Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 13:08, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - выяснить, обеспечивают ли товарные ресурсы бесперебойную продажу товаров. В связи с этим в работе ставятся следующие задачи:
- ознакомиться с основными источниками товарных ресурсов;
- раскрыть содержание понятия «товарные ресурсы» и их необходимость в торговом предприятии;
- выявить функции товарных ресурсов;
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Управление товарными ресурсами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Источники формирования товарных ресурсов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Понятие товарных ресурсов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Анализ и нормирование товарных ресурсов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2. Анализ товарных ресурсов торгового предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.1. Анализ товарных ресурсов торгового предприятия - продовольственного магазина «Продукты на АБ». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Приложение. . . . . . .
где Vз – уровень товарных ресурсов, дни оборота;
З - сумма товарных ресурсов;
О - объем товарооборота;
Т - число дней в периоде.
Размеры товарных ресурсов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. При неизменном объеме товарооборота ускорение оборачиваемости товаров приводит к снижению товарных ресурсов, и, наоборот, замедление оборачиваемости требует большей массы товарных ресурсов.
Скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные ресурсы, называется товарооборачиваемостью.
Если товарные ресурсы в днях показывают, на сколько дней торговое предприятие обеспечено товарами на определенную дату, то оборачиваемость товаров отражает среднее время обращения товарного ресурса за определенный период (квартал, год). Для предприятия оборачиваемость товаров в днях отражает время, в течение которого товары находились на этом предприятии с момента оплаты счета поставщиков до момента их продажи.
Для расчета оборачиваемости товаров в днях необходимо средний товарный ресурс за определенный период разделить на однодневный оборот по продаже товаров за этот же период: Д = З : (О : Т) или Д = (ЗТ) : О,
где Д - товарооборачиваемость, дни;
3 - средний товарный ресурс;
О - объем товарооборота;
Т - число дней в периоде.
Средний товарный ресурс () на практике исчисляется по средней хронологической:
,
где X1, Х2, Х3, …, Хn — товарные ресурсы;
n - число членов динамического ряда.
Товарооборачиваемость может выражаться и числом оборотов:
С = О : З или С = Т : Д,
где С - число оборотов;
О - объем товарооборота;
3 - средний товарный ресурс;
Т - число дней в периоде;
Д - товарооборачиваемость, дни.
Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, влияет на темпы воспроизводства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия.
Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счет совершенствования всей торгово-коммерческой и экономической работы предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формирование товарных ресурсов.
1.3 Анализ и нормирование товарных ресурсов
Основными задачами анализа товарных ресурсов и оборачиваемости являются:
- выявление соответствия их нормативам;
- установление динамики и оценка изменений, происшедших в объеме и структуре товарных ресурсов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров;
- выявление и расчет факторов, повлиявших на изменение товарных ресурсов.
По результатам экономического анализа разрабатываются конкретные мероприятия по нормализации товарных ресурсов и ускорению оборачиваемости, обеспечивающие удовлетворение запросов потребителей на разнообразные товары и тем самым повышение эффективности торговой деятельности.
Анализ товарных ресурсов на предприятиях розничной торговли за определенный период включает:
сравнение их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами;
- сравнение объема и структуры товарных ресурсов с ресурсами прошлых лет, расчет темпов изменения товарных ресурсов;
- расчет среднего ресурса по товарным группам и определение фактической товарооборачиваемости;
- сопоставление фактической товарооборачиваемости с нормативной, а также с товарооборачиваемостью за предыдущие годы;
- установление влияния на изменение товарных ресурсов и товарооборачиваемости важнейших факторов (объема и структуры товарооборота, поступления товаров и т.д.).
В результате анализа должны быть даны ответы на вопросы:
- какие факторы оказали влияние на формирование и развитие товарных ресурсов;
- обеспечивают ли бесперебойную продажу товаров имеющиеся товарные ресурсы;
- соответствует ли фактический ассортимент товарных ресурсов покупательскому спросу населения и др.
Результаты анализа используются также для обоснованного планирования и нормирования ресурсов по группам товаров.
Целью планирования и нормирования товарных ресурсов является установление среднего ресурса в днях, который при наименьших затратах обеспечивал бы бесперебойную продажу товаров широкого ассортимента.
Торговые предприятия разрабатывают нормативы товарных ресурсов для обоснования заказа на закупки товаров на предстоящий период.
Существуют различные методы нормирования товарных ресурсов: опытно-статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический. В зависимости от наличия экономической информации и других условий пользуются теми или иными методами.
Опытно-статистический метод основан на изучении сложившейся оборачиваемости отдельных групп товаров за прошлые годы, на учете влияния различных факторов на скорость обращения.
Для определения норматива на предстоящий период строятся динамические ряды фактических товарных ресурсов текущего хранения и анализируется годовая товарооборачиваемость за 3-5 прошедших лет.
Выявленные при анализе тенденции развития ресурсов экстраполируются с учетом объективных и субъективных факторов.
В результате анализа влияния этих факторов исчисляется расчетный норматив в днях оборота. Для определения норматива товарных ресурсов в сумме на планируемый период необходимо среднедневной кредитуемый оборот по плану на квартал умножить на расчетный норматив товарных ресурсов в днях по отдельным товарным группам.
Установив норматив ресурсов по отдельным товарным группам, определяют сумму норматива ресурсов по группе продовольственных товаров. Затем эту сумму делят на среднедневной кредитуемый оборот по всем продовольственным товарам и в результате получают взвешенный норматив в днях для всей группы продовольственных товаров.
Надо отметить, что опытно-статистический метод расчета товарных ресурсов недостаточно совершенен, так как сводится в основном к простой экстраполяции фактически сложившегося уровня товарных ресурсов за ряд лет. При этом в расчет переносятся в той или иной степени недостатки прошлого, не в полной мере учитывается влияние факторов, формирующих объем товарных ресурсов, что приводит к необоснованности норматива.
Товарные ресурсы могут нормироваться также технико-экономическим методом. Суть его состоит в том, что расчет норм ресурса товаров проводится по элементам в соответствии с процессом формирования ресурса. При этом норма товарных ресурсов включает следующие элементы: время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже; время пребывания товаров в форме торгового ресурса; гарантийный ресурс (в случае неравномерности поставок, изменений в обороте и покупательском спросе).
Составной частью общего норматива товарных ресурсов является время пребывания товаров в форме торгового ресурса. Торговый ресурс состоит из двух частей:
- ресурса, который должен постоянно находиться в торговом зале для показа имеющихся в продаже товаров и непосредственного отпуска их покупателям;
- ресурс, предназначенный для обеспечения бесперебойной продажи товаров на период до очередного поступления.
Для определения первой части торгового ресурса по каждой группе товаров устанавливают количество ассортиментных разновидностей, которыми должно торговать предприятие, и среднюю цену единицы товара; затем к произведению этих двух величин прибавляют сумму среднедневного оборота. Для выражения этой части ресурса в днях следует исчисленную сумму разделить на среднедневной оборот по данной группе товаров.
Вторую часть торгового ресурса устанавливают по каждой группе товаров исходя из частоты завоза, которая характеризует периодичность поступления товара. Частота завоза определяется по договорам с поставщиками. По товарным группам сложного ассортимента учитывают также комплектность поступления (среднее количество разновидностей товара, поступающих в одной партии), так как весь ассортимент таких товаров не обновляется в каждом очередном поступлении. Среднее количество разновидностей товара, поступающих в одной партии, устанавливают на основе анализа фактических поступлений за ряд прошлых лет. Отношение количества разновидностей товаров, поступающих в одной партии, ко всему количеству разновидностей, которое постоянно должно быть в продаже, характеризует комплектность поставок.
По частоте завоза с учетом комплектности поставок определяют время, необходимое для обновления ассортимента. В процессе завоза ресурсы отдельных товаров будут колебаться от максимума (в момент завоза) до минимума (накануне завоза). Поэтому норма второй части торгового ресурса принимается в размере половины частоты завоза товаров. Гарантийный (страховой) ресурс устанавливается по каждой группе товаров по отношению к торговому ресурсу в следующих размерах: по товарам повседневного спроса - в размере до 100% торгового ресурса; по другим товарным группам (в зависимости от конкретных условий) - в размере до 50 % торгового ресурса. При определении потоварных норм не берут в расчет время нахождения товаров в пути. Его учитывают при нормировании товарных ресурсов в целом по торговому предприятию. Итак, формула потоварных норм ресурса имеет вид: Н = П + Зр + ½ Тч + Г,
где Н - норма товарных ресурсов;
П - время на приемку и подготовку товаров к продаже;
Зр - рабочий ресурс;
Тч - ресурс до следующего завоза товаров;
Г - гарантийный ресурс.
