Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:12, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании особенностей формирования инновационной деятельности, разработке мероприятий по ее совершенствованию, оценке уровня инновационного потенциала и эффективному его использованию. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- выявить сущность понятии инновации, инновационная деятельность, инновационное развитие;
- определить основные пути эффективного использования инновационной деятельности;
- выявить инновационные направления на рассматриваемом предприятии.
В современных условиях
развития экономики
Производственное предприятие должно непрерывно совершенствовать все сферы своей деятельности, вводя различные новшества, в связи с наличием объективных внешних глобальных процессов.
Вступая в третье тысячелетие, руководство и ведущие специалисты предприятий понимают необходимость технического перевооружения. Непрерывные изменения запросов покупателей, меняющиеся требования к качеству приводят к тому, что производственные программы промышленных предприятий должны быстро перестраиваться.
Инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в целом. В соответствии с требованиями рынка технологические инновации должны приносить прибыль компании. При решении вопроса о создании и внедрении той или новой техники и технологии необходимо принимать в расчет не только ее превосходство по сравнению с аналогом по технико-экономическим параметрам, но и учитывать возможные экономические результаты ее применения в производстве.
Актуальность темы. В современных условиях экономика предприятия эффективно может развиваться лишь на основе реализации инноваций (нововведений). В связи с этим важное значение приобретает эффективное использование инновационного потенциала, развития.
Объектом исследования является инновационная деятельность ОАО АНК «Башнефть».
Предметом исследования является совокупность организационно-управленческих и экономических отношений, возникающих в процессе формирования и использования инновационной деятельности.
Цель и задачи исследования. Цель курсовой работы заключается в исследовании особенностей формирования инновационной деятельности, разработке мероприятий по ее совершенствованию, оценке уровня инновационного потенциала и эффективному его использованию.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- выявить сущность понятии инновации, инновационная деятельность, инновационное развитие;
- определить основные пути эффективного использования инновационной деятельности;
- выявить инновационные
направления на
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе последовательно
изложен материал, касающийся теоретических
основ инновационной
Вторая глава посвящена рассмотрению инновационной деятельности конкретного предприятия – ОАО АНК «Башнефть».
Третья глава работы описывает основные направления инновационного и научно-технического развития ОАО АНК «Башнефть», размеры его инновационного потенциала.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ
1.1 Инновации как основа успешного развития предприятия
Под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.
Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.[4, с.21]
Термин «инновация» впервые был введен Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития». Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы. Согласно Шумпетеру, инновация является одним из главных двигателей, генераторов прибыли. Чаще всего инновация генерируется научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, изменением перспектив рынка.[7, с.63]
За последующие почти
сто лет по мере развития экономики
понятие «инновация» приобрело
более широкий смысл и
Инновация - использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа.
Инновации на предприятии — форма проявления научно-технического прогресса на микроуровне. Они способствуют обновлению номенклатуры выпускаемой продукции, повышению ее качества в целях удовлетворения потребностей потребителей и максимизации прибыли организации.[8, с. 52]
Эффективность инновационного (научно-технического) развития предприятия определяют исходя из соотношения эффекта (прибыли организации) и вызвавших его затрат.
На успех реализации
инноваций на предприятии влияет
множество факторов, среди которых
отметим научно-технический
Инновация — конечный результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения экономического, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Научно-технический прогресс — это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. Он является важнейшим средством решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, охрана окружающей среды, а в итоге — повышение благосостояния нации. НТП имеет большое значение для обеспечения системы национальной безопасности и обороны.[13, с. 27]
В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах (табл. 1).
