Интелелктуальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Действия в отношении первых трех факторов понятны и оптимизированы многолетним опытом работы предприятий, в том числе и НИИ. А вот четвертый фактор заслуживает отдельного внимания, тем более, что термины "интеллектуальная собственность" (ИС), "результаты научно-технической деятельности", "нематериальные активы" (НМА), "инновации" появились в нашем гражданском обороте лишь немногим более 10 лет назад. И это является частью перестройки не только в экономике, но и в сознании, приближающей российское общество ко всему цивилизованному миру, отдающему дань интеллектуальному труду.

Файлы: 1 файл

interektualnaya_sobstvennost юля.docx

— 195.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Известный американский экономист  Ч. Огборн утверждал, что имеется 4 материальных фактора,  определяющих благосостояние нации: население,  естественные ресурсы, организация экономики и изобретения. Если перенести это утверждение на уровень предприятия,  то можно сказать,  что имеется четыре фактора,  определяющих благосостояние предприятия: кадры, материальные активы, производственно-экономическая деятельность и наличие инновационных идей (т.е. идей получения продуктов с гарантиро

ванным спросом и прибыльностью). Особенно, если они оформлены в  виде изобретений или других объектов промышленной собственности.

Действия в отношении  первых трех факторов понятны и оптимизированы многолетним опытом работы предприятий, в том числе и НИИ. А вот четвертый фактор заслуживает отдельного внимания, тем более, что термины "интеллектуальная собственность" (ИС), "результаты научно-технической деятельности", "нематериальные активы" (НМА), "инновации" появились в нашем гражданском обороте лишь немногим более 10 лет назад. И это является частью перестройки не только в экономике, но и в сознании, приближающей российское общество ко всему цивилизованному миру, отдающему дань интеллектуальному труду. 

Интеллектуальная собственность,  как и всякая другая собственность  должна приносить прибыль и правообладателю,  и авторам. Современная российская законодательная и нормативная база при квалифицированном управлении интеллектуальной собственностью вполне позволяет это сделать.  Объекты ИС как в виде исключительных прав, так и в виде ноу-хау, позволяют иметь как минимум два важнейших преимущества:  законную монополию и дополнительный доход за счет продажи  (в том числе и много- кратной) нематериальных объектов. Но, как правило, осознание роли прав на ИС руководителями предприятий происходит после конкретных коллизий, в основном отрицательных, например, при предъявлении исков по нарушению чужих прав.  До начала 90-х годов государство – монопольный владелец ИС –  поддерживало хоть и не лишенный недостатков, но рациональный порядок в этой области. Существовали обязательные формы отчетности по изобретательству, льготы по налогу на прибыль от внедренных изобретений. Они обязывали предприятия выявлять и внедрять изобретения,  содержать патентные службы, предоставляющие информацию и следившие за патентной чистотой продукции,  выплачивать вознаграждения изобретателям.  Существовали государственные структуры, ответственные за посредническую функцию между разработчиками и потребителями ИС, в том числе и на международном уровне.  В 1992 г. был принят пакет законов по ИС, передающих все права хозяйствующим субъектам и абсолютно лишающих  (как ни парадоксальна такая очередная крайность)  всех прав на ИС государство. Казалось бы, он должен был способствовать резкому росту числа охранных документов, инновационной активности и рынка новых для российского потребителя товаров – прав на объекты промышленной собственности. Однако этого не произошло.

Цель нашей работы –  изучить интеллектуальную собственность  на предприятии.

Задачи: -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие интеллектуальной собственности

1.1. Интеллектуальная собственность,  интеллектуальный продукт

  В начале 90-х г.г. доля России в общем мировом объеме охранных документов, выданных на национальных заявителей, была 33,4% (США – 19%, Япония – 22,2%),  а за 10 последних лет число выдаваемых в России патентов уменьшилось в 10 раз. При этом доля наукоемкой продукции,  приходящейся на Россию,  от общемирового объема упала за последние 10 лет более чем в 20 раз и составила в 2002 г. – 0,4%.  

Структура и содержание интеллектуальной собственности

Если говорить о фундаментальной  типологии собственности в целом, то можно выделить 3 главные группы.

1.  Вещественная собственность.

2.  Интеллектуальная собственность.

3.  Собственность на управление.

Интеллектуальную собственность, в свою очередь, можно упрощенно  разделить на 3 группы:

Производственная собственность (объекты интеллектуальной собственности  связанные с техникой и промышленным производством). Этот вид интеллектуальной собственности защищается патентным  правом и включает в себя изобретения, промышленные образцы и полезные модели.

·  Произведения науки, искусства и литературы. Их использование регулируется авторским правом (так же к этой группе относятся программы для ЭВМ, базы данных и т.д.).

·  Коммерческие и служебные тайны (ноу-хау). 

