Экономическая деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить порядок проведения экономической деятельности предприятия на примере ОАО «ЗМУ КЧХК».
С учетом названной цели поставлены и решены следующие задачи:
Изучена учебная литература по экономической оценке деятельности предприятия;
Дана краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «ЗМУ КЧХК»;
Выявлена экономическая эффективность деятельности ОАО «ЗМУ КЧХК».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Теоретические основы экономической оценки деятельности предприятия, перспективы развития……………………………………………………….5
Специфические особенности отрасли, факторы, влияющие на эффективность деятельности, и проблемы развития……………….5
Пути повышения эффективности функционирования предприятия……………………………………………………………9
Экономическая оценка деятельности предприятия……………………….12
Характеристика организационной структуры, размера и специализации предприятия………………………………………….12
Оценка уровня использования производственных ресурсов………16
Оценка ликвидности и финансовой независимости………………..20
Оценка прибыльности и рентабельности……………………………27
Характеристика производства и сбыта……………………………...32
Факторы, обусловливающие финансовые результаты……………………38
Выводы и предложения……………………………………………………..44
Список литературы………………………………………………………….50

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 362.27 Кб (Скачать файл)

Запланированные капитальные  вложения и инвестиции 2012 года по сравнению  с 2011 годом возросли более чем  в 2 раза, но они не направлены на внедрение  новых технологий производства аммиака, а лишь затрагивают замену действующего оборудования, выработавшего нормативный срок, увеличение производительности, производство новой продукции. Руководство ОАО «ЗМУ КЧХК» в дальнейшем хотят активизировать работу по внедрению в производство разработок НИОКР профильных институтов Российской Федерации или иностранных разработок (менее энергозатратных технологий: предреформинг). [30]

Компания является российским лидером в производстве аммиачной  селитры и занимает второе место  в России по объемам производства азотных удобрений.

Рисунок 1: Российское производство аммиачной селитры в 2011 году.

(Источник: исследовательская группа «АзотЭкон»)

 

Рисунок 2: Российское производство азотных  удобрений в 2011 году

(Источник: исследовательская группа «АзотЭкон»)

Рисунок 3: Российское производство аммиака в 2011 году

(Источник: исследовательская группа «АзотЭкон») [29]

Компания «УРАЛХИМ» располагает  мощностями для производства 2,5 млн. т аммиачной селитры, 2,8 млн. т  аммиака, 0,8 млн. т сложных удобрений (NPK), 0,8 млн. т моно- и диаммонийфосфата и 1,2 млн. т карбамида в год.

В 2011 году предприятия компании «УРАЛХИМ» произвели 25,5% аммиачной  селитры, 15,7% российского аммиака, 8,6% карбамида, а также другие удобрения.

Таблица 3 – Производство ОАО «ЗМУ КЧХК»

Наименование показателя

2010 год

2011 год

Откл.,

+/-

Откл,

%

Объём произведенной товарной продукции, тыс. тонн

2 169

2 272

+103

+5

Объём товарной продукции в действующих  ценах, 

тыс. руб.

16 481

529

22 696

254

+6 214

725

+38

Удельный вес продукции, отгруженной  на экспорт,

%

80

85

+5

+6

Рентабельность к себестоимости  товарной

продукции, %

109

145

+36

+33

Затраты на 1 рубль товарной продукции (по

производству),  коп.

48

41

-7

-15


 

Исходя из табл. 3, видим, что рост  объёма  производства  товарной  продукции  к  уровню  2010  г.  составил  +5%  в  результате увеличения производительности используемых мощностей.

Таблица 4 – Реализация ОАО  «ЗМУ КЧХК»

Наименование показателя

2010 год

2011 год

Откл.,

+/-

Откл,

%

Объем реализации товарной продукции, тыс. тонн.

2 172

2 292

+ 120

+6

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (стр.010 формы № 2 по ОКУД), тыс. руб.

16 005

899

23 250

344

+7 244 445

+45


 

Рост выручки от реализации товарной продукции к уровню 2010 г. составил +45 %, в том числе: 

- за счет объема реализации + 10%;

- за счет роста цен FCA + 44 % .

В состав основных активов  ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» входят:

- Филиал «Азот» ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» в г. Березники Пермского края;

- Открытое акционерное общество «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината», г. Кирово-Чепецк Кировской области (ОАО «ЗМУ КЧХК»);

- Открытое акционерное общество «Минеральные удобрения», г. Пермь (ОАО «Минеральные удобрения»);

- Открытое акционерное общество «Воскресенские минеральные удобрения», г. Воскресенск Московской области (ОАО «Минудобрения»);

- Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «УРАЛХИМ», г. Пермь Пермского края (ООО «ТД «УРАЛХИМ»);

- Транспортные и сервисные предприятия.

Ключевым конкурентным преимуществом  компании является гибкость производства, позволяющая поддерживать эффективный  производственный баланс, ориентированный  на текущий спрос.  В продуктовую  линейку холдинга наряду со стандартными удобрениями (аммиачная селитра  и карбамид) входят инновационные  продукты, разработанные с учетом последних тенденций развития мирового рынка минеральных удобрений.

Основным сырьем для производства азотных удобрений является природный  газ. Для снижения сырьевого риска  в декабре 2007 года «УРАЛХИМ» заключил с ОАО «Газпром» и ОАО «НОВАТЭК» эксклюзивные пятилетние контракты на поставку газа. Тем самым компания обеспечила 99% своих потребностей в природном газе на период до 2012 года.

Ключевым фактором, влияющим на спрос на минеральные удобрения  внутри страны, является платежеспособность сельхозпроизводителей и степень  дотационности закупок агрохимикатов со стороны государства. В январе 2010 года принята «Доктрина продовольственной безопасности России», которая, в частности, декларирует курс на повышение почвенного плодородия и урожайности, а также предполагает расширение посевных площадей под сельскохозяйственные культуры за счет неиспользуемых пахотных земель. Таким образом, при активной поддержке правительства в ближайшие годы в стране прогнозируется заметный подъем сельхозпроизводства, становящийся базисным фактором для роста рынка минеральных удобрений. [28]

Рисунок 5 – Динамика объемов и  площадей внесения минеральных удобрений.

Согласно «Соглашению  по взаимодействию с целью удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей АПК Российской Федерации в минеральных удобрениях в 2008-2012 гг.», заключенному между Агропромышленным союзом России и отраслевой Российской ассоциацией производителей удобрений (РАПУ), ведущие российские производители декларируют максимальные пороговые отпускные цены на самые востребованные отечественными аграриями марки удобрений. УРАЛХИМ, как один из ключевых учредителей и активных членов РАПУ, выступает за то, чтобы поддерживать отечественное сельское хозяйство и поставлять удобрения на внутренний рынок по льготным ценам. [27]

Общий объем продукции, отгруженной  на внутренний рынок, составил  16% от общего объема продаж Общества. Самым  востребованным удобрением, поставляемым на внутренний рынок,  остается –  аммиачная селитра.

Технологический завод ОАО  “ЗМУ  КЧХК”,  реализует  готовую  продукцию.  Основными  рынками сбыта являются  для минеральных удобрений - Российская  Федерация,  Украина,  Белоруссия,  Литва,  Латвия,  Эстония, Дания,  Польша,  Сербия,  Франция,  Бельгия,  Германия,  Великобритания,  КНР,  Латинская и Центральная Америка, Африка.

Сохранила  свое  определяющее  значение  отгрузка  продукции  на  экспорт.  В  отчетном  году  из общего объема продаж  84% отгружено  на внешний рынок.

В 2012 году запланировано произвести  2 255 тыс. тонн минеральных удобрений и аммиака. Выручка от реализации продукции завода минеральных удобрений в 2012 году превысит 22 млрд. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Факторы, обуславливающие финансовые результаты

 

Основным содержанием  экономического анализа является исследование влияния изменения величины факторов на изменение значения результирующего  показателя. Факторы – движущие силы (причины и условия) экономических процессов и явлений, определяющих характер или существенные черты их развития. Факторы могут быть классифицированы по разным признакам. [8]

С позиции воздействия  на результаты хозяйственной деятельности факторы могут быть:

  • основные, оказывающие решающее воздействие на результативный  показатель,  и  второстепенные,  не  оказывающие  решающего воздействия;
  • внутренние,  зависящие  от  деятельности  организации,  и  внешние, не зависящие от деятельности организации;
  • объективные, не зависящие от воли и желания людей, и субъективные, зависящие от воли и желания людей;
  • общие, действующие во всех отраслях  экономики, и  специфические, действующие в условиях одной отрасли или организации;
  • постоянные и переменные;
  • экстенсивные, связанные с количественным  ростом, и интенсивные, связанные с использованием резервов. Если при анализе необходимо измерить влияние каждого фактора, то их разделяют на:
  • количественные, выражающие количественную определенность, и качественные, определяющие внутренние качества признака, особенности изучаемых объектов;
  • простые, не раскладывающиеся на составные части, и сложные зависящие от других факторов;
  • прямые, оказывающие непосредственное влияние на результативный показатель (факторы первого порядка), и косвенные (факторы второго порядка);
  • измеряемые и неизмеряемые.

Исследуемые в анализе  факторы могут быть квалифицированы  по разным признакам, что позволяет  точнее оценить место и роль каждого  фактора в формировании величины результативных показателей. [6]

Таблица 4 – Классификация факторов:

Классификационный признак

Группы факторов

1.По своей природе

- Природно-климатические

- Социально-экономические

- Производственно-экономические

2.По степени воздействия на  результаты

- Основные

- Второстепенные

3.По отношению к объекту исследования

- Внутренние

- Внешние

4.По зависимости от коллектива

- Объективные

- Субъективные

5.По степени распространения

- Общие

- Специфические

6.По времени действия

- Постоянные 

- Переменные

7.По характеру действия

- Экстенсивные

- Интенсивные

8.По свойствам отражаемых явлений

- Количественные

- Качественные

9.По своему составу

- Простые

- Сложные

10.По уровню соподчиненности  (иерархии)

- Первого порядка

- Второго порядка и т.д.

11.По возможности изменения влияния

- Измеряемые 

- Не измеряемые


 

Большинство изучаемых факторов по своему составу являются сложными, состоят из нескольких элементов. Однако, есть и такие, которые не раскладываются на составные части. В зависимости от состава факторы делятся на: сложные (комплексные) и простые (элементные). Примером сложного фактора является производительность труда, а простого – количество рабочих дней в отчетном периоде. [13]

Для правильной оценки предприятия  факторы необходимо подразделят  еще на: объективные и субъективные. Объективные факторы, например стихийные бедствие. Не зависит от воли и желания людей. В отличии от объективных субъективные причины зависят от деятельности юридических и физических лиц.

Воздействие отдельных факторов на результативный показатель может  быть количественно измерено. Вместе с тем имеется целый ряд  факторов, влияние которых на результаты деятельности предприятия не поддается  непосредственному измерению, например обеспеченность работников жильем, детскими учреждениями, уровень подготовки кадров и т.д.

По своей природе факторы  подразделяются на: природно-климатические, социально-экономические и производственно-экономические.

- Природно-климатические  факторы оказывают больше влияние  на результаты деятельности в  сельском хозяйстве, в добывающей  промышленности, лесном хозяйстве  и других отраслях;

- К социально-экономическим относятся жилищные условия работников, организация спортивной и оздоровительной работы на предприятии, общий уровень культуры и образования кадров;

- Производственно-экономические факторы определяют полноту и эффективность использования производственных ресурсов.

По степени воздействия  на результаты хозяйственной деятельности факторы делятся на основные и второстепенные.

- К основным относятся факторы, которые оказывают решающее воздействие на результативный показатель;

- второстепенными считаются  те, которые не оказывают решающего  воздействия на результаты хозяйственной  деятельности. [12]

По отношению к объекту  исследования факторы классифицируются на внутренние и внешние т.е. зависящие и независящие от деятельности данного предприятия.

По степени распространенности факторы делятся на общие и специфические.

- К общим относятся факторы, которые действуют во всех отраслях экономики;

- специфические являются  те, которые действуют в условиях  отдельной отрасли экономики  или предприятия.

По продолжительности  воздействия на результаты деятельности различают факторы постоянные и  переменные.

Информация о работе Экономическая деятельность предприятия