Исследование факторов внешней среды организации (на примере ОГУП «Ирбитский молочный завод»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является в исследовании макрофакторов внешней среды организации в новых рыночных отношениях. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи: исследовать понятие и дать характеристику внешней среды; выявить сферы и факторы внешней среды организации; выбрать и обосновать применение этих методов исследования; проанализировать факторы внешней среды ОГУП «Ирбитский молочный завод» путем SWOT – анализа макросреды организации и количественного анализа.

Содержание работы

Введение 3
1 Макрофакторы внешней среды организации 5
1.1 Понятие и характеристика внешней среды организации 5
1.2 Факторы внешней среды организации 14
2 Анализ факторов внешней среды ФГУП «Почта России» 18
2.1 Методы исследования факторов внешней среды 18
2.2 Анализ факторов внешней среды ФГУП «Почта России» 19
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

ИСУ Курсовой проект.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

Другой элемент политической обстановки - это группы особых интересов и лоббисты. Все учреждения госрегулирования являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются решения этих учреждений.

Большое значение для  компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. Для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев (или даже к национализации) или установлению специальных пошлин на импорт. Баланс платежей или проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение денег, вывозимых в качестве прибыли. С другой стороны, политика может измениться в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа. Установление дипломатических отношений может открыть путь на новые рынки.

Отношения с местным  населением. Для всякой организации, как фактор среды косвенного воздействия, первостепенное значение имеет отношение к ней местного населения, той общественной среды, в которой организация функционирует. Организации должны прилагать целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным сообществом. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования школ и общественных организаций, благотворительной деятельности, в поддержке молодых дарований и т.п.

Международные факторы. Внешняя среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития отличаются в разных странах. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля эти различия должны приниматься во внимание.

Так же следует учитывать  и международные факторы: изменение валютных курсов; политические решения стран-инвестеров; принимаемые решения международных картелей

 

 

 

Рисунок 1.1 Среда прямого  воздействия

 

 

Рисунок 1.2 Среда косвенного воздействия

 

Влияние всех этих факторов, как прямых, так и косвенных  носит конкретный в каждой ситуации характер. Учет их влияния – это собственное искусство управления.

 

1.2 Факторы  внешней среды организации

 

Подсистемы  внешней среды, оказывают влияние на эффективность и устойчивость функционирования организации, к ним относятся те, на которые организация не может воздействовать, которыми она не управляет. Эти факторы влияют на организацию на прямую (налоговая система, политика, поставщики, потребители и др.), либо косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны).

Степень влияния состояния  организации макроокружения на различные  организации различна. Это связано  как с различиями в сфере деятельности организации, так и с различиями во внутреннем потенциале организации. Макроокружение как система включает такие подсистемы, как политическая, экономическая, демографическая, технологическая, правовая, культурная, природно-географические подсистемы и т.д. (рисунок 1.3)

 

 

Рисунок 1.3 Подсистемы макроокружения организации

 

Изучение экономических компонентов макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

Руководство должно так  же уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие  изменения состояния экономики. Состояние этой подсистемы влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может считать желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, что бы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить сделать заем, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить,  дешевле и тем самым частично компенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить планы расширения производства [9, c.79].

Факторы макросферы  организации оказывают косвенное влияние на нее. В таблице 1.1 приведены среды и факторы макросферы организации, влияющие на эффективность и стабильность ее работы.

 

Таблица 1.1- Среда и факторы макросферы организации

Среда макросферы

Факторы макросферы

1

2

1. Экономическая

1.1 темпы роста доходов населения

1.2 возможности кредитования

1.3 темпы инфляции

1.4 соотношения отдельных социально-экономических групп населения

 

2. Политическая

2.1 совершенство законодательства

2.2 административные средства регулирования экономики

3.2 политическая стабильность

- содержание национальных программ

3. Научно-техническая

3.1 объем государственных и частных вложений в новые разработки

3.2 уровень автоматизации производства

3.3 показатели износа основных производственных фондов в отраслях народного хозяйства

4.Демографическая

4.1 общая численность населения

4.2 половозрастной состав населения

4.3 статистика браков

4.4 динамика рождаемости

4.5 кол-во семей

4.6 соотношение городского и сельского населения

5. Природно-географическая и экологическая

5.1 климатические условия

5.2 ресурсные условия

5.3 переработка промышленных отходов

5.4 экологическая индустрия (создание очистных сооружений на предприятиях)

6. Культурная

6.1 обеспеченность населения страны объектами культуры: театрами, кинотеатрами, библиотеками, дворцами спорта и комплексами и другими объектами культуры.

6.2 отношение людей к окружающему миру

6.3 уровень образования


 

 

 

 

 

Вывод: внешняя среда — это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ факторов внешней среды ФГУП «Почта России»                                                                                                      2.1 Методы исследования факторов внешней среды

 

Организации следят за внешней  обстановкой с целью выявить  и использовать ее благоприятные  возможности для достижения корпоративных  целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.[8, c.157]

Первым шагом по анализу  факторов внешней среды является сбор информации о социальных, экономических, политических и технологических  тенденциях в изменениях среды существования организаций. Для этого часто назначают отдельных сотрудников в организации или приглашают внешних консультантов, перед которыми ставится специальная задача: следить за различными источниками информации, такими, как профессиональные журналы, книги и газеты, информационные системы, интернет, библиотеки, научные исследования, ведущиеся в университетах и НИИ, поставщики, распространители, покупатели, конкуренты и др. Эти специалисты представляют периодические обзорные доклады руководству, отвечающему за организацию исследований факторов внешней среды.

