Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 01:06, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее рассмотрение вопроса инвестиционной и инновационной деятельности.
Основные задачи данной работы понять сущность инноваций и инвестиций , их влияние на предприятие. Объектом этой работы является предприятие ОАО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз», как хозяйствующий субъект, а предметом - инвестиционная и инновационная деятельность.
Введение
1 Теоретические аспекты исследования инновационной и инвестиционной деятельности предприятия
1.1 Инновациионная деятельность предприятия
1.2 Инвестиционная деятельность предприятия
2 Практическая часть
2.1 Экономическая характеристика предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз»
2.2 Оценка инновационной деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз»
2.3 Оценка инвестиционной деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз»
Заключение
Список использованных источников
- крупнейшие (базисные) инновации - реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народно-хозяйственный эффект, однако происходят они не каждый год;
- крупные инновации
(на базе аналогичного ранга
изобретений) - формируют новые поколения
техники в рамках данного
- средние инновации
реализуют такого же уровня
изобретения и служат базой
для создания новых моделей
и модификаций данного
- мелкие инновации
- улучшают отдельные
Выделяются семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и широкого применения:
1) основанные
на использовании
2) также использующие
научные исследования, но имеющие
ограниченную область
3) разработанные
с использованием уже
4) входящие в
комбинации различных типов
5) использующие
один продукт в различных
6) технически
сложные новшества,
7) использующие уже известную технику или методы в новой области.
Обобщенная классификация инноваций по признакам приведена в табл. 1.1.
Таблица 1.1.
Обобщенная классификация инноваций по признакам.
Признак классификации |
Виды инноваций |
С точки зрения цикличного развития |
- Крупнейшие - Крупные - Средние - Мелкие |
В зависимости
от степени использования |
- Фундаментальных научных знаниях - Научных исследованиях
с ограниченной областью - Существующих технических знаниях - Комбинации различных типов знаний - Использовании одного продукта в различных областях - Побочных результатах крупных программ |
С точки зрения увязки с отдельными сферами деятельности |
- Технологические - Производственные - Экономические - Торговые - Социальные |
В области управления |
- Инновации продукции - Инновации процессов - Инновации рабочей силы - Инновации управленческой деятельности |
С точки зрения назначения |
- Для потребления в качестве товара массового спроса - Для промышленного потребления в гражданских отраслях - Для потребления в оборонном комплексе - Экспериментальные - Прямые |
По стадии жизненного цикла |
Инновации внедряемые на стадии: - стратегического маркетинга - НИОКР - организационно- - производства - сбыта - сервиса |
По отношению
к предыдущему состоянию |
- Заменяющие - Отменяющие - Открывающие - Ретронововведения |
По назначению |
Направленные на : - эффективность - улучшение условий труда - повышение качества продукции |
По источнику планирования |
- Централизованные - Локальные - Спонтанные |
По результативности |
- Внедренные и полностью используемые - Внедренные и слабо используемые |
По уровню новызны |
- Радикальные и изменяющие или создающие вновь целые отрасли - Системные - Модифицирующие |
Данная классификация не является исчерпывающей, но при этом следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой. Классификация дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений.
Инновационная
деятельность предприятия направлена
прежде всего на повышение
Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания. Основа современной "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.
Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара. Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":
- фирма-новатор,
занимающаяся прежде всего
- инжиниринговая
: фирма, разрабатывающая
- узкоспециализированный
изготовитель - чаще всего субпоставщик
относительно н несложных
- производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.
Небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы. Обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций. [3]
На основе вышеизложенного можно сделать вывод: главной предпосылкой инновационной стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.
1.2 Инвестиционная деятельность предприятия
Финансовые
ресурсы предприятия
Инвестиции - совокупность долговременных затрат финансовых, трудовых и материальных ресурсов в целях увеличения активов и прибыли. Инвестиции осуществляют как физические, так и юридические лица. В Законе РФ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. дается следующее определение инвестициям: "Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта".
