Интелелктуальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Действия в отношении первых трех факторов понятны и оптимизированы многолетним опытом работы предприятий, в том числе и НИИ. А вот четвертый фактор заслуживает отдельного внимания, тем более, что термины "интеллектуальная собственность" (ИС), "результаты научно-технической деятельности", "нематериальные активы" (НМА), "инновации" появились в нашем гражданском обороте лишь немногим более 10 лет назад. И это является частью перестройки не только в экономике, но и в сознании, приближающей российское общество ко всему цивилизованному миру, отдающему дань интеллектуальному труду.

Файлы: 1 файл

interektualnaya_sobstvennost юля.docx

— 195.36 Кб (Скачать файл)

Если раньше информация о  структуре спроса использовалась в  основном производителями, то сейчас покупатели стали гораздо более осведомлены  о структуре предложения, чтобы  выбрать, что именно покупать. В таких условиях многие предприятия, желающие остаться на плаву и вынужденные постоянно привлекать потребителя, тратят значительные части своего капитала на создание и поддержание бренда, проведение различных рекламных кампаний и разработки новых маркетинговых предложений, что требует вливания значительных сумм в развитее информационной составляющей компании, её интеллектуальных ресурсов.

Интеллектуальная собственность  в экономике России

Из всех вышеперечисленных  фактов мы можем сделать вывод, что  интеллектуальная собственность в  современной экономике играет роль ценнейшего стратегического актива, орудия конкурентной борьбы. А обеспечение конкурентоспособности всей российской экономики в целом и каждого предприятия в отдельности – это важнейший вопрос в настоящее время.

Сейчас мы можем наблюдать, что страны, в экономике которых  преобладают наукоемкие отрасли, значительно  обгоняют Россию по многим экономическим  показателям. Это связано с тем, что большинство развитых стран  перешли к постиндустриальной модели общества и экономики, а Россия не обладает необходимым моральным  и материальным фундаментом для  такой модели экономики. Ни для кого не секрет, что сейчас экономика  России основана в основном на экспорте сырья. При сохранении подобного  курса экономический рост для нашей страны невозможен, и в дальнейшем это может привести к тому, что в мировом распределении труда Россия станет своеобразной «шахтой», которая поставляет миру лишь полезные ископаемые. Для предотвращения исполнения подобных прогнозов российская экономика должна кардинально изменить свое направление.

Россия располагает 12% ученых мира. Это более миллиона человек. Однако инновационной деятельностью  занимаются лишь 15% предприятий и  научная продукция, которую они  выпускают, не превышает 1,5-2,0% от общего экспорта страны. Доходы от экспорта научной  продукции составляют лишь 1 млрд. долларов (это в 740 раз меньше, чем в США). Эти факты указывают на то, что  сейчас, к сожалению, в России инновации  и научная деятельность практически  не оказывают влияния на экономику. Подобная ситуация недопустима в  мире, в котором существует информационно  общество, если страна желает быть в  авангарде. России необходимо решить ряд  проблем, связанных с недостаточной  стимуляцией инноваций и с  недостаточным привлечением интеллектуального  ресурса в развитии экономики. На мой взгляд, эти проблемы вызваны  тем, что очень долгое время интеллектуальная собственность была в руках государства. Развитие института интеллектуальной собственности подразумевает наличие  инициативной человеческой деятельности, активный обмен научно-технической  информацией внутри страны и за её пределами, частное владение интеллектуальной собственностью. Так как в советский  период многие из этих фактором отсутствовали, то институт интеллектуальной собственности  не мог нормально формироваться. Сейчас, когда в России формируются  рыночные отношения, вместе с ними формируется  и рынок интеллектуальной собственности. И если сейчас будет происходить  активное развитие и реорганизация  этого рынка в соответствии с  требованиями мировой экономики, то Россия может изменить свое положение  в мировом сообществе и из страны с сырьевой экономикой перейти к  экономике постиндустриальной.

Наиболее перспективным  сценарием развития российской экономики  является инновационно-активный. В его основе лежит активация научно-технической и инновационной деятельности – промышленного освоения экономически эффективной наукоемкой техники и технологий, укрепление конкурентных позиций отечественных производителей на внешнем и внутреннем рынках. Для начала хотелось бы сказать о главных особенностях положения интеллектуальной собственности в экономике России.