Патенты и их экономическая  сущность

Охрана промышленной собственности  играет важную роль в развитии и  эволюции промышленного производства. Если бы собственность предприятия  на изобретения не была бы защищена, то предпринимателю было бы невыгодно  спонсировать исследования и разработку новых идей и изобретений. Другими  словами предприниматель готов  вкладывать средства в то, что принесет ему прибыль и даст преимущества по сравнению с конкурентами. И для этого существует патентное право, которое устанавливает правовой режим охраны объектов, созданных в результате творческой деятельности, и гарантирует правомочия, обеспечивающее правообладателю возможность вводить объект в хозяйственный оборот любым образом и получать от этого прибыль.

В качестве объекта промышленной собственности в Парижской конвенции  упомянуты не изобретения, промышленные образцы, полезные модели как таковые, а охранные документы (патенты, свидетельства) на них. Согласно определению Конвенции, учреждающей ВОИС, понятие «интеллектуальная  собственность» означает права, относящиеся  к тем или иным объектам, а не сами это объекты. Согласно определению  ВОИС: «Патент представляет собой  исключительное право, предоставленное  на произведение, которое может быть продуктом или способом, позволяющим  сделать что-либо по-новому или предлагающее техническое решение задачи. Патент предоставляет своему владельцу  охрану на изобретение».

Из такой интерпретации  видно, что патенты, формирующие  юридическую защиту на определенный срок для их правообладателя, создают  особенные правила рыночного  оборота изобретений. Таким образом, становиться понятно, что существование  такой защиты экономически оправдывает  соотношение издержек и выгод, возникающих  у агентов рынка. В общем случае это соотношение должно быть таким, чтобы изобретателю, владеющему патентом на свое произведение, было выгоднее продать  права на использования своего изделия, (причем сумма сделки должна превосходить издержки, связанные с созданием  изобретения и его спецификацией) чем сохранять его в секрете. С другой стороны покупатель (предприниматель) тоже должен быть заинтересован в  покупке прав на использование изобретения, так как его использование  должно быть более выгодным, чем  использование традиционной технологии. Стоит отметить, что патент не предоставляет  своему владельцу вечной защиты его  прав на изобретение, обычно патент выдается на срок не более 20 лет. А по истечении этого срока технология изобретения становиться общедоступной, что способствует ускорению технического прогресса. Таким образом, патентное право преследует 3 главные цели:

·  Стимулирование изобретательской деятельности и технического прогресса в целом.

·  Создание возможности для широкого распространения и использования новых изобретений.

·  Исключение лиц из несанкционированного потребления результатов исследовательской деятельности.

Одним из факторов, которые  стимулируют приобретение патентов предприятием, является повышение конкурентоспособности  предприятия. Ведь получая патент на какое-либо крупное изобретение, которое  может способствовать выпуску качественно  нового товара, предприятие обретает временную монополию на производство и реализацию данного товара. Причем стоить отметить, что эта монополия не может быть ограничена никаким антимонопольным законодательством и не может быть нарушена конкурентами, так как они не обладают необходимыми технологиями. Этот фактор сыграл серьезную роль в научно-технической гонке США и Японии, начавшейся в 80-х гг. прошлого века. Это явление получило название «патентной войны». В этой «войне» существовало 2 стратегии:

1.  Стратегия крупных патентов.

2.  Стратегия «патентного наводнения».

США и Япония в 20 веке стали  друг для друга серьезными конкурентами и, поэтому требовался способ, который  бы позволил захватывать целые отрасли  наукоемкой продукции. Первым как раз  стал способ «крупных патентов». Главной  целью ученых и разработчиков  было создать максимальное количество крупных изобретений и с их помощью сделать экономику страны более конкурентоспособной. Эта  гонка не привела ни к каким результатам, так как исследования происходили практически одновременно и эта стратегия не давала серьезных преимуществ ни одной из сторон. Суть второй стратегии в том, что патент может быть оформлен не только на крупное, качественно новое изобретение, но и на мелкие усовершенствования, которые обладают новизной, оригинальностью и определенной полезностью. Япония и США использовали эту особенность. Например, если в Японии была изобретена новая технология производства телевизоров, то в США сразу же начинался поиск усовершенствований, касающихся этой технологии и их патентование. Таким образом, японские разработчики были не в состоянии сделать ни шага к улучшению этой технологии, так как они были ограничены американскими патентами. В таком случае компания-разработчик изобретения может довольствоваться лишь продажей лицензий на использование запатентованного изобретения компании-конкуренту, которая, в свою очередь получает прибыль от продажи усовершенствованного изобретения.

Эта «гонка патентов» стимулировала  технический прогресс и способствовала появлению многих, ныне активно используемых, продуктов.

 

 

1.2. Авторское право 

Для определения термина  «авторское право» для начала обратимся  к определению ВОИС: «Авторское право  – это юридический термин, обозначающий права, предоставляемые авторам  литературных и художественных произведений». В России программы для ЭВМ, топология интегральных микросхем и базы данных так же попадают под определение объектов, охраняющихся авторским правом.

