Экономическая среда функционирования редприятия ВФ РУП "Белпочта"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы − изучение экономической среды функционирования организации.
Задача работы заключается в изучение вопросов, связанных с анализом основных производственных средств, оборотных средств, производительности труда, издержек предприятия и себестоимости продукции, а также прибыли и рентабельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическая среда функционирования предприятия 6
1.1 Внешняя экономическая среда. Микросреда 6
1.2 Конкурентная среда в системе микросреды 9
1.3 Макроэкономическая среда предприятия 12
1.4 Свойства экономической среды предприятия 14
2 Влияние экономической среды на стратегию и тактику предприятия 18
3 Адаптация предприятия к окружающей экономической среде 22
4 Анализ экономических показателей работы РУП «Белпочта» 35
4.1 Основные средства предприятия и их использование 35
4.2 Оборотные средства и их использование 39
4.3 Производительность труда 41
4.4 Издержки предприятия и себестоимость продукции 43
4.5 Прибыль и рентабельность 45
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложения 53

Файлы: 1 файл

Курс_Экономич_среда_почта.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

 

 

Эффективность функционирования предприятия, достижение им поставленных целей определяется не только внутренней организацией: уровнем техники и технологии, квалификацией персонала, организационной и производственной структурой, но и внешней средой, в которой предприятие функционирует.

Экономическая среда функционирования предприятия представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на производственно-хозяйственную деятельность предприятий. Если внутренняя организация подконтрольна предприятию и его менеджерам, то внешняя среда представлена неконтролируемой, а поэтому она требует особого изучения и учета при построении адекватной системы управления. К внешним факторам относятся научно-технологический прогресс, международные события, демографические, социокультурные, политические, природные, экономические и другие факторы.

Степень влияния отдельных внешних факторов на экономику предприятия различна. Так, изменение цен, тарифов, налоговой, кредитной и амортизационной политики непосредственно определяет издержки предприятия, а следовательно, его прибыль и доходность. Такие факторы, как научно-технологический прогресс, политические и международные события, состояние макроэкономики, создают стимулы и предпосылки развития данного предприятия. Например, появление новых технологий (генной, мембранной и др.) стимулирует инновационно-инвестиционную деятельность предприятий в целях обеспечения конкурентоспособности их товаров. В связи с этим различают внешнюю среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия включает такие внешние факторы, которые непосредственно влияют на экономику предприятия. Эти факторы формируются в результате взаимодействия предприятия с поставщиками ресурсов, деловыми партнерами, потребителями, конкурентами, органами государственного и местного управления, общественными организациями и звеньями рыночной инфраструктуры.

Под средой косвенного воздействия понимают такие внешние факторы, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на экономику предприятия. Однако данные факторы создают необходимые условия, стимулы и предпосылки для предстоящих, в том числе и быстрых, изменений в функционировании предприятия, формировании конкурентных преимуществ. Они включают: уровень стабильности макроэкономических показателей, политической ситуации, динамику и потенциал развития макроэкономики: государственную политику по защите и регулированию конкуренции, поддержки товаропроизводителей, стимулирования спроса; уровень развития рынка капитала, инноваций и интеллектуальной собственности, нормативно-правовые, демографические, географические, природно-климатические, социокультурные факторы.

Несмотря на то что факторы среды косвенного воздействия не оказывают прямого влияния на экономику хозяйствующего субъекта, их учет в разработке и реализации стратегии и даже тактики предприятия является обязательным.

В зависимости от состава субъектов экономической среды функционирования предприятия различают микро- и макросреду.

Субъектами внешней микросреды, с которыми возникают горизонтальные связи на договорной основе, являются: производители, поставщики, потребители, деловые партнеры, конкуренты, звенья рыночной инфраструктуры. На микроуровне выделяют следующие факторы: рыночная конъюнктура, форма и близость партнерских связей, отношения с поставщиками и потребителями, степень развития рыночной инфраструктуры.

Влияние субъектов микросреды существенно и многогранно. Маркетинговый подход к формированию стратегии и тактики предприятия ставит во главу угла влияние потребителей. В зависимости от экономического назначения продукции различаются предприятия-потребители и конечные потребителей.

Предприятия-потребители приобретают оборудование, сырье, полуфабрикаты и другие товары и услуги для дальнейшего использования в производстве или для перепродажи другим потребителям. Конечные потребители обычно покупают готовые изделия для личного, семейного или домашнего использования.

Потребители как субъекты внешней микросреды предъявляют требования и определяют номенклатуру, ассортимент и качество производимой продукции, а также формируют уровень цен. Всестороннее внимание к потребителю, понимание его желаний и настроений — основной принцип деятельности предприятия. В основе правильного понимания потребителей лежат следующие положения:

-  потребитель всегда независим, а поэтому предприятия достигают успеха, если предоставляют потребителю свободу выбора в соответствии с его запросами;

-  поведение потребителей социально законно, что требует соблюдения их суверенитета и прав;

-  поведение потребителей поддается воздействию, а поэтому маркетинг должен оказывать особое влияние на мотивацию поведения потребителей.

Все многообразие факторов, влияющих на потребителей, можно разделить на две группы: внешние побудительные факторы и личностные факторы.

Внешние побудительные факторы включают факторы маркетинга и факторы среды. К факторам маркетинга относятся товар, цена, сбыт, коммуникации. Среди факторов среды выделяют экономические, политико-правовые, культурные и социальные. Факторы среды не поддаются непосредственному контролю со стороны предприятия/Однако они оказывают весьма существенное влияние на поведение потребителей, а поэтому их следует учитывать в повседневной деятельности предприятия.

К экономическим факторам относят динамику инфляции, состояние рынка товаров, курсы обмена валют, процентные ставки. Знание предприятием механизма влияния этих факторов на поведение покупателей позволяет прогнозировать их вероятные действия и использовать это влияние в своих интересах.

Среди политико-правовых факторов наибольшее влияние на потребителей оказывают законы и нормативные акты государства.

Культурные факторы формируют в обществе основные ценности, определяют отношение в нем к таким понятиям, как риск, личная свобода, успех, индивидуализм, что прямо отражается в поведении потребителей. Поэтому в предлагаемых потребителю услугах и товарах следует учитывать изменения в культуре и ценностных установках общества. Производителю следует учитывать модели потребления, например, в области туризма, охоты, рыбалки, музыкального жанра, модной одежды, модной мебели.

К социальным факторам относят социальное положение личности, референтные группы, семью, социальные роли и статусы. Особое влияние на поведение человека оказывают многочисленные референтные группы, которые представляют определенную совокупность людей, влияющих на позицию, занимаемую человеком, и его поступки. По степени влияния на поведение потребителей референтные группы делятся на информационные, самоидентифицирующиеся, ценностные, утилитарные.

Информационная референтная группа — это те люди, чьей информации потребитель доверяет (это, во-первых, люди, которые имеют опыт по использованию определенного товара, и во-вторых, это эксперты — специалисты в определенной области). Самоидентифицирующиеся группы прямо или косвенно вынуждают человека придерживаться такого стиля потребления, который рассматривается как «подобающий» для члена данной группы, и избегать стиля, считающегося в ней «неприличным». Ценностная группа рассматривается данным индивидом как братство истинных приверженцев тех ценностей, которые разделяет и он. Чаще всего в качестве «лидеров» подобных групп выступают известные спортсмены, артисты, музыканты, политики. В данном случае потребитель стремится подражать им и следовать соответствующему стилю поведения. Утилитарные группы многочисленны. Это и сотрудники, которые одеваются под вкус руководителя, это и молодые люди, придерживающиеся такого стиля поведения, который, по их мнению, вызывает одобрение, например, у девушек (женщин), или наоборот — у мужчин, выступающих в качестве референтной группы.

Личностные факторы включают возраст, род деятельности, образование, экономическое положение, тип личности, самомнение (самопредставление), восприятие, установки и убеждения, образ жизни. Все они по своему определяют вкусы, желания, ценности и тип поведения человека как потребителя товаров и услуг.

Изучение характера и механизма влияния различных факторов на поведение потребителей дает возможность определить их вероятную реакцию на те или иные предложения продавцов.

При этом важно отметить, что поведение потребителей невозможно понять, не выяснив источники, побудительные силы, мотивы этого явления. Мотивы — это побуждения, желания, инициирующие некоторую последовательность действий, представляющих собой поведение человека. Мотив — это интенсивное давление потребности на личность. Удовлетворение потребности снимает напряжение, но затем возникают новые потребности — и так без конца. Мотивы как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности предприятия, что обеспечит соответствие предлагаемого им товара потребностям определенных сегментов рынка.

Под поставщиками в широком смысле этого слова следует понимать не только поставщиков сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, но и поставщиков научно-технической продукции (проекты, технологии, техника), учреждения и организации, оказывающие различного рода услуги (транспортные, складские, консалтинговые и др.), банки, которые осуществляют кредитование, и т.п. Поставщики оказывают влияние на уровень издержек предприятия через цены на сырье, материалы и оказываемые услуги, во многом определяют качество производимой продукции, которое зависит от уровня прогрессивности предлагаемых проектов, от совершенства технологии и техники, от качества поставляемых сырья и материалов. В меньшей мере влияют поставщики на номенклатуру и ассортимент производимой продукции.

Взаимоотношения поставщиков и потребителей представляют собой горизонтальные хозяйственные связи, которые строятся на договорной основе.

 

 

1.2 Конкурентная среда в системе микросреды

 

 

Конкуренты являются участниками конкуренции — экономического соревнования между хозяйственно самостоятельными производителями на рынке за достижение своих интересов путем продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг одним и тем же потребителям.

Конкуренция как неотъемлемая часть рыночных отношений способствует обогащению товарного предложения на рынке, внедрению новых форм товаров и сервиса в рамках борьбы за предпочтения потребителей. В этой связи товаропроизводитель должен понимать сущность конкуренции и использовать эти знания в своих интересах.

С точки зрения механизма и методов осуществления конкуренцию принято разделять на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает предложение товаров по более низким, чем у конкурентов, ценам. Снижение цены и укрепление таким образом позиции предприятия на рынке возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Естественно, что первый путь является более предпочтительным для товаропроизводителя.

Неценовую конкуренцию определяют такие факторы успеха в борьбе за предпочтения потребителя, как улучшение качества товара, улучшение обслуживания покупателя, предоставление покупателю большего объема услуг, связанных с реализацией и потреблением товара.

Знание видов и методов конкуренции позволяет осуществить оценку и прогнозирование конкурентной среды предприятия, своевременно принять меры по увеличению доли рынка и числа потребителей.

Особенности конкурентной среды предприятия в значительной степени обусловливаются типом рынка (чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополистическая конкуренция), влияние которого проявляется через воздействие на множество факторов, характеризующихся определенной интенсивностью, сферой и сроком действия.

Наиболее важной особенностью конкурентной среды предприятия является усиление конкурентной борьбы в случаях:

-  когда число конкурирующих предприятий увеличивается и когда их размеры и возможности становятся сравнимыми, то повышается вероятность новых стратегических инициатив, уменьшается влияние отдельных предприятий на все остальные, соперники могут конкурировать на примерно равных основаниях. Если же какие-либо предприятия испытывают более острую конкуренцию, то это свидетельствует о появлении предприятий-лидеров и об определенном контроле рынка с их стороны;

-  когда спрос на товар растет медленно, то на быстрорасширяющемся рынке соперничество ослабляется, так как здесь всем хватает места. Когда рост рынка замедляется, предприятия начинают борьбу за рыночную долю. Это стимулирует появление новых стратегических идей и мер, направленных на переманивание потребителей у конкурентов;

-  если идет торговля товарами, требующими для своего хранения значительных затрат, а также скоропортящимися, сезонными и дорогостоящими, то предприятия часто прибегают к использованию специальных скидок, уступок и других тактических действий, имеющих целью увеличение продаж;

-  если товары конкурентов недостаточно дифференцированы, то дифференциация товаров сама по себе не является сдерживающим конкуренцию фактором, однако она дает возможность оживлять (разнообразить) конкурентную борьбу посредством побуждения производителей к поиску новых путей повышения качества товарного предложения и сервиса;

-  когда достигается соответствие полученного результата с размером вклада в успешные стратегические маневры, то чем успешнее стратегия, тем большая вероятность ее применения другими предприятиями: если конкуренты будут реагировать медленно, то инициатор новых конкурентных стратегий может получить преимущество во времени, труднопреодолимое для соперников. Предприятия, которые обладают объективными данными о потенциале конкурентов, находятся в выгодной позиции, поскольку могут правильно оценить скорость и саму ответную реакцию соперников. Такие знания и умения являются очевидным преимуществом при оценке потенциальной отдачи от стратегических инициатив;

Информация о работе Экономическая среда функционирования редприятия ВФ РУП "Белпочта"