Исследование эффективности процесса производства авиационного приборостроения ОАО «Техприбор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью проекта является совершенствование экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики за счет продуманной организации производства. В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов организации и управления производством на современном предприятии;
- анализ финансового состояния предприятия и результативных показателей его коммерческой деятельности;
- оценка основных конкурентов предприятия по наиболее важным показателям, характеризующим эффективности сбыта продукции на рынке;
- разработка и оценка производственных мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………….……………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты организации и управления производством на современном предприятии
1.1 Сущность, функции и значение управления производством в современной экономике………………………………………………………………………….5
1.2 Проблемы и перспективы развития организации производства…………..9
Глава 2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Техприбор»
2.1 Краткая характеристика предприятия……………….……………………..15
2.2 Диагностика финансового состояния ОАО «Техприбор»…………….…..19
2.3 Стратегический анализ деятельности ОАО «Техприбор»………………..32
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиографический список……………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Kursach бабанина.docx

— 74.70 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и

государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Поволжский институт управления

имени П. А. Столыпина

 

 

 

Факультет Экономики и Управления

Направление подготовки 080100.62 «Экономика»

Кафедра Антикризисного управления

 

 

 

Курсовой проект

по дисциплине «Организация производства»

на тему:

Исследование эффективности процесса производства авиационного приборостроения ОАО «Техприбор»

 

 

                                                              Автор работы:

студент 2 курса 219 гр.

очной формы обучения

специальности «Экономика»

Бабанина Кристина Юрьевна

Руководитель работы:

доцент,

Заметта Михаил Юрьевич

Оценка______________________

Подпись_____________________

"____"_________2015 г.

 

 

Саратов 2015

 

Содержание

Введение…………………………….……………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты организации и управления производством на современном предприятии

1.1 Сущность, функции и  значение управления производством  в современной экономике………………………………………………………………………….5

1.2 Проблемы и перспективы развития организации производства…………..9

Глава 2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Техприбор»

2.1 Краткая характеристика  предприятия……………….……………………..15

2.2 Диагностика финансового  состояния ОАО «Техприбор»…………….…..19

2.3 Стратегический анализ  деятельности ОАО «Техприбор»………………..32

Заключение……………………………………………………………………….38

Библиографический список……………………………………………………..40

 

 

 

Введение

В течение столетий человек решал задачу организации бизнеса и управления им. С усложнением этой задачи, связанной с ростом производства и, как следствие, с концентрацией капитала, в конце XIX и начале XX веков возникла общественная потребность в обобщении накопленного опыта и формализации его в виде структурированных знаний, доступных для изучения и приспособленных для использования при обучении.

На современном этапе развития России, обеспечение стабильной работы предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции, является задачей первостепенной важности для управляющих всех уровней. Важнейшей качественной характеристикой хозяйствования на всех уровнях является - эффективность производства.

Снижение издержек производства, рациональное использование материальных ресурсов, достижение более высоких экономических показателей и, прежде всего повышение производительности труда и эффективности производства, и на этой базе снижение себестоимости - наиболее важные и актуальные задачи работников управления производством. Для их решения большое значение имеет совершенствование управления в целях повышения его эффективности, овладение методами эффективного управления производством, а также расчеты и сравнение показателей эффективности производства предприятия.

Необходимым условием разрешения поставленных задач является научный поиск, анализ, обобщение практики и обоснование такой системы управления предприятием, которая могла бы обеспечить повышение эффективности производства и насыщение рынка высококачественными товарами, доступными для потребителя.

Актуальность данной темы, обусловлена тем, что те принципы управления производством, которые использовались в эпоху командно-административной системы, сегодня должны претерпеть существенные корректировки, связанные с изменением основных принципов промышленного производства. На первом плане сегодня снижение себестоимости продукции при стопроцентной ее реализации на рынке по максимально возможной в данных условиях цене.

Целью проекта является совершенствование экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики за счет продуманной организации производства. В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

- изучение теоретических аспектов организации и управления производством на современном предприятии;

- анализ финансового состояния предприятия и результативных показателей его коммерческой деятельности;

- оценка основных конкурентов предприятия по наиболее важным показателям, характеризующим эффективности сбыта продукции на рынке;

- разработка и оценка производственных мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия.

Предметом исследования является организация производства на предприятии.

Объект исследования - предприятие авиационного приборостроения ОАО «Техприбор».

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты организации и управления производством на современном предприятии

1.1 Сущность, функции  и значение управления производством  в современной экономике

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления.

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей в случае принятия на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Основные виды целей:

  • стремление к доходу;
  • стремление к имущественному состоянию;
  • стремление к благосостоянию;
  • стремление к увеличению оборота (доли рынка);
  • стремление к снижению расходов;
  • завоевание имиджа.

Менеджмент, как сфера деятельности, предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач.

1. Макроуровень, который  включает в себя решение проблем  самоорганизации системы управления.

2. Управление эффективностью  взаимодействия субъекта и объекта  системы управления, выполнение  общих функций управления по  отношению к реально поставленным  целям.