Наша страна обладает двумя  значительными преимуществами в  области экономики знаний. Первое – это фундаментальная наука. Несмотря на «утечку мозгов», которая  происходила последние 20 лет, Россия все же занимает лидирующие позиции, уступая лишь США. Второе, это высокий  уровень образования, который превосходит  уровень любой страны со сравнимыми показателями экономического развития. Проблема заключается в том, что  сейчас наука и производство практически  не связаны между собой. Необходимо создать систему, в которой бы исследовательские центры, университеты, НИИ и крупные предприятия взаимодействовали друг с другом. Например, в США практически любой университет является лабораторией по разработке новых изобретений (которые затем очень быстро воплощаются в жизнь за счет внедрения их в экспериментальное производство), а в России пока научной деятельностью занимаются в основном энтузиасты-одиночки. Положение постепенно исправляет система грантов для студентов, которая привлекает в научную деятельность молодых и перспективных будущих ученых. Но также нельзя списывать со счетов и профессоров и преподавателей высших учебных заведений. Необходимо развивать в ВУЗах систему не только передачи знаний, но и их производства. Следовательно, нужно создать в России передовую отрасль научных исследований и опытно-конструкторских разработок. И создание подобной отрасли и поддержка науки требуют развития инфраструктуры, формировании качественно новой материальной базы.

Еще одной проблемой является то, что в России пока не до конца  развито законодательство, защищающее интеллектуальную собственность. Только недавно появились законы, которые  в полной мере охватывают все части  интеллектуальной собственности. Одной  из самых негативных особенностей рынка  интеллектуальной продукции является пиратство. Создатель фильма, книги, музыкального произведения или какой-либо программы для ЭВМ, даже, несмотря на авторское право, практически  не застрахован от нелицензионного  копирования и незаконной продажи  его произведения. Из-за этого страдают не только создатели продукции, но и  государство, так как с пиратской  продукции налоги не поступают в  бюджет. Это проблема вызвана не только наличием «пиратов», но и отсутствием  в общественном сознании понятия  «плагиат», «незаконно использование». Главной задачей государства  в этом случае является не только преследование  пиратства по закону, но и внушения гражданам идеи, что любое нарушение  прав на интеллектуальную собственность  незаконно, даже если оно совершено  не с целью получения прибыли.

Сейчас, к сожалению, на мировом  рынке наукоёмких товаров российские изобретатели находятся в невыгодном положении. Наше законодательство создано  таким образом, что продажа лицензий на использование патента практически  не возможна, но при этом полная продажа  прав на обладание и использование  изобретения оформляется очень  легко. Таким образом, государство  препятствует тому, чтобы патент и  право продажи лицензий оставалось в стране. Это способствует утечке многих изобретений на Запад.

Очень часто введение нового изобретения в производство занимает весьма длительный период времени. Это  недопустимо, так как мировая  экономика постоянно ускоряется, поэтому новшества должны быть сразу  же внедрены в производство, чтобы  избежать морального износа еще до выпуска.

Таким образом, сейчас перед  российской экономикой стоит несколько  задач, выполнение которых сыграет  серьезную роль в её развитии и  приближении к постиндустриальной экономике, экономике знаний.

1.  Поддержание престижа научной деятельности и привлечения в сферу фундаментальных исследований новых специалистов.

2.  Создание исследовательских центров при ВУЗах.

3.  Участие крупных предприятий в экономике знаний, создание инновационных фондов, сотрудничающих с институтами.

4.  Инвестиции в наукоемкий сектор экономики с целью обновления оборудования, внедрения новых технологий, перестройки информационных систем.

5.  Технологическое сокращение срока создания и вывода на рынок новых изделий, улучшение их логистики.

6.  Создание трех уровней защиты интеллектуальной собственности:

a)  правовой (усовершенствование законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности);

b)  организационный (создание наукоградов);

c)  экономический (налоговые льготы для предприятий, производящих наукоемкую продукцию).

7.  Формирование в сознании граждан идеи о неприкосновенности интеллектуальной собственности.

Конечно, все эти меры по преобразованию экономики требуют  проведения долгой и затратной системы  реформ со стороны государства, но именно эти реформы приведут к тому, что  экономика России выйдет на новый  уровень и встанет в один ряд  с экономиками развитых стран  Запада.

 

 

 

 

Практическая часть

ООО «НТИ» обувное предприятие, специализирующееся на производстве специальной, домашней, прогулочной, медицинской, гостиничной  и домашней обуви.

Постоянное модернизация оборудования позволяет выпускать качественную продукцию. С самого начала основным направлением было выбрано производство специальной обуви. Возможности производства и высокая квалификация сотрудников позволяют нам изготавливать сложнейшие модели, в том числе для атомных станций. Мы работаем с текстильными производствами (обувь для текстильщиков), с предприятиями легкой промышленности (чувяки кожаные, туфли женские специальные), с соцучреждениями (панталеты из искусственной кожи и дублированного материала).

С 2009 года мы начали производить домашнюю обувь. Изначально мы могли предложить своим потребителям очень небольшой  выбор домашних тапочек. Но постепенно, ориентируясь на спрос, мы расширили  наш ассортимент домашней обуви. И мы постоянно продолжаем совершенствовать нашу продукцию. Мы предлагаем широкую  цветовую палитру не только в тканях, используемых при пошиве тапочек, но и в подошвах, что существенно  меняет общий вид домашней обуви.

Общество обладает правами  юридического лица с момента его  государственной регистрации в  установленном порядке. Оно является коммерческой организацией с разделением  на доли участников уставным капиталом.

Общество имеет круглую  печать, содержащую его полное фирменное  наименование на русском языке. Оно  в праве иметь собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Общество несет ответственность  по своим обязательствам. Оно вправе в установленном порядке открыть  банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также самостоятельно планировать свою производственно-хозяйственную деятельность и иную деятельность.

Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг  осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым Обществом самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных  действующим законодательством.

Общество может в порядке, установленном настоящим Уставом:

  • создавать филиалы и открывать представительства на территории Р.Ф. и за ее пределами с соблюдением требований действующего законодательства;
  • участвовать в создании и деятельности других юридических лиц на территории Р.Ф. и за ее пределами;
  • на добровольных началах объединяться с союзами, ассоциациями и иные объединения юридических лиц на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству, действующему на территории Р.Ф.

Минимальная величина уставного  капитала -  10000 рублей.

 

ООО «Агро ЭКО» работает на основании Устава фирмы. Общество имеет традиционную линейно-функциональную структуру управления. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет Директор – единственный исполнительный орган общества. Директор общества назначается единственным участником общества сроком на один год. Между лицом, назначенным Директором, и обществом заключается договор (контракт), который от имени общества подписывает Генеральный директор единственного участника.

Директор общества без  доверенности действует от имени  Общества и представляет его интересы; выдает доверенности на право представительства  от имени Общества; издает приказы  о назначении на должности работников Общества, об их переводе и увольнении, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; совершает сделки и распоряжается имуществом Общества; готовит и представляет на утверждение единственного участника Общества годового отчета и бухгалтерский баланс, иные документы; организует исполнение решений единственного участника; осуществляет иные полномочия.

 

 

Целью деятельности Общества является извлечение прибыли.

 

4. SWOT-анализ.

Основу анализа ближайшего окружения фирмы составляет конкурентный анализ среды, который обычно строят на использовании модели пяти сил М. Портера. Согласно этой теории на деятельность фирмы оказывают влияние пять сил:

  • конкурентная борьба внутри отрасли;
  • угроза появления товаров и услуг – субститутов;
  • угроза поставщиков;
  • угроза появления новых конкурентов;
  • угрозы покупателей.
  • Рассматриваемая компания ООО «Кей» занимает на рынке довольно высокое положение, т.е. она реализует услуги по средним ценам и имеет самый большой ассортимент товаров. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной продукции. В целом, компьютерная отрасль находится в стадии молодости. Это влечет за собой необходимость совершенствовать методы менеджмента. Все фирмы поддерживают средний уровень цен и конкурируют по таким параметрам как реклама, обслуживание, качество услуг, дополнительные услуги и т.п. В компьютерной отрасли конкуренцию нельзя назвать жесткой, т.к. спрос на продукцию растет быстрыми темпами. Вместе с тем методы дополнительно стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли.

Информация о работе Интелелктуальная собственность