Исследование эффективности процесса производства авиационного приборостроения ОАО «Техприбор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью проекта является совершенствование экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики за счет продуманной организации производства. В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов организации и управления производством на современном предприятии;
- анализ финансового состояния предприятия и результативных показателей его коммерческой деятельности;
- оценка основных конкурентов предприятия по наиболее важным показателям, характеризующим эффективности сбыта продукции на рынке;
- разработка и оценка производственных мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………….……………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты организации и управления производством на современном предприятии
1.1 Сущность, функции и значение управления производством в современной экономике………………………………………………………………………….5
1.2 Проблемы и перспективы развития организации производства…………..9
Глава 2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Техприбор»
2.1 Краткая характеристика предприятия……………….……………………..15
2.2 Диагностика финансового состояния ОАО «Техприбор»…………….…..19
2.3 Стратегический анализ деятельности ОАО «Техприбор»………………..32
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиографический список……………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Kursach бабанина.docx

— 74.70 Кб (Скачать файл)

При этом, динамический уровень бизнеса может задаваться как изнутри, так и извне. Одна из задач организации структуры управления предприятием состоит в том, чтобы дать возможность задавать динамический уровень бизнеса изнутри.

Пояснить вышесказанное легко на примере управления дебиторской задолженностью компании, которая непременно должна реализоваться на системном уровне, на каждом предприятии.

Итак, если дебиторская задолженность не отслеживается в онлайне, если не разработана система мер по досудебному взысканию задолженности, если уровень данной задолженности известен только лишь главному бухгалтеру, то система получает звено с хаотичной динамикой, которое может характеризовать общую хаотичность управления. Можно утверждать, что бизнес-система не может быть настроена частично на высоком уровне. То есть, такое состояние, при котором, скажем, финансовый отдел функционирует по последнему слову человеческой мысли в области менеджмента, а отдел сбыта - на уровне позапрошлого века, на практике невозможно. Если отдел сбыта работает слабо, то и финотдел дает сбои, т.к. очень заметно «связан» с другими отделами, в том числе, и отделом сбыта.

По сути дела, самым статичным сегментом бизнес-системы является персонал, в первую очередь, персонал, не заинтересованный в результатах тех или иных преобразований, не заинтересованный в результатах своего труда в такой степени, в которой заинтересованы владельцы бизнеса.5

Можно тысячу раз говорить и писать о системах стимулирования персонала, но дальше, чем изложение сухой теории, в большей степени позаимствованной из зарубежной литературы, дело не сдвинется.

Практические специалисты не без веского на то основания полагают, что «никакая реструктуризация управления не даст хороших результатов без одновременной работы с персоналом фирмы».

Мотивация действительно повышает базовую производительность труда. Высокомотивированный сотрудник на самом деле работает лучше. Организации, чьи сотрудники хорошо работают, в целом показывают лучшие результаты, а изменение отношения работников к труду повышает прибыльность компании. Предлагаем несколько способов повышения мотивации и улучшения качества работы сотрудников, которые хорошо зарекомендовали себя на практике.

Даже при совершенно образцовом исполнении всех требований к системе управления, указанных чуть выше, система будет давать сбои и «съедать» неоправданные суммы на свое обслуживание, если персонал не имеет особых стимулов к работе.

Необходимость в глубоких преобразованиях часто возникает из-за нарушения равновесия между важнейшими группами интересов компании: акционерами, сотрудниками, клиентами, общественностью и менеджментом. Этот основополагающий закон отвечает на вопрос «Зачем нужны преобразования?».

Преобразования нужны постоянно, т.к. к этому склоняет закон диалектики, который действует во всех сферах жизнедеятельности человека и человечества. Между тем, действие данного закона не указывает на то, что лучше это значит дороже и «круче». Лучше - это эффективнее.

При организации всевозможных переустройств в системе управления следует помнить о том, что наибольшие трудности возникнут именно в работе с персоналом.

Существенным недостатком построения моделей бизнес-систем является невозможность моделировать человеческий фактор математическими методами. А между тем, именно человеческий фактор оказывает наибольшее внутренне влияние на систему.

Основа философии жесткого системного мышления - это математические модели, которые создаются специально для решения конкретных задач организаций. Именно из-за того, что системным аналитикам всегда приходилось действовать в реальном мире, им пришлось заменить традиционное понятие объекта научного исследования на понятие «модель».

Таким образом, получается, что при интенсивной переработке системы управления менеджмент компании взваливает на себя дополнительный груз ответственности за действия персонала, тем самым снижая эффективность бизнес-системы.

Как уже неоднократно отмечалось в ходе данного курсового проекта, современные принципы бизнес-моделирования не могут быть удовлетворены статическими моделями. На смену статическим моделям приходят новые, динамические, которые наиболее приближены к реальности развития бизнес-системы.

Традиционные экономико-математические модели основаны на статических условиях баланса, поэтому в изменяющейся экономической ситуации на рынке полезность статических моделей становится весьма ограниченной. Первые попытки построения динамических моделей экономических систем были связаны с описанием макроэкономических процессов. Модели микроэкономических процессов оказываются сложнее, так как требуют учета многих локальных факторов, влияние которых в макроэкономических явлениях усредняется .6

Методы системной динамики в экономике и менеджменте до сих пор активно пропагандируются как западными, так и отечественными экономистами. С одной стороны, конечно же, методы динамической оценки куда более существеннее и вернее, нежели методы статических оценок. Но с другой стороны, «системная динамика не учитывает в своих моделях качественных изменений системы. Так если взять анализ мировой динамики Форрестера, то рост населения, и производства, загрязненность среды неизбежно приведут к мировой катастрофе. Критики сравнивают эту модель с исследованием будущего младенца: ребенок будет расти, спровоцирует страшный дефицит молока, загрязняя всю детскую комнату все большим количеством пеленок, пока не умрет под тяжестью собственного веса. Однако эта модель просто не принимает во внимание тот факт, что, начиная с какого-то возраста, ребенок перестанет есть только молоко, перестанет расти и от пеленок перейдет к другим способам утилизации отходов жизнедеятельности. В системной динамике нет места процессу перехода системы в принципиально новое качество».

Таким образом, получается, что любая научная организация систем управления имеет высокий риск оказаться ошибочной.

Если при оценке эффективности системы управления использовать финансовые показатели, то велик риск создания еще более громоздкой и опасной системы управления, которая будет рушиться при каждом удобном для нее моменте.7

Если говорить о позитивных сторонах авторитарного управления, то они заключаются в лучшей информационной безопасности бизнеса и оперативности принятия важных решений. С точки зрения функционирования системы авторитарное управление организует работу системы в близости от критической точки, т.к. с течением времени персонал показывает все меньшую и меньшую работоспособность, все привыкают к «распекам» директора и все слабее реагируют на них.

Наша задача состоит в том, чтобы создать такую структуру управления бизнесом, которая обеспечивала бы иной подход к вопросу управления, такой подход, при котором человеческий фактор минимизируется. Это возможно лишь в том случае, если руководство начнет придерживаться совершенно иной философии бизнеса и бизнес-систем.

 

2. Анализ производственно-хозяйственной  деятельности ОАО «Техприбор»

2.1 Краткая характеристика  предприятия

Открытое Акционерное Общество «Техприбор» - одно из старейших в России предприятий авиационного приборостроения. Со дня своего основания (1942 г.) оно специализируется на разработке и производстве приборов и систем, которыми оснащены все самолёты, вертолеты, выпускаемые в стране, а также ряд космических аппаратов. Продукция ОАО «Техприбор» используется в газовой, теплоэнергетической, химической отраслях промышленности и на транспорте. На имеющемся технологическом оборудовании и отличной испытательной базе высококвалифицированные специалисты решают все поставленные перед ними производственные задачи. Предприятие расположено в Санкт-Петербурге, Варшавская ул., д. 5а. Численность персонала предприятия порядка 2100 человек.

Организационная структура предприятия является линейной структурой управления, весьма характерной для крупных промышленных предприятий. Данная структура управления складывалась на предприятии в течение последних 50 лет. В то же время в ней отражены новые функции управления связанные с маркетингом и внешнеэкономической деятельностью. Хотя данная структура обладает рядом преимуществ, например однозначностью подчинения, основным ее недостатком является высокие требования к профессиональной компетенции руководителей, а так же перегруженность генерального директора, так как количество руководителей, напрямую подчиненных ему, превышает предельно допустимое по нормам управляемости (7 человек) и создает определенные трудности при координации работы всех подразделений.

ОАО «Техприбор» работает по принципу полного научно-производственного цикла: от НИОКР до серийного производства.

Разработка, испытание, производство, ремонт, авторский надзор и гарантийное обслуживание комплектующих изделий бортовых устройств топливоизмерения параметров двигателей осуществляется по лицензиям Министерства экономики Российской Федерации (регистрационные номера Р-0117 и П-150).

В настоящее время ОАО «Техприбор» осуществляет проектирование и производство следующих бортовых устройств:

- датчики - первичные преобразователи  измеряемых физических явлений (количества, уровня и расхода топлива и  авиажидкостей; уровня вибрации, количества  и уровня специальных авиажидкостей  и др.);

- системы контроля авиадвигателей (БСКД);

- системы и комплексы  топливоизмерения для дальней  и среднемагистральной авиации (СУИТ, КТЦ);

- системы измерения расхода  и дозаправки в воздухе топлива  маневренной авиации (СТР, КУТР);

- системы измерения расхода  топлива для самолётов-заправщиков (СИРТ);

- пульты контроля и  управления заправкой топлива  на земле и в полёте;

- системы контроля уровня  масла и специальных авиажидкостей (СИМ, СИГ);

- измерители вибрации  авиадвигателей (ИВ);

- индикаторы электронные  и электромеханические;

- оборудование для обеспечения  сопровождения эксплуатации изделий  при предполётном и послеполётном  обслуживании самолётов (КПА) и др.

ОАО «Техприбор» в 1985-1990 годах выполнило разработку и организовало серийное производство не имеющих аналогов в мире бортовых систем контроля двигателей на базе бортовой цифровой вычислительной машины, разработанной ОКБ «Электроавтоматика», с программно-математическим обеспечением собственной разработки.

В 1997 году предприятие, вместе с фирмами BGT - Германия и Vibrometer - Швейцария, участвовало и выиграло у них конкурс на разработку перспективной системы БСКД-90М.

В 1999 году ОКБ ОАО «Техприбор» разработало, изготовило в опытном производстве и провело стендовые испытания новых оригинальных изделий:

- СДК8-1 - предназначена для диагностики и контроля параметров бортовых систем вертолётов и изделий морского специального назначения и сохраняющая информацию в экстремальных условиях;

- САД1-1 - предназначена для автоматизированного управления и диагностики различных типов судовых дизелей. Разработка систем СДК8-1, САД1-1 дала импульс развитию в объединении новой тематики - морского приборостроения, помимо традиционной - авиационного приборостроения.

За счет собственных средств объединение осуществило на современной элементной базе разработки по модернизации электронных блоков аппаратуры и изготовило опытные образцы этих блоков.

Замена в системах контроля двигателя БСКД на самолетах Ил-96-300, Ту-204, Ил-114 существующих электронных блоков, в настоящее время вырабатывающих свой ресурс, модернизированными блоками обеспечит повышение надёжности в 5-10 раз с установлением ресурса, удовлетворяющего самым высоким требованиям эксплуатации.

Кроме того, объединение провело подготовку производства для массового выпуска (объём производства до 10000 шт. в год) контрольно-кассовых машин с фискальной памятью «Ладога-Ф» для применения их в сфере торговли, и с сентября 2003 года приступило к их серийному производству.

В настоящее время предприятие работает по пяти тематическим направлениям:  
 1. Бортовые системы контроля и управления топливом и центровкой, в том числе комплексы для самолетов пятого поколения;  
2. Бортовая аппаратура виброконтроля авиадвигателей и главных редукторов вертолетов;  
3. Бортовые системы контроля и диагностики авиадвигателей;  
4. Бортовые системы контроля и регистрации полетной информации;  
5. Контрольно-диагностическая аппаратура для нефтегазового комплекса и транспорта. 

В сферах топливометрии и виброконтроля предприятие обладает критическими технологиями, являясь единственным поставщиком бортовой аппаратуры в Российской Федерации.

В России ПАО «Техприбор» является единственным предприятием, занимающимся разработкой и производством бортовых систем и комплексов контроля и управления топливом.

На сегодняшний день наше предприятие является единственным в России и одним из трех мировых разработчиков и производителей бортовой аппаратуры измерения вибрации газотурбинных авиадвигателей.

В 2007 году ПАО «Техприбор» вошло в состав ОАО «Концерн «Авионика», а в 2008 году - в Государственную корпорацию «Ростехнологии». В настоящее время ПАО «Техприбор» входит в ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации «Ростех».

Таким образом, все перечисленные достижения последних лет не только характеризуют потенциальные научно-технические и производственные возможности предприятия, но и подтверждают, что в сложный переходный период предприятие сохранило производственную базу и высококвалифицированные кадры, способные оперативно и качественно выполнять разработки и осуществлять производство авиационной техники, отвечающей современным требованиям.

 

2.2 Диагностика  финансового состояния ОАО «Техприбор»

Анализ финансово-хозяйственной деятельности представляет собой элемент управления производством и является этапом управленческой деятельности. С его помощью осуществляется множество функций в системе управления: познается сущность хозяйственных процессов, оцениваются хозяйственные ситуации, выявляются резервы производства и подготавливаются научно обоснованные решения для планирования и управления. Цель и задачи анализа направлены, прежде всего, на решение внутрихозяйственных задач организации для увеличения результативности ее деятельности, а также на повышение эффективности использования ее экономического потенциала: ресурсов; активов; капитала; доходов; расходов и прибыли для наращения стоимости компании, повышения доходности акций акционеров.

Информация о работе Исследование эффективности процесса производства авиационного приборостроения ОАО «Техприбор»