3. Управление деятельностью  конкретных подсистем управления  для достижения целей, лежащих  на более низком уровне дерева  целей, или, как говорят, выполнение конкретных функций управления.1

Отсюда вытекают и основные функции систем управления:

1) макрофункции - разработка  дерева целей системы управления, выработка общей политики поведения  системы, разработка структуры системы  управления и направлений ее  развития, определение функций и  иерархии подсистем, обеспечение  целостности системы и определение  степени автономности подсистем  управления;

2) общие функции управления - предварительное управление (планирование  и прогнозирование конкретных  параметров системы), оперативное  управление (организация, мотивация, координация  и регулирование) и заключительное  управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);

3) частные функции управления - организация работ по планированию  и прогнозированию, техническая  подготовка производства, организация  производства, оперативное управление  производством, организация работы  с кадрами, материально-техническое  снабжение, экономический анализ  и т.д.2

Конкретные функции управления в значительной мере связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг). Так, к примеру, реализация функций в области маркетинга включает:

организацию сбора и обработки маркетинговой информации;

выбор целевых рынков и их сегментирование;

применение маркетинговых решений по продукту;

выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;

продвижение товара;

выбор и реализация ценовой политики;

планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.

Известно, что целью любой коммерческой организации является преобразование ресурсов на входе (капитал, трудовые, энергетические ресурсы, материалы, технологии) для извлечения прибыли.

Для того чтобы успешно действовать в течение долгого времени организация должна быть результативной и экономически эффективной.

Интересно то, что, в принципе, доля управленческих затрат в расходах на производство выше на малых предприятиях, что обусловлено иным, более низким порядком объемов прибыли данного предприятия.

Таким образом, можно говорить, что на крупных предприятиях эффективность управления зачастую выше, нежели на средних и малых.

Следует отметить, что управляющие воздействия в производственной системе зависят не только от особенностей производственного цикла (технологии, ассортимента сырья, оборудования, материалов, видов и форм энергоносителей, используемых в производстве), но и от различных факторов, влияющих на предприятие.

Внешние факторы, влияющие на организацию, подразделяют на две группы:

· экономические, научно-технические, политические, международные, социально-культурные факторы, состояние природной среды, отношение с местным населением (среда косвенного воздействия);

· потребители, конкуренты, поставщики материалов и капитала, трудовые ресурсы общества, профсоюзы, законы и службы государственного регулирования (среда прямого воздействия);

Внешняя среда прямого воздействия - это факторы, непосредственно влияющие на организацию.3

Напротив, внешняя среда косвенного воздействия представляет собой группы факторов, не оказывающих немедленного влияния, но, тем не менее, оказывающих определенное воздействие на предприятие.

Характеристики внешней среды следующие:

· взаимосвязанность факторов - сила, с которой изменения одного фактора воздействует на другие факторы;

· сложность - число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию;

· подвижность - относительная скорость изменения среды;

· неопределенность - относительное количество информации о среде и уверенность в ее достоверности.

Чтобы выжить, организация должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Внутренняя среда организации - кадры, организация управления, производство, финансы, маркетинг, организационная культура.

Под организационной культурой понимают особенности восприятия сотрудниками и руководством приоритетных задач своей организации, которые в контексте организационной культуры определяются тем, в какой степени материальное благосостояние сотрудников является приоритетной целью для руководства организации, и в какой степени стратегические цели организации являются приоритетными для сотрудников.

 

1.2  Проблемы  и перспективы развития организации  производства

Среди множества проблем организации и управления производством можно выделить, в первую очередь, проблемы системной самоорганизации, на которые указывают многие специалисты и ученые.

В идеальном варианте владелец бизнеса желал бы получить систему, которая была бы способна к самоорганизации и сохранению устойчивости управления без постоянного вмешательства менеджеров верхнего эшелона. К сожалению, на практике таких организаций в России крайне мало. Управленческие системы по-прежнему в большинстве случаев строятся по жесткому бюрократическому принципу, в результате чего практически все значительные процессы функционирования предприятия требуют постоянного вмешательства руководства.

Тем временем, управление предприятием на основе самоорганизации является развитием предпринимательского подхода к управлению фирмой. Самоорганизация за счет формирования и развития горизонтальных связей минимизирует упущенную выгоду при помощи оптимизации:

- структуры;

- корпоративной культуры;

- процесса формирования, принятия и реализации решений.

Такая оптимизация минимизирует:

- издержки;

- трансакционные издержки;

- упущенную выгоду;

Переход к управлению на основе использования способности предприятия к самоорганизации ни в коей мере не предполагает ломки исполнительной вертикали (что в большинстве случаев приводит к распаду предприятия на отдельные составляющие) и имеет своей целью дополнить полезные свойства исполнительной вертикали полезными свойствами горизонтальных связей. При этом необходимо решать задачи распределения компетенции между ними.

Вкладывая средства в формирование и развитие горизонтальных связей, предприятие ускоряет процесс аккумулирования опыта и, следовательно, ускоряет процесс снижения удельных издержек.

Происходит это, потому что горизонтальные связи, часто, будучи неформальными и основанными на общности интересов, способствуют формированию инициативных групп и команд, направленных на минимизацию потерь и привлечение дополнительного дохода.4

Команды нельзя создать формальным образом, например, собрав вместе группу специалистов и подписав у директора приказ об образовании команды. Это связано с тем, что назначение команд и реализация возможностей прорывов. Эти цели достигаются за счет мобилизации потенциала предприятия и коллектива, в частности за счет раскрытия творческих ресурсов членов команды.

Причина динамичности структуры управления заключается в динамичности всех процессов в системе, динамичности целей бизнеса (увеличение дохода и развитие), динамичности рынка (постоянно изменяющаяся конкурентная среда), динамичности финансовых потоков (по сути, каждую минуту, так или иначе меняется состояние баланса предприятия).

Информация о работе Исследование эффективности процесса производства авиационного приборостроения ОАО «Техприбор»