После того, как собранная  информация будет оценена, возникшие  вопросы обсуждаются на встречах с управляющими, задачей которых  является определение возможностей и угроз и, что особенно важно, — разработка базовых показателей эффективности для действий в соответствии с выявленными возможностями и угрозами. Управляющие высшего звена определяют приоритет этих показателей и составляют список наиболее важных факторов успеха, который передается в подразделения и широко распространяется и организации.

Основные факторы внешней  среды, воздействующие на поведение  организации, представляют собой части  комплексного анализа среды (PEST-анализ), и к ним обычно относят:

1) экономическое состояние страны;

2) политико-правовой аспект;

3) социальное и культурное окружение;

4) научно-техническое и технологическое развитие общества.

Изучение экономического состояния позволяет понять действующие  законы – темпы инфляции, соотношение валют, нормы налогообложения и их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использование природных и человеческих ресурсов.

Для предприятия ФГУП «Почты России» особое значение имеют уровень налогов в стране, таможенные сборы и пошлины; уровень безработицы оказывает косвенное влияние через изменение покупательской способности населения.

Политико-правовая составляющая для данного предприятия заключена  в законах и нормативных актах, регулирующих торговую деятельность в Свердловской области.

Изучение социального  окружения позволяет выявить  уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни.

Анализ научно-технического и  технологического развития общества позволяет вовремя заменить и начать применять в практике достижения современной науки и техники в области рекламы, управления, доставки,, продажи, а также в области информационного обеспечения, что может стать значительным конкурентным преимуществом.

Так же на коммерческую деятельность предприятия оказывает непосредственное влияние развитие научно-технического прогресса в области производства.

2.2 Анализ факторов внешней среды ФГУП «Почта России»

 

Основу анализа ближайшего окружения фирмы составляет конкурентный анализ среды, который обычно строят на использовании так называемой модели пяти сил М. Портера. Смысл модели заключается в том, чтобы определить, как влияют четыре фактора на пятый - внутриотраслевую конкуренцию, а затем выявить влияние всех пяти факторов на фирму. При помощи этой модели выявляют основные потенциальные проблемы и угрозы, с которыми может столкнуться компания в отрасли, кроме этого, проводя анализ на основе модели можно выявить конкурентное преимущество компании [11]. Майкл Портер выделил 5 сил (факторов), которые оказывают влияние на компанию в отрасли (на ее прибыль):

  1. новые конкуренты — новые игроки на рынке;
  2. существующие конкуренты;
  3. компании, предлагающие продукты-заменители;
  4. влияние поставщиков;
  5. влияние покупателей.

В настоящее время  на территории Ирбитского района действует  два молочных завода, находящиеся  в колхозе Урал  и Россия, которые  особой конкуренции на  территории Ирбитского района заводу не оказывают.

На территории свердловской области существует не мало заводов  гигантов по выпуску аналогичной  мелочной продукции.                                    Среди них можно выделить:

  • конкурентов-гигантов (Екатеринбургский комбинат);
  • предприятия, занимающиеся реализацией только одного, двух видов продукции (например, молочные заводы городов Верхняя Пышма, Талица, Алапаевск);
  • фирмы, реализующие продукцию только одного производителя, часто они подотчетны предприятию изготовителю молочной продукции;
  • средние предприятия, имеющие разносторонние интересы на рынке;
  • выставочные организации;

Такаим образом, производителей молочноц продукции можно подразделить:

    1. по принципу географического местоположения на:
    • отечественных (Екатеринбург, Ирбит);
    • стран СНГ (Белоруссия);
    • зарубежных (Италия, Польша, Чехия);

2)    в зависимости  от используемого сырья:

    • производящие молочную продукцию на основе натурального молока;
    • использование порошковогосырья;

3) в зависимости от  производимой продукции:

  •    узкоспециализированы на одном виде продукции;
  •    Производители большого разнообразного ассортимента.

 

Структура потребительского рынка молочной продукции в России составляют все семьи, имеющие как низкий, так и высокий доход. Их предпочтения представлены на рисунке 2.4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.4- Структура импорта и отечественного производства молока России

  • 1\4 часть покупателей молочной продукции – предпочитают продукцию импортного производства;
  • 3\4 части покупателей молочной продукции – приобретают продукцию отечественного производства, ориентируясь на ее качество.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Рисунок 2.5- Объемные соотношения рынка молочной продукции в 2010г

 

При этом более половины всех покупателей молочной продукции  предпочитают приобретать молоко и основные молочные продукты (масло), другая же продукция приобретается в соответствии с составом семьи и по своему вкусу. Объемы покупок продукции предоставлены на рисунке 2.5

90% от группы потребителей  молочной продукции завода составляют  семьи со средним достатком. Существенно, что имеется постоянный рост объема выпуска продукции, что обусловлено:

Информация о работе Исследование факторов внешней среды организации (на примере ОГУП «Ирбитский молочный завод»)