Главной особенностью объектов авторского права является то, что  они обладают свойствами общественного  блага. «В то время как стоимость  создания первого экземпляра часто  высока, стоимость репродуцирования работы создателем или тем, кому она  стала доступна, часто низка. Таким  образом, как только копии становятся доступны другим, изготовление дополнительных копий совсем недорого для таких пользователей». К тому же научные произведения и произведения искусства являются важными элементами культуры общества. И вновь такие общественные выгоды имеют характеристики общественного блага.

В условиях свободного рынка  окончательная цена авторского произведения включала бы в себя только предельные издержки его копирования. В такой  ситуации автору произведения экономически невыгодно создание новых произведений, поскольку его совокупные доходы в этом случае не покроют затрат на создание произведения. Следовательно, общественные выгоды от публикации произведения будут утрачены.

Таким образом, главная задача авторского права – создание для, например, писателя экономического стимула, основанного на возможности извлечения монопольной прибыли в случае, когда результаты его деятельности юридически защищены.

Авторское право из созданной  информации, являющейся общественным благом, делает благо смешанное, ограничивая  его свободное распространение  и использование. Поэтому центральная  проблема состоит в том, что распределение  исключительных прав может не только оказывать содействие созданию информации, но и вместе с этим ограничивает её распространение. Таким образом, чтобы гарантировать оптимальное  использование информации, цена не должна превосходить предельные издержки, но при этом должна быть выше, чем  предельная себестоимость, чтобы обеспечить стимулы создать работу. В итоге  стимулы для создания информации обеспечиваются в ущерб оптимальному использованию данной информации.

Коммерческая тайна и  ноу-хау

Сейчас начала возрастать роль коммерческой тайны по сравнению  с патентами. Причина этого явления  в том, что иногда изобретение  трудно защитить патентом или невозможно отследить его незаконное использование. В таком случае владельцу технологии значительно выгоднее сохранять её в тайне, чем опубликовывать под ненадежной защитой патентного права. К тому же процедура получения патента достаточно дорогостоящая и он предоставляет исключительные права на пользование изобретением лишь на 20 лет. Поэтому некоторые компании предпочитают не регистрировать изобретения и оставить их на уровне ноу-хау и быстрее внедрять их в производство, увеличивая, таким образом скорость выхода на рынок нового товара и поддерживая свою конкурентоспособность.

Промышленная тайна является наиболее значимым видом коммерческой тайны (trade secrets).К ней относятся не только индивидуальные детали коммерческой деятельности или деловые связи, сколько промышленные секреты, изобретения, химические формулы и т.д.

Статья 139 Гражданского кодекса  РФ определяет служебную и коммерческую тайну как информацию, имеющую  действительную или потенциальную  коммерческую ценность в силу неизвестности  её третьим лицам, к которой нет  доступа на законном основании, и  по отношении которой обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности.

В отличие от патента коммерческая тайна не подлежит государственной  регистрации и не может быть включена в список нематериальных активов. Таким  образом, согласно законодательству коммерческая тайна это не интеллектуальная собственность, а способ её охраны. Но данное обстоятельство не исключает возможность рассмотрения промышленной тайны в качестве особой разновидность промышленной собственности. Фактически промышленная тайна, подобно  интеллектуальной собственности, является невещественным благом, но при этом не требует обязательной государственной  регистрации.

Промышленная тайна представляет собой определенную совокупность технологических  знаний и опыта работы. Это могут  быть потенциально патентоспособные решения, которые по объективным причинам не желают патентовать в установленном порядке. Именно технические новшества и изобретения целесообразно, а иногда и необходимо засекречивать. Это актуально, когда патент не дает возможности полностью защитить изобретение от несанкционированного использования конкурентами, например это касается промежуточных продуктов и технологий, находящихся во внутрифирменном обороте. Конкурент может ими воспользоваться и не заплатить и таким образом приблизиться к уровню изобретения. Все это приводит к тому, что временная монополия, обеспечиваемая патентом, перестает существовать. А если предприниматель решает сохранить технологию производства какого-либо товара в тайне, то он становится монополистом в области реализации этого товара, причем монополия может длиться сколь угодно долгий срок. Показательным примером можно считать секрет производства кока-колы, которую в 1886 году создал фармацевт Джон Смитс Пембертон. Сейчас владельцем секрета является Ф. Робинсон, получивший его в наследство от прадеда. С самого начала фирма отказалась от патентования рецептуры и обеспечила себе монополию на производство этого напитка путем неразглашения секрета. Фирма лицензию на производство напитка выдает бесплатно, но концентрат можно купить только у неё. Всего несколько человек в фирме знают формулу изготовления этого напитка. Благодаря этой схеме сейчас фирма стоит 40 млрд. долларов и является обладательницей одного из самых узнаваемых и дорогостоящих брендов.

Информация о работе Интелелктуальная собственность