Инновационная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является – изучение организации инновационной деятельности современного предприятия
Для достижения намеченной цели в работе ставились и решались следующие задачи:
рассмотреть содержание понятий «инновации» и «инновационная деятельность»;
выявить факторы инновационной деятельности и экономического роста предприятия;
изучить направления и проблемы инновационной деятельности предприятий;
провести анализ инновационной деятельности предприятий Калужской области за 2007-2011 г.г.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы определяется тем, что на сегодняшний день инновационная деятельность – это основополагающий стержень в укреплении предприятия на рынке в условиях жесткой конкуренции, которая должна обеспечивать устойчивое экономическое развитие, повышение конкурентоспособности производимой предприятием продукции и оказываемых услуг.

Целью курсовой работы является –  изучение  организации   инновационной  деятельности современного предприятия

Для достижения намеченной цели в работе ставились и решались следующие задачи:

  • рассмотреть содержание понятий «инновации» и «инновационная деятельность»;
  • выявить факторы инновационной деятельности и экономического роста предприятия;
  • изучить направления и проблемы инновационной деятельности предприятий;
  • провести анализ инновационной деятельности предприятий Калужской области за 2007-2011 г.г.
  • рассмотреть инновационную деятельность предприятий Калужской области, на примере  Открытого Акционерного Общества «Калужский турбинный завод» (далее ОАО «КЗТ»), оценить дальнейшие перспективы развития инновационной деятельности.

Объектом исследования является  - предприятия Калужской области,  Открытое акционерное общество «Калужский турбинный завод»

Предметом исследования - инновационная деятельность предприятий

Цели и задачи работы определили её структуру. Курсовая  работа состоит из следующих частей:

  • Введение, в котором определяется актуальность, цели, задачи, структура курсовой работы;
  • Теоретическая часть (глава 1),  в которой излагается основные понятия, сущность, проблемы и направления деятельности инновационной деятельности Калужской области.
  • Аналитическая часть (глава 2), в которой анализируется инновационная деятельность Калужского региона, в частности на примере ОАО «КЗТ».
  • Практическая часть (глава 3), в которой рассматривается внедрение нового продукты в ОАО «КЗТ» и расчет показателей

 

  • Заключение, содержащее общие выводы в целом по работе.

В работе применялись следующие методы исследования:

    • монографический;
    • рассчетно–конструктивный;
    • аналитический;
    • абстрактно – логический.

Источниками информации при написании курсовой работы послужили труды отечественных авторов, нормативно-правовая база, периодические издания, личные наблюдения автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1.Сущность инноваций и инновационной деятельности предприятий

Под инновациями понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.1 Понятие «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Понятие «инновации» как экономическую категорию ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер.2 Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  1. использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  2. внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. использование нового сырья;
  4. изменение в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. появление новых рынков сбыта.

Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений.

Основными признаками инноваций являются:

  • научно-техническая новизна (совокупность новых знаний);
  • практическая реализация, т.е. воплощение новых знаний в новом продукте, технологии, социальной среде и пр.;
  • способность удовлетворять определённые запросы потребителей, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке;
  • эффект (экономический, технологический, социальный), необходим для воспроизводства инновационного процесса. Это означает, что сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была описана, формализована и представлена на схемах и чертежах – это еще не инновация, если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах.

Так же следует отметить, что сущность инновации проявляется в её функциях, которые отражают её назначения в экономической системе государства и в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятия.3

Можно сказать, что инновации выполняют 3 следующих функций:

  1. воспроизводственная - прибыль от инновации и использование её в качестве источника финансовых ресурсов.
  2. инвестиционная - прибыль, полученная за счет реализации инноваций, может использоваться по различным направлениям;
  3. стимулирующая - прибыль служит стимулом для предприятия для внедрения новых инноваций, побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами.

Научно-техническое нововведение необходимо рассматривать как процесс преобразования научного знания в научно-техническую идею и далее - в производство продукции для удовлетворения потребности пользователя. В этом контексте можно выделить два подхода к научно-техническому нововведению.

Первый подход отражает в основном продуктовую ориентацию нововведения. Инновация определяется как процесс преобразования ради выпуска готовой продукции. Классификация инноваций представлена в Приложении № 2. Это направление распространяется в период, когда позиции потребителя по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей.

Поэтому, согласно второму подходу, процесс научно-технического нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.

 

Таким образом, инновации:

  1. Любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера.
  2. В инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование.
  3. Инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.

