Инновационная и инвестиционная деятельность деятельность предприятия на примере ОАО АНК «Башнефть»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании особенностей формирования инновационной деятельности, разработке мероприятий по ее совершенствованию, оценке уровня инновационного потенциала и эффективному его использованию. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- выявить сущность понятии инновации, инновационная деятельность, инновационное развитие;
- определить основные пути эффективного использования инновационной деятельности;
- выявить инновационные направления на рассматриваемом предприятии.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 2.63 Мб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях развития экономики конкурентоспособность  любой промышленной компании в значительной мере зависит от способности создавать  и воспринимать технологические  инновации.

Производственное предприятие  должно непрерывно совершенствовать все сферы своей деятельности, вводя различные новшества, в связи с наличием объективных внешних глобальных процессов.

Вступая в третье тысячелетие, руководство и ведущие специалисты предприятий понимают необходимость технического перевооружения. Непрерывные изменения запросов покупателей, меняющиеся требования к качеству приводят к тому, что производственные программы промышленных предприятий должны быстро перестраиваться.

Инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в целом. В соответствии с требованиями рынка технологические инновации должны приносить прибыль компании. При решении вопроса о создании и внедрении той или новой техники и технологии необходимо принимать в расчет не только ее превосходство по сравнению с аналогом по технико-экономическим параметрам, но и учитывать возможные экономические результаты ее применения в производстве.

Актуальность темы. В  современных условиях экономика  предприятия эффективно может развиваться  лишь на основе реализации инноваций (нововведений). В связи с этим важное значение приобретает эффективное использование инновационного потенциала, развития.

Объектом исследования является инновационная деятельность ОАО АНК «Башнефть».

Предметом исследования является совокупность организационно-управленческих и экономических отношений, возникающих в процессе формирования и использования инновационной деятельности.

Цель и задачи исследования. Цель курсовой работы заключается в исследовании особенностей формирования инновационной деятельности, разработке мероприятий по ее совершенствованию, оценке уровня инновационного потенциала и эффективному его использованию.

Для достижения цели в  работе поставлены следующие задачи:

- выявить сущность понятии инновации, инновационная деятельность, инновационное развитие;

- определить основные пути эффективного использования инновационной деятельности;

- выявить инновационные  направления на рассматриваемом  предприятии.

Данная работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

В первой главе последовательно  изложен материал, касающийся теоретических  основ инновационной деятельности предприятий и направления инновационного развития. Здесь также описаны инновационные стратегии, виды и показатели эффективности инновационной деятельности.

Вторая глава посвящена  рассмотрению инновационной деятельности конкретного предприятия – ОАО АНК «Башнефть».

Третья глава работы описывает основные направления инновационного и научно-технического развития ОАО АНК «Башнефть», размеры его инновационного потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЙ

 

1.1 Инновации  как основа успешного развития  предприятия

 

Под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс  использования новшества. С момента  принятия к распространению новшество  приобретает новое качество и  становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.[4, с.21]

Термин «инновация»  впервые был введен Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития». Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы. Согласно Шумпетеру, инновация является одним из главных двигателей, генераторов прибыли. Чаще всего инновация генерируется научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, изменением перспектив рынка.[7, с.63]

За последующие почти  сто лет по мере развития экономики  понятие «инновация» приобрело  более широкий смысл и относится  теперь не только к области технологии производства, а распространяется на организационные, финансовые и любые другие методы, которые содействуют функционированию предприятия. Инновациями называют новшества в области управления кадрами, кассовых расчетов, торговой политики, использования функциональных структур.

Инновация - использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа.

Инновации на предприятии — форма проявления научно-технического прогресса на микроуровне. Они способствуют обновлению номенклатуры выпускаемой продукции, повышению ее качества в целях удовлетворения потребностей потребителей и максимизации прибыли организации.[8, с. 52]

Эффективность инновационного (научно-технического) развития предприятия определяют исходя из соотношения эффекта (прибыли организации) и вызвавших его затрат.

На успех реализации инноваций на предприятии влияет множество факторов, среди которых  отметим научно-технический потенциал; производственно-техническую базу; основные виды ресурсов; крупные инвестиции; соответствующую систему управления. Правильное соотношение и использование этих факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью фирмы приводят к положительному результату осуществления инновационной стратегии.

Инновация — конечный результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения экономического, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Научно-технический прогресс — это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. Он является важнейшим средством решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, охрана окружающей среды, а в итоге — повышение благосостояния нации. НТП имеет большое значение для обеспечения системы национальной безопасности и обороны.[13, с. 27]

В своем развитии НТП  проявляется в двух взаимосвязанных  и взаимозависимых формах (табл. 1).

Таблица 1 - Формы научно-технического прогресса

Форма НТП

Срок и сущность

Характеристика

Эволюционная

Может длиться достаточно долго  и обеспечивать существенные экономические  результаты (особенно на начальных  этапах)

Постепенное и непрерывное совершенствование традиционных технических средств и технологий; накопление базы для коренных преобразований

Революционная

Происходят качественные изменения  в материально- технической базе производства в относительно короткие сроки. Способствует быстрому развитию производств, определяющих техническое перевооружение национальной экономики

Базируется на достижениях науки  и техники. Характеризуется использованием новых источников энергии, широким  применением электроники, новых  технологических процессов, прогрессивных материалов


 

Взаимосвязь этих двух форм проявляется в следующем: научно- технический прогресс, являясь основой  коренных преобразований в области  науки и техники, постоянно совершенствует революционные изобретения, т.е. способствует научно-технической революции. Например, изобретенный двигатель внутреннего сгорания дал мощный толчок развитию автомобилестроения. Последние усовершенствования автомобильной техники все больше приближают производителей к новому рывку, отказу от бензинового и дизельного двигателей. Научно-техническая революция, в свою очередь, ускоряет научно-технический прогресс, выводит его на качественно новый уровень. Яркий пример — развитие сельского хозяйства после изобретения и внедрения электричества (инкубаторы для домашней птицы, доильные аппараты, автоматическая система кормления животных и птиц и т.п.).

Эффективность инновационного (научно-технического) развития организации определяют исходя из соотношения эффекта и вызвавших его затрат. Эффективность — относительная величина, измеряемая в долях единицы или в процентах и характеризующая результат произведенных затрат. Критерий эффективности — максимизация эффекта (прибыли) при заданных затратах или минимизация затрат (издержек производства) на достижение заданного эффекта.

Таким образом, инновационное  развитие организации тесно связано  с ее инвестиционной деятельностью. Значительные инвестиции требуются  как для того, чтобы довести  результаты научно- исследовательских  работ (лабораторные технологии) до промышленной готовности (промышленные или опытно-промышленные технологии), так и для покупки готовой промышленной технологии (которая гораздо менее капиталоемка).[17, с. 218]

В зависимости от учитываемых  результатов и затрат специалисты  различают следующие виды эффекта (табл. 2).

Табл. 2 - Виды эффекта при реализации инноваций

Вид эффекта

Что отражают показатели

1. Экономический

Показатели учитывают в стоимостном  выражении все виды результатов  и затрат, обусловленных реализацией  инноваций

2. Научно-технический

Новизну, простоту, полезность, эстетичность, компактность

3. Финансовый

Расчет показателей базируется на финансовых показателях

4. Ресурсный

В этом случае показатели отражают влияние  инновации на объем производства и потребления того или иного  вида ресурса

5. Социальный

Показатели учитывают при этом социальные результаты реализации инноваций

6. Экологический

Показатели учитывают влияние  инноваций на окружающую среду. В  их числе может быть: шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация и т.п.


 

Объем инвестиций зависит  от особенностей инновационного процесса, таких, как множество вариантов  достижения цели, высокий уровень  риска при внедрении инновации, низкий уровень прогнозных оценок результата, потребность в обработке больших  объемов информации для построения инновационной стратегии фирмы и др.[15, с. 101]

В последние годы большое  значение имеет системное реформирование российских предприятий. Следует кардинально  изменить технологию производства, что  связано с инновационной стратегией предприятий, организаций и фирм, что важно в условиях рыночной экономики, характеризующейся быстрым изменением конъюнктуры и активной конкурентной борьбой предприятий. Эффективная разработка и внедрение инноваций позволяют предприятию успешно функционировать в уже освоенных областях и открывают возможности выхода на новые направления. На успех реализации инноваций в организации влияют:

  • научно-технический потенциал;
  • производственно-техническая база;
  • основные виды ресурсов;
  • крупные инвестиции;
  • соответствующая система управления.

Правильное соотношение  и использование этих факторов, а  также тесная взаимосвязь через  систему управления между инновационной, производственной и маркетинговой  деятельностью фирмы приводят к  положительному результату осуществления  инновационной стратегии.[8, с.153]

В основе формирования инновационных  стратегий лежат общие социально-экономические  цели и инновационные задачи организации. Получение прибыли и ее максимизация — основополагающая цель организации  в рыночных условиях. Для ее достижения организация определяет конкретные цели более низких порядков. Среди общих социально-экономических целей второго уровня можно отметить:

  • рост масштабов производства;
  • рост доли рынка;
  • стабилизацию положения на рынке;
  • освоение новых рынков.

 

 

 

 

Таблица 3 - Формирование инновационной стратегии в организации

Цель организации

Задача организации

Сущность инновационной стратегии организации

Рост масштабов производства:

  • Бурный рост (больше 20% в год)
  • Очень высокий (20%), высокий (10%) рост
  • Средний (5 %), малый (ниже 5%) рост
  • Серьезная реконструкция, расширение или новое строительство
  • Выход на рынок нового продукта и освоения уже созданных и введенных в строй мощностей
  • Производство продукта, находящегося в начале стадии зрелости (т.е. в конце стадии роста)
  • Проектирование и приобретение нового оборудования; разработка новых видов продукции и новых технологических процессов
  • Совершенствование действующих технологических процессов и модификация продукции; научно-техно- логические заготовки для будущих периодов
  • Обеспечение совершенствования действующих технологических процессов в целях снижения себестоимости, улучшения продукта и подготовки к выходу на рынок новых изделий

Рост доли на рынке

Производство взаимосвязанных  продуктов; рост объемов производства; вытеснение с рынка конкурентов

Повышение технического уровня производства, научно-техническое обеспечение  вывода на рынок продуктов с характеристиками, превосходящими характеристики конкурентов. Разработка инноваций по устойчивому  снижению издержек производства продукции до более низкого уровня, чем у конкурентов

Стабилизация положения на рынке

Следование жизненному циклу продукции; своевременный вывод продуктов  на рынок; поддержание на низком уровне себестоимости продукции

Достижение высокого технического уровня продукции и технологий; обеспечение соответствия жизненного цикла продукта циклам НИОКР

Освоение новых рынков

Освоение производства новых продуктов, позволяющих удовлетворять требования различных рынков; мобильный научно- технический потенциал, способный  переключаться на решение разноплановых задач

Разработка дифференцированных продуктов  и процессов; научно-техническое  обеспечение процессов вывода товара на рынок

Информация о работе Инновационная и инвестиционная деятельность деятельность предприятия на примере ОАО АНК «Башнефть»