Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:04, курсовая работа
Целью данной работы является в исследовании макрофакторов внешней среды организации в новых рыночных отношениях. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи: исследовать понятие и дать характеристику внешней среды; выявить сферы и факторы внешней среды организации; выбрать и обосновать применение этих методов исследования; проанализировать факторы внешней среды ОГУП «Ирбитский молочный завод» путем SWOT – анализа макросреды организации и количественного анализа.
Введение 3
1 Макрофакторы внешней среды организации 5
1.1 Понятие и характеристика внешней среды организации 5
1.2 Факторы внешней среды организации 14
2 Анализ факторов внешней среды ФГУП «Почта России» 18
2.1 Методы исследования факторов внешней среды 18
2.2 Анализ факторов внешней среды ФГУП «Почта России» 19
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО "Уральский государственный технический университет - УПИ"
Факультет экономики и управления
Кафедра общей экономической теории
Курсовой проект
на тему: Исследование факторов внешней среды
организации
по дисциплине: Исследование систем управления
Руководитель
Нормоконтроль
Студент гр ЭУЗ – 600901-c Ирку (роспись) К.Л. Огородников
Ирбит
2014
Содержание
Организация является важнейшим понятием в менеджменте. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
Факторы внешней среды
организации взаимосвязаны
Взаимосвязь факторов внешней среды приобретает особую значимость в условиях мирового рынка, Как правило, организации, поставляющие на него свою продукцию. Не могут с этим не считаться.
Современная внешняя
среда предприятия характеризуе
Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и ответственных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских организаций не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и металогических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.
Актуальность выбранной темы в том, что изучение внешнего окружения необходимо для вскрытия угроз и возможностей, которые должны учитываться организацией при определении своих целей и задач, при их достижении, а так же для эффективности использования своего потенциала.
Целью данной работы является в исследовании макрофакторов внешней среды организации в новых рыночных отношениях.
В соответствии с данной
целью поставлены следующие задачи: исследовать понятие и дать характеристику
внешней среды; выявить сферы и факторы
внешней среды организации; выбрать и
обосновать применение этих методов исследования;
проанализировать факторы внешней среды
ОГУП «Ирбитский молочный завод» путем
SWOT – анализа макросреды организации
и количественного анализа.
Объектом исследования – организация ОГУП «Ирбитский молочный завод». Предметом исследования являются факторы внешней среды.
Структура курсовой работы полностью соответствует очередности поставленных задач. В первой главе представлены макрофакторы внешней среды организации, рассмотрены понятия и характеристика внешней среды, факторы внешней среды организации. В второй главе представлены методы исследования факторов внешней среды организации, проведен анализ факторов внешней среды ОГУП «Ирбитский молочный завод».
Разработка стратегии деятельности любой организации – коммерческой, общественной, муниципальной – начинается с анализа внешней среды. От того, насколько правильно он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому планированию и реализации стратегии.
Внешняя среда – это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений [1, c.65].
В научной литературе существует достаточно много точек зрения по поводу структуры внешней среды. Но наиболее распространен подход, согласно которому во внешней среде любых организаций выделяют два уровня: микро- и макросферу.
Проблема взаимоотношения
организации и среды стала
рассматриваться в науке
В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации явилось важнейшим вкладов системного подхода и необходимость и необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей. В свою очередь, имеющую разветвленные связи с внешним миром.
Помимо системного подхода возникает примерно в тоже время концепция ситуационного подхода, согласно которому, наиболее подходящий в данной ситуации метод, определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими не нее соответствующим образом.
Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще больше внимание, чем прежде. Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям все равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая относительно обусловленная система, зависит от внешнего мира в отношении материальных потоков – поставок, ресурсов, кадров, конкретного спроса потребителей и информационных потоков – законодательных актов, решений различных органов, ситуаций на рынке и т.д. В настоящее время от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия. То есть найти методы, способствующие адаптации к условиям внешней среды. Учесть все существующие и оказывающие влияние на организацию факторы просто невозможно, в связи с этим возникает проблема определить именно те аспекты, от которых решающим образом зависит деятельность организации [8, c.161].
Основные характеристики внешней среды:
1. Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
2. Сложность: число
и разнообразие факторов, значимым
образом влияющих на
3. Подвижность: относительная скорость изменения среды.
4. Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.
Взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Например, в 70-е годы снижение поставок нефти, прежде всего в силу политической структуры и целей других стран, оказало сильное воздействие на общее состояние экономики США. Рост цен на продукты нефтепереработки повлек за собой общее повышение цен на все. Это же изменение стало катализатором серии правительственных акций, как то: попыток регулирования температуры в общественных местах, распределения топлива, установления нормативов на эффективность использования топлива, учреждения крупного федерального проекта по преодолению энергетической зависимости от других стран.
Факт взаимосвязанности особенно значим для мирового рынка, поскольку мир быстро превращается в единый рынок. Внешние факторы уже нельзя рассматривать изолированно, они взаимосвязаны и быстро изменяются. Специалисты даже ввели понятие “хаотичных изменений” для описания внешней среды 80-х годов, которая характеризовалась еще более быстрыми изменениями и более сильной взаимосвязанностью по сравнению с предшествующим периодом. В дальнейшем темп изменений будет продолжать увеличиваться, и выживание организации окажется решающим образом, связанным с уровнем знаний организации о ее окружении.
Сложность внешней среды - понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.
Организация, на которую оказывают прямое давление государственные постановления, заключение договоров с профсоюзами, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты и быстрые технологические изменения, находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями только нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, где нет профсоюзов и замедленны изменения технологии. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается. В менее сложном окружении нужна и менее сложная организационная структура, а также таким организациям приходится иметь дело с небольшим количеством параметров, необходимых для принятия решений.
Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организации изменяется с нарастающей скоростью. Особенно подвижна внешняя среда, например, в фармацевтической, химической и электронной промышленности, тогда как в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерской промышленности скорость изменении гораздо ниже.
Кроме того, подвижность
внешнего окружения может быть выше
для одних подразделений
Неопределенность внешней среды - является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.