Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель работы – изучить порядок проведения экономической деятельности предприятия на примере ОАО «ЗМУ КЧХК».
С учетом названной цели поставлены и решены следующие задачи:
Изучена учебная литература по экономической оценке деятельности предприятия;
Дана краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «ЗМУ КЧХК»;
Выявлена экономическая эффективность деятельности ОАО «ЗМУ КЧХК».
Введение……………………………………………………………………………..3
Теоретические основы экономической оценки деятельности предприятия, перспективы развития……………………………………………………….5
Специфические особенности отрасли, факторы, влияющие на эффективность деятельности, и проблемы развития……………….5
Пути повышения эффективности функционирования предприятия……………………………………………………………9
Экономическая оценка деятельности предприятия……………………….12
Характеристика организационной структуры, размера и специализации предприятия………………………………………….12
Оценка уровня использования производственных ресурсов………16
Оценка ликвидности и финансовой независимости………………..20
Оценка прибыльности и рентабельности……………………………27
Характеристика производства и сбыта……………………………...32
Факторы, обусловливающие финансовые результаты……………………38
Выводы и предложения……………………………………………………..44
Список литературы………………………………………………………….50
Запланированные капитальные вложения и инвестиции 2012 года по сравнению с 2011 годом возросли более чем в 2 раза, но они не направлены на внедрение новых технологий производства аммиака, а лишь затрагивают замену действующего оборудования, выработавшего нормативный срок, увеличение производительности, производство новой продукции. Руководство ОАО «ЗМУ КЧХК» в дальнейшем хотят активизировать работу по внедрению в производство разработок НИОКР профильных институтов Российской Федерации или иностранных разработок (менее энергозатратных технологий: предреформинг). [30]
Компания является российским лидером в производстве аммиачной селитры и занимает второе место в России по объемам производства азотных удобрений.
Рисунок 1: Российское производство аммиачной селитры в 2011 году.
(Источник: исследовательская группа «АзотЭкон»)
Рисунок 2: Российское производство азотных удобрений в 2011 году
(Источник: исследовательская группа «АзотЭкон»)
Рисунок 3: Российское производство аммиака в 2011 году
(Источник: исследовательская группа «АзотЭкон») [29]
Компания «УРАЛХИМ»
В 2011 году предприятия компании «УРАЛХИМ» произвели 25,5% аммиачной селитры, 15,7% российского аммиака, 8,6% карбамида, а также другие удобрения.
Таблица 3 – Производство ОАО «ЗМУ КЧХК»
Наименование показателя |
2010 год |
2011 год |
Откл., +/- |
Откл, % |
Объём произведенной товарной продукции, тыс. тонн |
2 169 |
2 272 |
+103 |
+5 |
Объём товарной продукции в действующих ценах, тыс. руб. |
16 481 529 |
22 696 254 |
+6 214 725 |
+38 |
Удельный вес продукции, отгруженной на экспорт, % |
80 |
85 |
+5 |
+6 |
Рентабельность к продукции, % |
109 |
145 |
+36 |
+33 |
Затраты на 1 рубль товарной продукции (по производству), коп. |
48 |
41 |
-7 |
-15 |
Исходя из табл. 3, видим, что рост объёма производства товарной продукции к уровню 2010 г. составил +5% в результате увеличения производительности используемых мощностей.
Таблица 4 – Реализация ОАО «ЗМУ КЧХК»
Наименование показателя |
2010 год |
2011 год |
Откл., +/- |
Откл, % |
Объем реализации товарной продукции, тыс. тонн. |
2 172 |
2 292 |
+ 120 |
+6 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (стр.010 формы № 2 по ОКУД), тыс. руб. |
16 005 899 |
23 250 344 |
+7 244 445 |
+45 |
Рост выручки от реализации товарной продукции к уровню 2010 г. составил +45 %, в том числе:
- за счет объема реализации + 10%;
- за счет роста цен FCA + 44 % .
В состав основных активов ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» входят:
- Филиал «Азот» ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» в г. Березники Пермского края;
- Открытое акционерное общество «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината», г. Кирово-Чепецк Кировской области (ОАО «ЗМУ КЧХК»);
- Открытое акционерное общество «Минеральные удобрения», г. Пермь (ОАО «Минеральные удобрения»);
- Открытое акционерное общество «Воскресенские минеральные удобрения», г. Воскресенск Московской области (ОАО «Минудобрения»);
- Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «УРАЛХИМ», г. Пермь Пермского края (ООО «ТД «УРАЛХИМ»);
- Транспортные и сервисные предприятия.
Ключевым конкурентным преимуществом компании является гибкость производства, позволяющая поддерживать эффективный производственный баланс, ориентированный на текущий спрос. В продуктовую линейку холдинга наряду со стандартными удобрениями (аммиачная селитра и карбамид) входят инновационные продукты, разработанные с учетом последних тенденций развития мирового рынка минеральных удобрений.
Основным сырьем для производства азотных удобрений является природный газ. Для снижения сырьевого риска в декабре 2007 года «УРАЛХИМ» заключил с ОАО «Газпром» и ОАО «НОВАТЭК» эксклюзивные пятилетние контракты на поставку газа. Тем самым компания обеспечила 99% своих потребностей в природном газе на период до 2012 года.
Ключевым фактором, влияющим
на спрос на минеральные удобрения
внутри страны, является платежеспособность
сельхозпроизводителей и
Рисунок 5 – Динамика объемов и площадей внесения минеральных удобрений.
Согласно «Соглашению по взаимодействию с целью удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей АПК Российской Федерации в минеральных удобрениях в 2008-2012 гг.», заключенному между Агропромышленным союзом России и отраслевой Российской ассоциацией производителей удобрений (РАПУ), ведущие российские производители декларируют максимальные пороговые отпускные цены на самые востребованные отечественными аграриями марки удобрений. УРАЛХИМ, как один из ключевых учредителей и активных членов РАПУ, выступает за то, чтобы поддерживать отечественное сельское хозяйство и поставлять удобрения на внутренний рынок по льготным ценам. [27]
Общий объем продукции, отгруженной на внутренний рынок, составил 16% от общего объема продаж Общества. Самым востребованным удобрением, поставляемым на внутренний рынок, остается – аммиачная селитра.
Технологический завод ОАО “ЗМУ КЧХК”, реализует готовую продукцию. Основными рынками сбыта являются для минеральных удобрений - Российская Федерация, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Дания, Польша, Сербия, Франция, Бельгия, Германия, Великобритания, КНР, Латинская и Центральная Америка, Африка.
Сохранила свое определяющее значение отгрузка продукции на экспорт. В отчетном году из общего объема продаж 84% отгружено на внешний рынок.
В 2012 году запланировано произвести 2 255 тыс. тонн минеральных удобрений и аммиака. Выручка от реализации продукции завода минеральных удобрений в 2012 году превысит 22 млрд. руб.
Основным содержанием экономического анализа является исследование влияния изменения величины факторов на изменение значения результирующего показателя. Факторы – движущие силы (причины и условия) экономических процессов и явлений, определяющих характер или существенные черты их развития. Факторы могут быть классифицированы по разным признакам. [8]
С позиции воздействия на результаты хозяйственной деятельности факторы могут быть:
Исследуемые в анализе факторы могут быть квалифицированы по разным признакам, что позволяет точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании величины результативных показателей. [6]
Таблица 4 – Классификация факторов:
Классификационный признак |
Группы факторов |
1.По своей природе |
- Природно-климатические - Социально-экономические - Производственно-экономические |
2.По степени воздействия на результаты |
- Основные - Второстепенные |
3.По отношению к объекту |
- Внутренние - Внешние |
4.По зависимости от коллектива |
- Объективные - Субъективные |
5.По степени распространения |
- Общие - Специфические |
6.По времени действия |
- Постоянные - Переменные |
7.По характеру действия |
- Экстенсивные - Интенсивные |
8.По свойствам отражаемых |
- Количественные - Качественные |
9.По своему составу |
- Простые - Сложные |
10.По уровню соподчиненности (иерархии) |
- Первого порядка - Второго порядка и т.д. |
11.По возможности изменения |
- Измеряемые - Не измеряемые |
Большинство изучаемых факторов по своему составу являются сложными, состоят из нескольких элементов. Однако, есть и такие, которые не раскладываются на составные части. В зависимости от состава факторы делятся на: сложные (комплексные) и простые (элементные). Примером сложного фактора является производительность труда, а простого – количество рабочих дней в отчетном периоде. [13]
Для правильной оценки предприятия факторы необходимо подразделят еще на: объективные и субъективные. Объективные факторы, например стихийные бедствие. Не зависит от воли и желания людей. В отличии от объективных субъективные причины зависят от деятельности юридических и физических лиц.
Воздействие отдельных факторов на результативный показатель может быть количественно измерено. Вместе с тем имеется целый ряд факторов, влияние которых на результаты деятельности предприятия не поддается непосредственному измерению, например обеспеченность работников жильем, детскими учреждениями, уровень подготовки кадров и т.д.
По своей природе факторы подразделяются на: природно-климатические, социально-экономические и производственно-экономические.
- Природно-климатические
факторы оказывают больше
- К социально-экономическим относятся жилищные условия работников, организация спортивной и оздоровительной работы на предприятии, общий уровень культуры и образования кадров;
- Производственно-экономические факторы определяют полноту и эффективность использования производственных ресурсов.
По степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности факторы делятся на основные и второстепенные.
- К основным относятся факторы, которые оказывают решающее воздействие на результативный показатель;
- второстепенными считаются
те, которые не оказывают
По отношению к объекту исследования факторы классифицируются на внутренние и внешние т.е. зависящие и независящие от деятельности данного предприятия.
По степени распространенности факторы делятся на общие и специфические.
- К общим относятся факторы, которые действуют во всех отраслях экономики;
- специфические являются те, которые действуют в условиях отдельной отрасли экономики или предприятия.
По продолжительности воздействия на результаты деятельности различают факторы постоянные и переменные.