Таблица 1 - Формы научно-технического прогресса
Форма НТП |
Срок и сущность |
Характеристика |
Эволюционная |
Может длиться достаточно долго и обеспечивать существенные экономические результаты (особенно на начальных этапах) |
Постепенное и непрерывное совершенствование традиционных технических средств и технологий; накопление базы для коренных преобразований |
Революционная |
Происходят качественные изменения в материально- технической базе производства в относительно короткие сроки. Способствует быстрому развитию производств, определяющих техническое перевооружение национальной экономики |
Базируется на достижениях науки и техники. Характеризуется использованием новых источников энергии, широким применением электроники, новых технологических процессов, прогрессивных материалов |
Взаимосвязь этих двух форм проявляется в следующем: научно- технический прогресс, являясь основой коренных преобразований в области науки и техники, постоянно совершенствует революционные изобретения, т.е. способствует научно-технической революции. Например, изобретенный двигатель внутреннего сгорания дал мощный толчок развитию автомобилестроения. Последние усовершенствования автомобильной техники все больше приближают производителей к новому рывку, отказу от бензинового и дизельного двигателей. Научно-техническая революция, в свою очередь, ускоряет научно-технический прогресс, выводит его на качественно новый уровень. Яркий пример — развитие сельского хозяйства после изобретения и внедрения электричества (инкубаторы для домашней птицы, доильные аппараты, автоматическая система кормления животных и птиц и т.п.).
Эффективность инновационного (научно-технического) развития организации определяют исходя из соотношения эффекта и вызвавших его затрат. Эффективность — относительная величина, измеряемая в долях единицы или в процентах и характеризующая результат произведенных затрат. Критерий эффективности — максимизация эффекта (прибыли) при заданных затратах или минимизация затрат (издержек производства) на достижение заданного эффекта.
Таким образом, инновационное развитие организации тесно связано с ее инвестиционной деятельностью. Значительные инвестиции требуются как для того, чтобы довести результаты научно- исследовательских работ (лабораторные технологии) до промышленной готовности (промышленные или опытно-промышленные технологии), так и для покупки готовой промышленной технологии (которая гораздо менее капиталоемка).[17, с. 218]
В зависимости от учитываемых результатов и затрат специалисты различают следующие виды эффекта (табл. 2).
Табл. 2 - Виды эффекта при реализации инноваций
Вид эффекта |
Что отражают показатели |
1. Экономический |
Показатели учитывают в |
2. Научно-технический |
Новизну, простоту, полезность, эстетичность, компактность |
3. Финансовый |
Расчет показателей базируется на финансовых показателях |
4. Ресурсный |
В этом случае показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса |
5. Социальный |
Показатели учитывают при этом социальные результаты реализации инноваций |
6. Экологический |
Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду. В их числе может быть: шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация и т.п. |
Объем инвестиций зависит
от особенностей инновационного процесса,
таких, как множество вариантов
достижения цели, высокий уровень
риска при внедрении инновации,
низкий уровень прогнозных оценок результата,
потребность в обработке
В последние годы большое значение имеет системное реформирование российских предприятий. Следует кардинально изменить технологию производства, что связано с инновационной стратегией предприятий, организаций и фирм, что важно в условиях рыночной экономики, характеризующейся быстрым изменением конъюнктуры и активной конкурентной борьбой предприятий. Эффективная разработка и внедрение инноваций позволяют предприятию успешно функционировать в уже освоенных областях и открывают возможности выхода на новые направления. На успех реализации инноваций в организации влияют:
Правильное соотношение и использование этих факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью фирмы приводят к положительному результату осуществления инновационной стратегии.[8, с.153]
В основе формирования инновационных
стратегий лежат общие
Таблица 3 - Формирование инновационной стратегии в организации
Цель организации |
Задача организации |
Сущность инновационной стратегии организации |
Рост масштабов производства:
|
|
|
Рост доли на рынке |
Производство взаимосвязанных продуктов; рост объемов производства; вытеснение с рынка конкурентов |
Повышение технического уровня производства,
научно-техническое |
Стабилизация положения на рынке |
Следование жизненному циклу продукции; своевременный вывод продуктов на рынок; поддержание на низком уровне себестоимости продукции |
Достижение высокого технического уровня продукции и технологий; обеспечение соответствия жизненного цикла продукта циклам НИОКР |
Освоение новых рынков |
Освоение производства новых продуктов,
позволяющих удовлетворять |
Разработка дифференцированных продуктов и процессов; научно-техническое обеспечение процессов вывода товара на рынок |