Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа
Действия в отношении первых трех факторов понятны и оптимизированы многолетним опытом работы предприятий, в том числе и НИИ. А вот четвертый фактор заслуживает отдельного внимания, тем более, что термины "интеллектуальная собственность" (ИС), "результаты научно-технической деятельности", "нематериальные активы" (НМА), "инновации" появились в нашем гражданском обороте лишь немногим более 10 лет назад. И это является частью перестройки не только в экономике, но и в сознании, приближающей российское общество ко всему цивилизованному миру, отдающему дань интеллектуальному труду.
Таблица Силы/Слабости и Возможности/Угрозы
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Достоверный мониторинг рынка Отлаженная сбытовая сеть Широкий ассортимент товаров Высокий контроль качества Высокая квалификация персонала Достаточная известность |
Высокий уровень цен Недостатки в рекламной политике Неучастие персонала в принятии управленческих решений |
Возможности |
Угрозы |
Улучшение уровня жизни населения Появление новых поставщиков Снижение налогов и пошлин Совершенствование менеджмента Разорение и уход фирм |
Изменение правил ввоза продукции Снижение уровня жизни населения Рост налогов и пошлин Сбои в поставках продукции Ужесточение законодательства |
По пятибалльной системе
определяют экспертные оценки парных
сочетаний «сильная сторона –
угроза», «слабая сторона – угроза»,
«сильная сторона – возможность»,
«слабая сторона – возможность»
Таблица Обобщённая матрица SWOT-анализа
Возможности |
Угрозы |
Итого | ||||||||||
Улучшение уровня жизни населения |
Появление новых поставщиков |
Снижение налогов и пошлин |
Совершенствование менеджмента |
Разорение и уход фирм – продавцов |
Изменение правил ввоза продукции |
Снижение уровня жизни населения |
Рост налогов и пошлин |
Сбои в поставках продукции |
Ужесточение законодательства | |||
Сильные стороны |
Достоверный мониторинг рынка |
1 |
4 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
5 |
1 |
21 |
Отлаженная сбытовая сеть |
2 |
4 |
3 |
1 |
5 |
4 |
1 |
4 |
2 |
3 |
29 | |
Широкий ассортимент товаров |
5 |
4 |
3 |
3 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
37 | |
Высокий контроль качества |
3 |
2 |
1 |
4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
20 | |
Высокая квалификация персонала |
4 |
5 |
1 |
5 |
3 |
2 |
2 |
1 |
5 |
1 |
29 | |
Достаточная известность |
5 |
4 |
2 |
3 |
4 |
2 |
4 |
2 |
4 |
1 |
31 | |
Слабые стороны |
Высокий уровень цен |
5 |
1 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
32 |
Недостатки в рекламной политике |
1 |
2 |
1 |
4 |
1 |
5 |
2 |
1 |
3 |
2 |
22 | |
Неучастие персонала в принятии управленческих решений |
1 |
4 |
2 |
5 |
2 |
2 |
2 |
1 |
5 |
2 |
26 | |
Итого |
27 |
30 |
19 |
30 |
27 |
26 |
22 |
17 |
32 |
17 |
Анализ таблицы позволяет сделать следующие выводы:
1. Главные угрозы для
предприятия – это изменение
правил ввоза продукции и
2. Основные возможности
– появление новых поставщиков
и совершенствование
3. Основные сильные стороны – широкий ассортимент продукции и достаточная известность.
4. Основная слабая сторона – высокий уровень цен.
Рассмотрев возможности фирмы, слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, можно определить стратегию фирмы. Выводы, которые можно сделать на основании матрицы SWOT, представлены в таблице
Таблица Матрица SWOT-анализа
«Сила и возможности»
|
«Сила и угрозы»
|
«Слабости и возможности»
|
«Слабости и угрозы»
|
При проведении SWOT-анализа особое внимание обращается на квадрат «Сила – Возможности» и квадрат «Слабость – Угрозы». На основании данных первого квадрата формируют стратегии, позволяющие воспользоваться возможностями. На основании данных второго – стратегии, минимизирующие слабости и помогающие избегать угроз.
Составляется матрица проблем (таблица ), в которой формулируются имеющиеся проблемы, обусловленные сочетанием сильных (слабых) сторон предприятия с угрозами (возможностями).