2. Анализ товарных ресурсов торгового предприятия
2.1 Анализ товарных ресурсов торгового предприятия - продовольственного магазина «Продукты на АБ»
Используя приведенные выше теоретические положения, произведем анализ товарных ресурсов в торговом предприятии - продовольственном магазине «Продукты на АБ».
Магазин расположен по адресу: Спекова,17. Магазин торгует полным ассортиментом продовольственных товаров - хлебобулочными изделиями, мясными, рыбными продуктами, колбасами, кондитерскими изделиями, бакалеей и спиртными напитками. По каждому ассортиментному наименованию продуктов существует достаточно большой выбор товаров. Магазин расположен в густонаселенном районе с развитой инфраструктурой, что определяет значительное число потенциальных покупателей. Помещение магазина расположено удачно внутри квартала, в непосредственной близости к жилым домам. Так как магазин является круглосуточным, он чаще пользуется спросом в вечернее и ночное время суток. В здании магазина находятся морозильные камеры для хранения мяса, холодильные камеры, а также складское помещение.
Стоит начать с установления степени выполнения торговым предприятием квартального плана путем сравнения ожидаемого оборота за текущий квартал с суммой продажи товаров по плану. В таблице 5 приведены планируемые и реальные значения товарооборота в анализируемом магазине за IV квартал 2009 года [Приложение 1].
Как видно из результатов таблицы, в течение IV квартала планируемые показатели розничного товарооборота в магазине выполнялись, за исключением октября месяца, в течение которого наблюдалось некоторое снижение покупательской активности.
Для изучения динамики товарооборота, являющейся важным моментом анализа, рассчитаем среднеквартальные темпы товарооборота по формуле средней геометрической:
, = 1,11.
Как видим, среднегеометрический темп роста товарооборота превышает единицу, что является положительным показателем деятельности магазина.
Произведем расчет показателей сезонности товарооборота в магазине за IV квартал 2008 года. В таблице 2 [приложение 2] приведен объем продажи товаров в магазине в течение анализируемого периода по месяцам и внутри каждого месяца по неделям.
Определим степень колебания продажи товаров в течение месяца по отдельным неделям на основе расчета среднего квадратического отклонения:
;
В данном случае:
59000 руб.,
а коэффициент вариации () составит:
, = 28%.
Итак, из полученного результата следует, что сезонные колебания спроса и предложения нельзя не учитывать, поэтому анализ товарной структуры оборота не может ограничиваться рассмотрением показателей по продаже товаров в целом за месяц; следует выяснить, как удовлетворить спрос населения на конкретные товары в отдельные периоды месяца - недели.
Как видно из полученных результатов, основным фактором, вызвавшим увеличение абсолютного значения товарооборота в рассматриваемом периоде, является увеличение цен на продукты питания. В то же время реальный рост товарооборота связан с изменением в системе снабжения магазина.
В целом по магазину в годовом и в квартальном оборотах имеется некоторая стабильность. Однако при планировании товарооборота нельзя механически переносить в план сложившиеся в прошлом пропорции. Надо критически проанализировать результаты и выявить, под влиянием каких факторов сложились внутригодичные колебания розничного товарооборота и какова степень влияния этих факторов в плановом периоде с учетом изменений, происходящих в экономике района торговли [приложение 3].
Установив норматив ресурсов по отдельным товарным группам, определяют сумму норматива ресурсов по группе продовольственных товаров. Затем эту сумму делят на среднедневной кредитуемый оборот по всем продовольственным товарам и в результате получают взвешенный норматив в днях для всей группы продовольственных товаров [приложение 4].
Информация о работе Источники формирования товарных ресурсов