Инновационная деятельность - это деятельность, направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.4

Инновационная деятельность включает:

  • выявление проблем предприятия;
  • осуществление инновационного процесса;
  • организацию инновационной деятельности.

Выявление проблем организации означает привлечение внимания лиц, решающих проблемы, или руководителей среднего уровня к вопросам перестройки деятельности организации, что позволит ей достигать её цели более эффективно. Эти вопросы следует рассматривать как входы в процесс формирования решения, т.е. как исходный материал, над которым должны работать специалисты, формирующие решение.

Существуют две категории признаков, по которым можно судить о наличии проблем:

  1. Ситуация, когда реализуемое решение не даёт ожидаемого результата.
  2. Ситуации, когда возникают новые условия, позволяющие повысить доход каких-либо членов организации.5

Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий инициации инноваций, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

Начало инновационному процессу дает новация как новое знание, полученное в результате научных исследований. Проявление этого компонента может осуществляться только при наличии знаний и возможности получения законченных научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Соответственно фундаментом инновационного процесса на данном этапе является система образования (преимущественно высшего) и НИОКР, способная развиваться только при активном участии государства.

Продолжением инновационного процесса является процесс внедрения новации в практическую деятельность, т.е. процесс перехода новации в инновацию. Этот компонент инновационного процесса является наиболее уязвимым, т.к. именно на этом этапе инноваторы испытывают острую потребность в обширной ресурсной базе, особенно недостающим становится капитал. Основным двигателем инновационного процесса на данном этапе является производитель, которым становится инноватор.

И наконец, завершающим, третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, т.е. распространение и применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях. На этом этапе определяющую роль играют потребители, которые предъявляют все больший спрос на появившиеся инновации.

Таблица 2. Характеристика этапов инновационного процесса

Этапы

инновационного

процесса

Основная

ресурсная

составляющая

Основной двигатель инновационного

процесса

Основной элемент

инфраструктуры

Новация

Знания

Государство

Университеты, НИИ,

лаборатории,

информационные базы данных

и др.

Инновация

Капитал

Производитель

Бизнес инкубаторы,

венчурные фонды,

бизнес – ангелы и т.д.

Диффузия инновация

Труд

Потребитель

Технопарковые структуры


 

Итак, инновационный процесс можно представить как последовательную цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии, и дальнейшее распространение нововведения6.

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что всё существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать всё то, что износилось, устарело, стало тормозить на пути к прогрессу. Для этого на предприятии периодически необходимо проводить аттестацию продукции, технологий  и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. На её основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию  (товары и услуги) морально устаревшими, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь будет побуждать предприятие к инновациям.

Ничто не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производственный продукт уже в ближайшем будущем окажутся устаревшим.

Грибов В. выделяет  7 источников инновационных идей, они представлены на рисунке 1.17 Существуют внутренние источники (возникают в рамках предприятия или отрасли) и внешние источники (имеют своё происхождение за пределом предприятия или отрасли).

Рисунок 1.1. Источники идей инновационной деятельности предприятия8

 

Важно отметить, что из выше перечисленных семи источников наиболее важными являются «нововведения, основанные на потребности процесса» и «новые знания», так как они носят наиболее радикальных характер.

Сама организация инновационной деятельности включает три принципиальных аспекта:

  • субъект инновационной деятельности, являющийся объединением людей, совместно реализующих разработку, внедрение и производство новшеств;
  • совокупность процессов и действий организации, направленных на выполнение необходимых функций в инновационной деятельности;
  • структуры, обеспечивающие внутреннюю упорядоченность системы и совершенствование взаимосвязей между ее элементами и подсистемами.

Основной организационный принцип для инновации заключается в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы.

Как показывает опыт, все попытки превратить существующее подразделение в носителя инновационного проекта заканчиваются неудачей. Поэтому не обходимо создавать инновационные подразделения, которые способны расширять, модернизировать производство.

Подводя итог ко всему выше сказанному, можно ещё раз отметить, что инновационная деятельность – это сложный процесс создания нового продукта (товаров, услуг). К сожалению, многие работники предприятий как крупного, так и среднего и малого бизнеса, зачастую не понимают всей важности и необходимости внедрения инноваций в производственный процесс. Ведь благодаря инновациям предприятия прибиваются вперёд и  добиваются успеха, а так же становятся более конкурентоспособными на рынке.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия