Экономическая деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить порядок проведения экономической деятельности предприятия на примере ОАО «ЗМУ КЧХК».
С учетом названной цели поставлены и решены следующие задачи:
Изучена учебная литература по экономической оценке деятельности предприятия;
Дана краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «ЗМУ КЧХК»;
Выявлена экономическая эффективность деятельности ОАО «ЗМУ КЧХК».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Теоретические основы экономической оценки деятельности предприятия, перспективы развития……………………………………………………….5
Специфические особенности отрасли, факторы, влияющие на эффективность деятельности, и проблемы развития……………….5
Пути повышения эффективности функционирования предприятия……………………………………………………………9
Экономическая оценка деятельности предприятия……………………….12
Характеристика организационной структуры, размера и специализации предприятия………………………………………….12
Оценка уровня использования производственных ресурсов………16
Оценка ликвидности и финансовой независимости………………..20
Оценка прибыльности и рентабельности……………………………27
Характеристика производства и сбыта……………………………...32
Факторы, обусловливающие финансовые результаты……………………38
Выводы и предложения……………………………………………………..44
Список литературы………………………………………………………….50

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 362.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Теоретические основы экономической оценки деятельности предприятия, перспективы развития……………………………………………………….5
    1. Специфические особенности отрасли, факторы, влияющие на эффективность деятельности, и проблемы развития……………….5
    2. Пути повышения эффективности функционирования предприятия……………………………………………………………9
  2. Экономическая оценка деятельности предприятия……………………….12
    1. Характеристика организационной структуры, размера и специализации предприятия………………………………………….12
    2. Оценка уровня использования производственных ресурсов………16
    3. Оценка ликвидности и финансовой независимости………………..20
    4. Оценка прибыльности и рентабельности……………………………27
    5. Характеристика производства и сбыта……………………………...32
  3. Факторы, обусловливающие финансовые результаты……………………38

Выводы и предложения……………………………………………………..44

Список литературы………………………………………………………….50

Приложение А……………………………………………………………….53

Приложение Б………………………………………………………………..56

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эффективность хозяйственной  деятельности характеризуется сравнительно небольшим кругом показателей. Но на каждый такой показатель оказывает  влияние целая система факторов. Для системного подхода характерны комплексная оценка влияния разноплановых  факторов, целевой подход к их изучению. Знание факторов производства, умение определять их влияние на показатели эффективности позволяют воздействовать на уровень показателей посредством  управления факторами, создавать механизм поиска резервов.

Экономическая сущность резервов повышения эффективности производства состоит в наиболее полном и рациональном использовании все возрастающего  потенциала ради получения большего количества высококачественной продукции  при наименьших затратах живого и  овеществленного труда на единицу  продукции.

Сущность резервов и их объективный характер могут быть правильно раскрыты на основе анализа  производственно-экономической деятельности предприятия.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что планирование производственно-экономических показателей деятельности предприятия в условия рыночных отношений имеет первостепенное значение.

Многие авторы, в том  числе: Диксон Д.Е.Н., Магомедов М.Д., Савчук В.П., Гордеев А.В., Ястребова О.К, занимались этой проблемой, однако многие вопросы остаются открытыми, что обуславливает необходимость проведения дальнейших исследований.

Цель работы – изучить  порядок проведения экономической  деятельности предприятия на примере  ОАО «ЗМУ КЧХК».

С учетом названной цели поставлены и решены следующие задачи:

  • Изучена учебная литература по экономической оценке деятельности предприятия;
  • Дана краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «ЗМУ КЧХК»;
  • Выявлена экономическая эффективность деятельности ОАО «ЗМУ КЧХК».

Объект исследования –  ОАО «ЗМУ КЧХК».

В ходе исследования использованы методы: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный.

Источниками информации послужили  труды ученых исследуемой теме, законодательные, нормативные, правовые акты, первичные  документы и отчетность предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретические основы экономической деятельности предприятия, перспективы развития
    1. Специфические особенности отрасли, факторы, влияющие на эффективность деятельности, и проблемы развития

Экономическая оценка —  расчёт стоимости, основанной на экономическом  потенциале бизнеса. Также экономическая  оценка является частью от общего объема работ бизнес-планирования, поскольку расчеты должны быть построены на достоверных данных, которые можно получить только в ходе оценки.

 Как любой товар,  бизнес обладает некой полезностью  для покупателей, которая определяется  величиной генерируемой им прибыли.  Соответственно, оценка недвижимости  и оборудования, которыми обладает  предприятие, а также оценка  стоимости его прочего движимого  и недвижимого имущества является  необходимостью. В ходе экономической  оценки бизнеса определяется  стоимость активов и пассивов  компании, включая нематериальные  активы, машины, складские запасы  и оборудование, недвижимое имущество,  финансовые вложения. Оцениваются  так же настоящие, прошлые и  будущие доходы компании, то есть  эффективность работы. Экономическая  оценка проводится при необходимости  повышения уровня эффективности  управления предприятием, обоснования  инвестиционных решений, ликвидации, поглощении, слиянии и выделении  предприятия.

 В экономическом контексте  под словом «фактор» понимается  движущая сила, влияющая на эффективность  функционирования предприятия в  условиях рынка.

 В условиях рыночной  экономики на эффективность работы  предприятия влияют самые разнообразные  факторы. Их можно классифицировать  по самым различным признакам.

 В зависимости от  направленности действия все  факторы можно объединить в  две группы: позитивные и негативные.

 Позитивные – это  те факторы, которые благотворно  влияют на деятельность предприятия,  а негативные – наоборот.

 В зависимости от  места возникновения все факторы  можно классифицировать на внутренние и внешние.

Внутренние факторы зависят  от деятельности самого предприятия, т.е. их порождает само предприятие. Например, на предприятии разработана и внедрена хорошая система материального стимулирования, которая значительно повысила мотивацию труда работников, что способствовало повышению эффективности производства. Другой пример. На предприятии с вредными условиями труда ничего не предпринималось для их улучшения, в результате чего резко повысилась утомляемость и заболеваемость рабочих, что в конечном итоге привело к значительному браку продукции и снижению объема ее реализации. В первом случае внутренний фактор сыграл позитивную роль, во втором – негативную. [11]

Внутренние факторы настолько  разнообразны, что для лучшего  понимания, учета, анализа и выявления  резервов производства их также целесообразно  объединить в следующие группы:

1) связанные с личностью  руководителя и способностью  его команды управлять предприятием  в рыночных условиях;

2) связанные с ускорением  НТП, инновационной политикой  предприятия;

3) связанные с совершенствованием  организации производства и труда,  управлением предприятием;

4) связанные с организационно-правовой  формой хозяйствования;

5) связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

6) связанные со спецификой  производства и отрасли;

7) связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;

8) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.

 Эта классификация  условная, она не отражает все  многообразие факторов, но позволяет  более детально представить внутренние  факторы и их влияние на  эффективность производства. Помимо  этой классификации, все внутренние  факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные – это те факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления, например, ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия. Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.

 Эффективность работы  предприятия в условиях рынка  в значительной степени зависит  и то внешних факторов, которые  можно классифицировать в следующие  группы:

1) связанные с изменением  конъюнктуры внутреннего и мирового  рынка. В основном это проявляется  в изменении спроса и предложения,  а также в колебании цен;

2) связанные с изменением  политической обстановки как  внутри страны, так и в более  глобальном масштабе;

3) связанные с инфляционным процессом;

4) связанные с деятельностью  государства.

 В современных условиях  именно от государства в значительной  мере зависит эффективность деятельности  российских предприятий. Прежде  всего, от государства зависит  создание цивилизованного рынка  и правил игры на этом рынке,  т.е. создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка  в стране и ее национальной  безопасности, стабилизация экономики,  обеспечение социальной защиты  и социальных гарантий, защита  конкуренции, разработка принятие  и организация выполнения хозяйственного  законодательства.

 Основная цель предприятия  в рыночных условиях это удовлетворение  общественных потребностей, получение  прибыли и обеспечение своей  финансовой устойчивости.

 Для достижения поставленных  целей предприятия должны:

 – выпускать высококачественную  продукцию, своевременно обновлять  её в соответствии со спросом;

 – рационально использовать  производственные ресурсы с учётом  их взаимозаменяемости;

 – разрабатывать стратегию  и тактику поведения предприятия  и корректировать их в соответствии  с обстоятельствами на рынке;

 – внедрять все  новое и передовое в производство, организацию труда и управление;

 – заботиться о  работниках, росте их квалификации, повышении жизненного уровня, создании  благоприятного социально-психологического  климата в коллективе;

 – обеспечить конкурентоспособность  предприятия;

 – проводить гибкую  ценовую политику и осуществлять  другие функции.

 В современных условиях  перед предприятиями стоят иные  цели и задачи, нежели раньше, получение прибыли теперь находится  не на первом месте. Руководители  предприятий в большей степени  озабочены проблемами реализации  продукции, возможностью выплаты  заработной платы работникам.

 Эффективность хозяйственной  деятельности организации характеризуется  определенными показателями. И на  каждый такой показатель оказывает  влияние целая система факторов. Для системного подхода характерны  комплексная оценка влияния разноплановых  факторов, целевой подход к их  изучению. Знание факторов производства, умение определять их влияние  на показатели эффективности  позволяют воздействовать на  уровень показателей посредством  управления факторами, создавать  механизм поиска резервов.

 

 

 

 

 

    1.  Пути повышения эффективности функционирования предприятия

 

Прежде чем говорить о  повышении эффективности деятельности предприятия, надо определиться с самим  понятием эффективности. А эффективность, по сути, это мера достижения поставленной цели.

Цель же любого коммерческого  предприятия - это финансовый результат, причем не сиюминутный результат, а  результат на многие годы вперед, и  в этот результат входит и прибыль (или производные от нее), и капитализация  компании. Поэтому основа эффективности - это определение путей достижения поставленной перед предприятием цели в ее динамике, разработка стратегии  достижения поставленной цели, создание системы стратегического управления предприятием.

Для оценки эффективности  деятельности предприятия используется множество показателей. Среди них, такие как коэффициент ликвидности, коэффициент задолженности, коэффициент  финансовой независимости, рентабельность продаж и другие. Каждый из этих показателей  содержит в себе как доходы, так  и расходы фирмы. Поэтому очень  важно выбрать тот путь развития, который позволит минимизировать затраты  и максимизировать выручку. Это  подразумевает наращивание объемов  производства товаров.

Существует два возможных  пути развития предприятия: интенсивный  и экстенсивный. Несмотря на кардинальные отличия этих двух методов, чаще всего  используется их комбинация.

Экстенсивный путь развития заключается в количественном увеличении факторов производства. В чистом виде используется крайне редко, т.к. требует  больших капиталовложений. Основные экстенсивные факторы следующие:

  • увеличение количества используемых ресурсов;
  • увеличение количества средств и предметов труда;
  • увеличение численности рабочей силы;
  • увеличение времени использования ресурсов;
  • увеличение времени использования и продолжительности функционирования средств труда;
  • увеличение запасов (продолжительности оборота) оборотных фондов;
  • увеличение времени использования рабочей силы.

Информация о работе Экономическая деятельность предприятия