Субъектом инвестиций может быть государство, международные организации, муниципальные образования, юридические лица и их объединения, физические лица. Применительно к РФ субъектами инвестиций являются: РФ в лице уполномоченных властных органов; субъекты РФ в лице уполномоченных властных органов; муниципальные образования в лице уполномоченных властных органов; российские юридические лица любых организационно-правовых форм, в том числе с иностранным участием и объединения таких юридических лиц; иностранные юридические лица; международные организации; иностранные государства; физические лица, как резиденты, так и нерезиденты. Особую роль среди субъектов инвестиционной деятельности и юридических лиц играют институционные инвесторы, а именно инвестиционные фонды, в том числе паевые инвестиционные фонды, а также страховые компании и пенсионные фонды, прежде всего негосударственные. Объектом инвестиций в первом приближении могут быть названы отношения воспроизводства.
Воспроизводство - это общий процесс производства, рассматриваемый в постоянной связи и непрерывном потоке своего возобновления. Отношения воспроизводства выступают как производственные отношения, включающие в себя фазы производства, распределения, обмена и потребления. Таким образом, воспроизводство представляет собой повторение процесса общественного производства на стадиях производства, распределения, обмена и потребления. Вместе с тем инвестиции нетождественны воспроизводству. Они включают в себя лишь часть воспроизводства, лишь несколько его элементов. В условиях научно-технической революции расширенное воспроизводство включает в себя 5 элементов:
1) воспроизводство материальных благ;
2) воспроизводство
общественного капитала в
3) воспроизводство рабочей силы (возобновление условий для жизни и труда);
4) воспроизводство фундаментальной и прикладной науки;
5) воспроизводство
всей совокупности
Экономическая сущность инвестиций заключается в том, что они обеспечивают возобновление и развитие факторов экономического роста, являясь неотъемлемой частью отношений воспроизводства. Поэтому, инвестиции - это особая экономическая деятельность по воспроизводству факторов экономического роста (общественного капитала, рабочей силы, науки). Многообразие инвестиционных отношений по воспроизводству этих факторов проявляется в формах инвестиций. Такими формами являются: строительство, реконструкция, расширение, модернизация, приобретения (в т. ч. по лизингу) производственных и непроизводственных основных фондов, включая землю и объекты природопользования; увеличение товарно-материальных запасов; затраты на современные научные разработки (воспроизводство науки и общественного капитала); отчисления в целевые фонды науки и техники (воспроизводство науки и техники); затраты населения на получения образования (воспроизводство рабочей силы); внесения средств в депозит (воспроизводство ссудного капитала); покупка ценных бумаг, как на первичном, так и на вторичном рынке; внесение или продажа пая в уставный капитал юридическим лицом; предоставление кредита (воспроизводство ссудного капитала). Целями инвестирования для физических и юридических лиц является: получение прибыли или дохода; прирост стоимости, принадлежащего им имущества; приобретение знаний, умений, навыков. Исключительно для юридических лиц - улучшение условий жизни и труда работников, т.е. целевые установки физических и юридических лиц носят применительно микроэкономический характер.
Для государства,
существует ещё одна цель - обеспечение
общих условий для функциониров
Такое понимание содержания анализа инвестиций позволяет четко сформулировать его цель. Цель инвестиционного анализа состоит в объективной оценке потребности, возможности, масштабности, целесообразности, доходности и безопасности осуществления краткосрочных и долгосрочных инвестиций; определении направлений инвестиционного развития компании и приоритетных областей эффективного вложения капитала; разработке приемлемых условий и базовых ориентиров инвестиционной политики; оперативном выявлении факторов (объективных и субъективных, внутренних и внешних), влияющих на появление отклонений фактических результатов инвестирования от запланированных ранее, и, наконец, в обосновании оптимальных инвестиционных решений, укрепляющих конкурентные преимущества фирмы и согласующихся с ее тактическими и стратегическими целями.
На основании
таких классификационных
В мировой практике инвестиций подразделяют на венчурные, реальные, портфельные, аннуитет.
Венчурные инвестиции
- это термин, применяемый для
обозначения рискованных
Информация о работе Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия