Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа
Действия в отношении первых трех факторов понятны и оптимизированы многолетним опытом работы предприятий, в том числе и НИИ. А вот четвертый фактор заслуживает отдельного внимания, тем более, что термины "интеллектуальная собственность" (ИС), "результаты научно-технической деятельности", "нематериальные активы" (НМА), "инновации" появились в нашем гражданском обороте лишь немногим более 10 лет назад. И это является частью перестройки не только в экономике, но и в сознании, приближающей российское общество ко всему цивилизованному миру, отдающему дань интеллектуальному труду.
Введение
Известный американский экономист Ч. Огборн утверждал, что имеется 4 материальных фактора, определяющих благосостояние нации: население, естественные ресурсы, организация экономики и изобретения. Если перенести это утверждение на уровень предприятия, то можно сказать, что имеется четыре фактора, определяющих благосостояние предприятия: кадры, материальные активы, производственно-экономическая деятельность и наличие инновационных идей (т.е. идей получения продуктов с гарантиро
ванным спросом и
Действия в отношении первых трех факторов понятны и оптимизированы многолетним опытом работы предприятий, в том числе и НИИ. А вот четвертый фактор заслуживает отдельного внимания, тем более, что термины "интеллектуальная собственность" (ИС), "результаты научно-технической деятельности", "нематериальные активы" (НМА), "инновации" появились в нашем гражданском обороте лишь немногим более 10 лет назад. И это является частью перестройки не только в экономике, но и в сознании, приближающей российское общество ко всему цивилизованному миру, отдающему дань интеллектуальному труду.
Интеллектуальная
Цель нашей работы – изучить интеллектуальную собственность на предприятии.
Задачи: -
Глава 1. Понятие интеллектуальной собственности
1.1. Интеллектуальная
В начале 90-х г.г. доля России в общем мировом объеме охранных документов, выданных на национальных заявителей, была 33,4% (США – 19%, Япония – 22,2%), а за 10 последних лет число выдаваемых в России патентов уменьшилось в 10 раз. При этом доля наукоемкой продукции, приходящейся на Россию, от общемирового объема упала за последние 10 лет более чем в 20 раз и составила в 2002 г. – 0,4%.
Структура и содержание интеллектуальной собственности
Если говорить о фундаментальной
типологии собственности в
1. Вещественная собственность.
2. Интеллектуальная собственность.
3. Собственность на управление.
Интеллектуальную
Производственная собственность (объекты интеллектуальной собственности связанные с техникой и промышленным производством). Этот вид интеллектуальной собственности защищается патентным правом и включает в себя изобретения, промышленные образцы и полезные модели.
· Произведения науки, искусства и литературы. Их использование регулируется авторским правом (так же к этой группе относятся программы для ЭВМ, базы данных и т.д.).
· Коммерческие и служебные тайны (ноу-хау).
Патенты и их экономическая сущность
Охрана промышленной собственности играет важную роль в развитии и эволюции промышленного производства. Если бы собственность предприятия на изобретения не была бы защищена, то предпринимателю было бы невыгодно спонсировать исследования и разработку новых идей и изобретений. Другими словами предприниматель готов вкладывать средства в то, что принесет ему прибыль и даст преимущества по сравнению с конкурентами. И для этого существует патентное право, которое устанавливает правовой режим охраны объектов, созданных в результате творческой деятельности, и гарантирует правомочия, обеспечивающее правообладателю возможность вводить объект в хозяйственный оборот любым образом и получать от этого прибыль.
В качестве объекта промышленной
собственности в Парижской
Из такой интерпретации
видно, что патенты, формирующие
юридическую защиту на определенный
срок для их правообладателя, создают
особенные правила рыночного
оборота изобретений. Таким образом,
становиться понятно, что существование
такой защиты экономически оправдывает
соотношение издержек и выгод, возникающих
у агентов рынка. В общем случае
это соотношение должно быть таким,
чтобы изобретателю, владеющему патентом
на свое произведение, было выгоднее продать
права на использования своего изделия,
(причем сумма сделки должна превосходить
издержки, связанные с созданием
изобретения и его
· Стимулирование изобретательской деятельности и технического прогресса в целом.
· Создание возможности для широкого распространения и использования новых изобретений.
· Исключение лиц из несанкционированного потребления результатов исследовательской деятельности.
Одним из факторов, которые
стимулируют приобретение патентов
предприятием, является повышение
1. Стратегия крупных патентов.
2. Стратегия «патентного наводнения».
США и Япония в 20 веке стали
друг для друга серьезными конкурентами
и, поэтому требовался способ, который
бы позволил захватывать целые отрасли
наукоемкой продукции. Первым как раз
стал способ «крупных патентов». Главной
целью ученых и разработчиков
было создать максимальное количество
крупных изобретений и с их
помощью сделать экономику
Эта «гонка патентов» стимулировала технический прогресс и способствовала появлению многих, ныне активно используемых, продуктов.
1.2. Авторское право
Для определения термина «авторское право» для начала обратимся к определению ВОИС: «Авторское право – это юридический термин, обозначающий права, предоставляемые авторам литературных и художественных произведений». В России программы для ЭВМ, топология интегральных микросхем и базы данных так же попадают под определение объектов, охраняющихся авторским правом.
Главной особенностью объектов авторского права является то, что они обладают свойствами общественного блага. «В то время как стоимость создания первого экземпляра часто высока, стоимость репродуцирования работы создателем или тем, кому она стала доступна, часто низка. Таким образом, как только копии становятся доступны другим, изготовление дополнительных копий совсем недорого для таких пользователей». К тому же научные произведения и произведения искусства являются важными элементами культуры общества. И вновь такие общественные выгоды имеют характеристики общественного блага.
В условиях свободного рынка окончательная цена авторского произведения включала бы в себя только предельные издержки его копирования. В такой ситуации автору произведения экономически невыгодно создание новых произведений, поскольку его совокупные доходы в этом случае не покроют затрат на создание произведения. Следовательно, общественные выгоды от публикации произведения будут утрачены.
Таким образом, главная задача авторского права – создание для, например, писателя экономического стимула, основанного на возможности извлечения монопольной прибыли в случае, когда результаты его деятельности юридически защищены.
Авторское право из созданной
информации, являющейся общественным
благом, делает благо смешанное, ограничивая
его свободное распространение
и использование. Поэтому центральная
проблема состоит в том, что распределение
исключительных прав может не только
оказывать содействие созданию информации,
но и вместе с этим ограничивает
её распространение. Таким образом,
чтобы гарантировать
Коммерческая тайна и ноу-хау
Сейчас начала возрастать роль коммерческой тайны по сравнению с патентами. Причина этого явления в том, что иногда изобретение трудно защитить патентом или невозможно отследить его незаконное использование. В таком случае владельцу технологии значительно выгоднее сохранять её в тайне, чем опубликовывать под ненадежной защитой патентного права. К тому же процедура получения патента достаточно дорогостоящая и он предоставляет исключительные права на пользование изобретением лишь на 20 лет. Поэтому некоторые компании предпочитают не регистрировать изобретения и оставить их на уровне ноу-хау и быстрее внедрять их в производство, увеличивая, таким образом скорость выхода на рынок нового товара и поддерживая свою конкурентоспособность.
Промышленная тайна является наиболее значимым видом коммерческой тайны (trade secrets).К ней относятся не только индивидуальные детали коммерческой деятельности или деловые связи, сколько промышленные секреты, изобретения, химические формулы и т.д.
Статья 139 Гражданского кодекса РФ определяет служебную и коммерческую тайну как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет доступа на законном основании, и по отношении которой обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности.
В отличие от патента коммерческая
тайна не подлежит государственной
регистрации и не может быть включена
в список нематериальных активов. Таким
образом, согласно законодательству коммерческая
тайна это не интеллектуальная собственность,
а способ её охраны. Но данное обстоятельство
не исключает возможность
Промышленная тайна