделить повышения квалификации и переподготовки, способствующих расширению спектра знаний, умений, навыков, квалификации, коммуникаций персонала.

 Таким  образом, особое место в инновационной деятельности отводится интеллектуальной деятельности человека. Стремление к прибыли любой ценой сводит к нулю значение и влияние множества социальных и моральных потребностей, обладающих мотивационно-трудовым значением. Возможно, учет именно альтруистических мотивов деятельности персонала, связанного с инновационным процессом, необходим для формирования мотивационных механизмов в инновациях на современном этапе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный  с трансформацией идей-инноваций в новый усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий.

Выделяют следующие  основные виды инновационной деятельности: инструментальная подготовка и организация производства; пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса; переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования; маркетинг новых продуктов; приобретение неовеществленной технологии в виде патентов, лицензий, ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; приобретение машин или оборудования, связанных с внедрением инноваций; производственное проектирование, необходимое для разработки, производства и маркетинга новых товаров, услуг; реорганизация структуры управления.

Использование в предпринимательской  практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

  • состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);
  • состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);
  • специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

При проектировании, разработке и внедрении инноваций следует  определить необходимые затраты для их реализации, возможные источники финансирования, оценить экономическую эффективность от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сравнения доходов и затрат.

     Инновационные  процессы рассматриваются как  процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Балабанов, И. Т. Инновационный менеджмент [Текст] : учебник / И. Т. Балабанов. – СПб.: Питер, 2001. – 375с.
  2. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. [Текст] : учебник / под ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Экономика, 2004. – 518 с.
  3. Экономика предприятия [Текст] : конспект лекций / авт.-сост. И. К. Тихомирова,

Н. Г. Кокшарова. – Сыктывкар: СЛИ СПбГЛТА, 2006. –  с. 135-138.

  1. <span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 1

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия