Исследование факторов внешней среды организации (на примере ОГУП «Ирбитский молочный завод»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является в исследовании макрофакторов внешней среды организации в новых рыночных отношениях. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи: исследовать понятие и дать характеристику внешней среды; выявить сферы и факторы внешней среды организации; выбрать и обосновать применение этих методов исследования; проанализировать факторы внешней среды ОГУП «Ирбитский молочный завод» путем SWOT – анализа макросреды организации и количественного анализа.

Содержание работы

Введение 3
1 Макрофакторы внешней среды организации 5
1.1 Понятие и характеристика внешней среды организации 5
1.2 Факторы внешней среды организации 14
2 Анализ факторов внешней среды ФГУП «Почта России» 18
2.1 Методы исследования факторов внешней среды 18
2.2 Анализ факторов внешней среды ФГУП «Почта России» 19
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

ИСУ Курсовой проект.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)
  • стабильным качеством;
  • особенностями структуры потребительского рынка;
  • доступной ценой.

Рассматриваемое предприятие ОГУП «Ирбитский молочный завод» занимает на рынке серединное положение, т.е. оно реализует продукцию по средним ценам и имеет не самый большой и не самый маленький объем реализации продукции. Основной упор в работе предприятия делается на реализацию только качественной продукции, для этого разработана система контроля качества.

В целом молочная отрасль  находится в стадии зрелости. Это  отрасль влечет за собой необходимость  совершенствования менеджмента. Все  предприятия поддерживают средний  уровень цен и конкурируют  по таким параметрам как реклама, качество продукции. Дополнительные продукты и т.п. В молочной отросли конкуренцию нельзя назвать жесткой, т.к. спрос на продукцию растет быстрыми темпами. Вместе с тем методы дополнительно стимулирования покупателей быстро копируется конкурентами, и приходиться прилагать немало усилий для сохранения положения отросли.

Количество предприятий, стремящихся в отрасль, до сих  пор растет, т.к. отрасль привлекает большим уровнем прибыли, и растущим спросом на продукцию. Вновь пришедшие  в отрасль фирмы предлагают продукцию по более низким ценам, Такая тенденция может привести к непропорциональности роста потребительского спроса и предложения в целом в отросли, что нежелательно для предприятия ОГУП «Ирбитский молочный завод».

Для преодоления такой  негативной ситуации, крупные  «предприятия лидеры» отрасли стремятся к объединению в концерны и им подобные организации с целью не допускать в отрасль дополнительных конкурентов. К преимуществам объединения можно отнести:

  • экономию средств при крупномасштабных поставках;
  • создание единой торговой марки и предпочтений покупателей;
  • объединение капиталов для расширения в качественно новых направлениях.

Такой фактор внешней  среды как возможность создания продуктов-субститутов определяется в первую очередь предпочтениями моды в обществе. Это влечет за собой необходимость проявления гибкости в работе организации: быстрой смены ассортимента, дополнительному выпуску сопутствующих продуктов, переквалификации специалистов и т.д. Уровень

 Конкуренции к продуктам-субститутом определяется степенью готовности, с которой покупатели мпособны предпочесть его данному продукту. Здесь решающим является такой показатель, как «стоимость переключения покупателя».

Способность покупателя диктовать свои условия в компании ОГУП «Ирбитский молочный завод» выражается как:

  • продажа продукции по желанию заказчика;
  • осуществление доставки;
  • предоставление товарного кредита.

Для улучшения понимания  запросов покупателей; выявления направленности моды: покупательной способности  населения; интереса, проявляемого к  продукции предприятия, в деятельности используется такой инструмент, как анкета покупателя. Данная анкета распространяется среди посетителей продовольственных магазинов, информация обрабатывается, систематизируется и дальнейшем используется в процессе принятия различных управленческих решений и выработке стратегии.

Влияние поставщиков  обусловлено их сравнительно небольшим  числом и высоким уровнем конкуренции между ними.

Любое предприятие  данной отрасли стремится к снижению действия рассмотренных сил для  того. Чтобы иметь возможность повысить уровень цен и достичь уровня прибыли выше среднего по отросли. На каждую из этих сил фирма может воздействовать только посредствам своей стратегии.

Для проведения подобного  анализа можно построить матрицы  вероятностей \ воздействий, в одной из которых необходимо позиционировать выявленные факторов внешней среды, оказывающие положительное влияние на организацию (возможности), в другой – факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы).

Для получения дифференцированной оценки значимости факторов внешней среды, применяется метод взвешенной оценки воздействия факторов.

Для получения взвешенной оценки факторов внешней среды возьмем мнение 4 экспертов, и узнаем у них степень влияния следующих факторов на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Сложив оценки экспертов  и вероятность каждого фактора, результаты опроса представим в таблице 2.2, где в первую колонку вписаны отдельные факторы среды; во вторую – вероятность данного фактора в виде относительной важности, определяемой экспертным путем; в третью – оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая присваивается экспертом  в соответствии с выбранной шкалой.

Взвешенная оценка воздействия  фактора на организацию определяется как произведение веса фактора на его бальную оценку:

 

Таблица 2.2- Результаты взвешенной оценки степени влияния факторов                       среды      

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По итогам  данной таблицы видно, что на предприятии ОГУП «Ирбитский молочный завод» факторы ближнего окружения оказывают немалое негативное влияние воздействие, т.е. представляют реальную угрозу. Положительное влияние на данное предприятие оказывают в основном факторы макросреды.

Для получения более  полного представления, необходимо полученные данные ранжировать в порядке убывания их степени воздействия. Рассмотрим эти факторы в таблице 2.3.   

 

Таблица 2.3 – Внешние  возможности и угрозы           

Ранг фак-тора

Возможности

Угрозы

1

2

3

1

Улучшение уровня жизни населения

Изменение покупательских предпочтений

2

Изменение рекламных технологий

Появление товаров- субститутов

3

Развитие информационной отрасли

Изменение правил ввоза продукции

4

Появление новых поставщиков

Сбои в поставках продукции

5

Изменение моды

Появление принципиально нового товара

6

Снижение цен на сырье и готовую  продукцию

Снижение уровня жизни населения

7

Снижение налог и пошлин

Рост темпов инфляции

8

Совершенствование менеджмента

Ужесточение законодательства

9

Снижение безработицы

Изменение уровня цен

10

Разорение и уход фирм-продавцов

Скачки курсов валют

11

Уменьшение императивных норм законодательства

Появление новых концернов

12

Совершенствование технологии производства

Увеличение конкурентных преимуществ  со стороны конкурентов

13

Предложение о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей

Рост налогов и пошлин

14

Неудачное поведение конкурентов

Усиление конкуренции

15

 

Рост безработицы

   

Ухудшение политической обстановки

   

Национализация бизнеса

   

Появление новых фирм на рынке


 

Проанализировав данные таблицы, становится понятно, какие из определенных внешних факторов имеют наибольшее положительное или отрицательное влияние на компанию.

Полученные результаты сведем в матрицы вероятностей \ воздействий, в одной из которых позиционируем выявленные факторы внешней среды, оказывающие  положительное влияние на организацию (возможности0, в другой – факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы).

Такие матрицы приведены  в таблице 2.4 и таблице 2.5, которые  позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое.

 

Таблица 2.4 – Матрица  «вероятностей \ воздействия» для позиционирования возможностей внешней среды

     Вероятность

 

 

 

Воздействие

 

Высока

 

Средняя

 

Слабая

 

Сильное

Улучшение уровня жизни населения;

Изменение рекламных технологий

 

Появление новых поставщиков

 

Снижение налог и пошлин

 

 

Умеренное

Разорение и уход фирм-продавцов;

Развитие информационной отрасли

Снижение цен на сырье  и готовую продукцию;

Совершенствование менеджмента

Уменьшение императивных норм законодательства;

Снижение безработицы

 

Слабое

Неудачное поведение  конкурентов;

Изменение моды

 

Совершенствование технологии производства

Предложение о сотрудничестве со стороны  отечественных предпринимателей


 

Таблица 2.5 – Матрица  «вероятностей \ воздействия» для позиционирования угроз внешней среды

    Вероятность

 

 

 

Воздействие

 

Высока

 

Средняя

 

Слабая

 

 

Сильное

 

 

Продажа государственных акций

Сбои в поставках  продукции;

Рост темпов инфляции; Появление продуктов-субститутов

Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов;

Скачки курсов валют

 

 

Умеренное

Снижение уровня жизни  населения;

Рост налогов и пошлин

Изменение покупательских предпочтений;

Ужесточение законодательства

Появление принципиально нового продукта;

Появление новых конкурентов

 

Слабое

Изменение уровня цен;

Рост безработицы

Появление новых фирм на рынке; Усиление конкуренции

Государственное регулирование  бизнеса;

Ухудшение политической обстановки


 

Во всем многообразии факторов внешней среды, можно заметить их разделение на две группы: те, которые поддаются управлению со стороны руководства предприятия, и те, которые такому управлению не поддаются.

Это разделение важно  с точки зрения прогнозирования, конъектурных исследований, стратегического и иного планирования, выдвижения целей.

Для предприятия ОГУП «Ирбитский молочный завод» после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными оказались возможности расширения доли рынка, расширение ассортимента и разработка нового поправления по продаже сопутствующих товаров.

После анализа позиционирования угроз было выявлено, что:

  • к критическому состоянию фирмы могут привести либо выход в отрасль большого числа конкурентов, либо коренное изменение вкусов потребителей;
  • к разрушению компании или ее выходу из отрасли может привести ограничительная политика государственных органов, например, увеличение таможенных сборов и пошлин, увеличение транспортных тарифов, изменение привил торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ внешней среды - это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий влиятельного отслеживания в среде процессов, оценки факторов и установление связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

Сегодня практически  все основные функциональные подразделения  промышленных предприятий имеют  определенное представление о внешней  среде. Однако процедуру сбора. Анализа и передачи информации о ней осуществляется в большинстве случаев нецеленаправленно, спонтанно и случайно, поэтому она не дает целостного представления о внешней среде и ее влиянии на результаты деятельности предприятия.

В силу вышеизложенного  можно сделать вывод, что единственно  правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного, долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа внешней среды. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующем кадровом, финансовом и техническом обеспечении.

Только при этом условии  можно рассчитать на эффективность  принимаемых стратегических и оперативных  управленческих решений.

Для предприятия ОГУП «Ирбитский молочный завод» после проведенного анализа было выявлено, что к критическому состоянию организацию могут привести выход в отрасль большого числа конкурентов и коренное изменение вкусов потребителей; к разрушению компании или ее выходу их отрасли может привести ограничительная политика государственных органов, например, увеличение таможенных сборов и пошлин, увеличение транспортных тарифов, изменение правил торговли.

Информация о работе Исследование факторов внешней среды организации (на примере ОГУП «Ирбитский молочный завод»)