Таблица Ранжирование проблем предприятия по значимости
№ п/п |
Проблема |
Оценка проблемы |
Ранг проблемы |
1 |
Освоение продажи в
уже имеющихся магазинах |
46 |
2 |
2 |
Увеличение продаж |
58 |
1 |
3 |
Открытие филиалов в новых городах |
45 |
3 |
4 |
Поиск новых поставщиков |
38 |
4 |
5 |
Привлечение персонала к управлению |
34 |
5 |
6 |
Использование современных средств продвижения товара |
17 |
6 |
Для оценки каждой из проблем из таблицы строится «проблемное поле предприятия» (таблица ), которое представляет собой матрицу, аналогичную обобщенной матрице SWOT-анализа (таблица ), но на пересечении строк и столбцов которой помещается номер проблемы по порядку из таблицы (№ п/п), перекрывающей эту ячейку. Оценка проблемы, которую выставляется в таблице 5.1, равна сумме экспертных оценок ячеек из таблицы, перекрываемых рассматриваемой проблемой в таблице. Например, для проблемы №1 «Освоение продажи в уже имеющихся магазинах сопутствующих товаров» отмечено 10 ячеек в таблице . Сумма экспертных оценок этих ячеек
Таблица 5.2 Проблемное поле предприятия
Возможности |
Угрозы | ||||||||||
Улучшение уровня жизни населения |
Появление новых поставщиков |
Снижение налогов и пошлин |
Совершенствование менеджмента |
Разорение и уход фирм – продавцов |
Изменение правил ввоза продукции |
Снижение уровня жизни населения |
Рост налогов и пошлин |
Сбои в поставках продукции |
Ужесточение законодательства | ||
Сильные стороны |
Достоверный мониторинг рынка |
3 |
3 |
1 |
6 |
3 |
1 |
3 |
3 |
4 |
2 |
Отлаженная сбытовая сеть |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 | |
Широкий ассортимент товаров |
3 |
4 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 | |
Высокий контроль качества |
3 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
2 | |
Высокая квалификация персонала |
2 |
4 |
3 |
5 |
2 |
3 |
2 |
1 |
4 |
2 | |
Достаточная известность |
2 |
4 |
2 |
5 |
2 |
1 |
6 |
3 |
4 |
3 | |
Слабые стороны |
Высокий уровень цен |
1 |
4 |
2 |
5 |
3 |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
Недостатки в рекламной политике |
6 |
6 |
2 |
5 |
2 |
6 |
6 |
2 |
6 |
3 | |
Неучастие персонала в принятии управленческих решений |
5 |
5 |
3 |
5 |
2 |
5 |
5 |
3 |
5 |
2 |
по таблице 4.2 равна 46 баллов. Ранжирование проблем в последнем столбце в таблице 5.1 проводится по убыванию оценок. В принципе, любая ячейка в таблице 5.2 может быть помечена и не одной проблемой. Баллы из таблицы 4.2 в этом случае используются в одинаковом размере для каждой проблемы.
5. Основные фонды фирмы.
Основные средства (основные фонды) являются одним из важных факторов эффективности любого производства. Задачами анализа являются определение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений основными фондами, уровня их использования, изучения степени использования производственной мощности предприятия и оборудования, и выявление резервов повышения эффективности использования основных средств.
Отличительной особенностью
основных средств является их многократное
использование в процессе производства,
сохранение первоначального внешнего
вида в течение длительного периода
и постепенный перенос своей
первоначальной стоимости на затраты
производства. Экономическая эффективность
использования их характеризуется
долей амортизации в стоимости
продукции. С ростом и совершенствованием
техники сумма ежегодной
К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Все основные средства делятся по группам. Состав групп описан в документе «Положение о порядке учета основных средств в системе «1С: Учет основных средств»».
Основные средства принимаются
к бухгалтерскому учету по первоначальной
стоимости. Первоначальной стоимостью
основных средств, приобретенных за
плату, признается сумма фактических
затрат организации на приобретение,
сооружение и изготовление, за исключением
налога на добавленную стоимость
и иных возмещаемых налогов (кроме
случаев, предусмотренных
В процессе функционирования основные средства подвергаются физическому и моральному износу.
Физический износ-это процесс в результате, которого элементы основных средств становятся физически не пригодными для дальнейшего их использования в процессе производства.
На физический износ влияют такие факторы как:
Моральный износ-это процесс обесценивания основных средств вследствие появления более современных и более прогрессивных основных средств.
Моральный износ бывает двух видов:
Данные о наличие износа и движения основных средств служат основным источником информации для оценки производственного потенциала предприятия.
В общем виде методика расчета
показателей состояния и
1. Показатели состояния:
1.1. Коэффициент износа
K изн. = Сумма износа основных фондов
Первон. стоимость осн. фондов
1.2. Коэффициент годности
K годн. = Остаточная стоимость основных фондов
Первон. стоимость основных фондов
Коэффициенты годности и износа основных фондов в основном рассчитываются на конец года. Но если имеются необходимые данные, то эти показатели могут быть определены и на начало периода. Тогда можно будет судить об изменении состояния основных фондов за период.
Коэффициент износа характеризует долю той части стоимости основных фондов, которая перенесена на продукт, а коэффициент годности - неизношенную часть основных фондов.
1.3. Коэффициент стабильности основных фондов
K ст. = Стоимость ОПФ на нач. периода – Стоимость выбывших ОПФ
Стоимость всех выбывших ОПФ