Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 19:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы − изучение экономической среды функционирования организации.
Задача работы заключается в изучение вопросов, связанных с анализом основных производственных средств, оборотных средств, производительности труда, издержек предприятия и себестоимости продукции, а также прибыли и рентабельности.
Введение 3
1 Экономическая среда функционирования предприятия 6
1.1 Внешняя экономическая среда. Микросреда 6
1.2 Конкурентная среда в системе микросреды 9
1.3 Макроэкономическая среда предприятия 12
1.4 Свойства экономической среды предприятия 14
2 Влияние экономической среды на стратегию и тактику предприятия 18
3 Адаптация предприятия к окружающей экономической среде 22
4 Анализ экономических показателей работы РУП «Белпочта» 35
4.1 Основные средства предприятия и их использование 35
4.2 Оборотные средства и их использование 39
4.3 Производительность труда 41
4.4 Издержки предприятия и себестоимость продукции 43
4.5 Прибыль и рентабельность 45
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложения 53
Таблица 4.5 − Анализ удельного веса элементов затрат в себестоимости
Элементы затрат |
Сумма, млн. руб. |
Удельный вес, % |
Материальные затраты |
22652 |
13,98 |
Расходы на оплату труда |
87191 |
53,82 |
Отчисления на социальные нужды |
30359 |
18,74 |
Амортизация основных средств |
9307 |
5,74 |
Прочие затраты |
12505 |
7,72 |
Итого затрат на производство продукции |
162014 |
100,00 |
В структуре затрат материальные затраты составляют 13,98%, что ниже среднего по республике (72,3%). Расходы на оплату труда выше среднего по Беларуси и составляют 53,82% (12,3% по РБ), отчисления на социальные нужды 18,74% (4,8% по РБ). Амортизация основных средств 5,74%, что выше средней по Беларуси (4,1% по РБ), прочие затраты − 7,72%, выше среднего по Беларуси (6,5% по РБ).
Наибольший удельный вес в структуре затрат занимают затраты на оплату труда, следовательно производство можно считать трудоемким.
Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.
Затраты на рубль реализованной продукции определяются путем деления общей суммы затрат на выручку от реализации продукции.
З1руб=(205707+14385)/220273 = 0,99 руб.
Затраты на рубль реализованной продукции составляют 0,99 руб., следовательно, деятельность предприятия низкоэффективна, обеспечивается малая прибыльность производства.
В экономической теории и хозяйственной деятельности часто встречаются такие понятия, как источники и факторы, а также резервы и пути снижения себестоимости. До настоящего времени содержание данных терминов является дискуссионным вопросом.
Под источниками следует понимать те затраты, за счет экономии которых снижается себестоимость продукции.
Различают следующие источники [50, с. 351]: снижение материальных затрат в расчете на единицу продукции (т.е. снижение удельных материальных затрат); снижение расходов на содержание основного капитала в расчете на единицу продукции; снижение расходов на оплату труда в расчете на единицу продукции; снижение административно-управленческих или условно-постоянных расходов; сокращение непроизводительных расходов и потерь.
2.5 Прибыль и рентабельность
Схему определения и распределения прибыли представим в виде таблицы.
Таблица 4.5 − Формирование и распределение чистой прибыли РУП «Белпочта» в 2012 году, млн. руб.
Виды поступлений и издержек |
Сумма |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг без НДС) (РП) |
220273 |
Себестоимость реализованной продукции (Ср) |
205707 |
Управленческие расходы (Ру) |
14385 |
Прибыль от реализации (Пр) |
181 |
Прочие доходы по текущей деятельности (Дпр) |
7634 |
Прочие расходы по текущей деятельности (Рпр) |
8369 |
Убыток по текущей деятельности (Утд) |
-554 |
Доходы по инвестиционной деятельности (Ди) |
1693 |
Расходы по инвестиционной деятельности (Ри) |
80 |
Доходы по финансовой деятельности (Дф) |
29 |
Расходы по финансовой деятельности (Рф) |
26 |
Прибыль до налогообложения (Пн) |
1062 |
Налог на прибыль (Нп) |
606 |
Чистая прибыль (Пч) |
456 |
Пр =РП – Ср – Ур = 220273–205707–14385 = 181 (млн. руб.)
Ут =Пр+Дпр–Рпр = 181+7634–8369 = -554 (млн. руб.)
Пн = Ут+Ди–Ри+Дф–Рф= -554+1693–80+29-26 = 1062 (млн. руб.)
Пч = Пн–Нп = 1062–606=456 (млн. руб.)
За 2012 год прибыль от реализации составила 181 млн. руб., убыток по текущей деятельности составил 554 млн. руб., прибыль до налогообложения − 1062 млн. руб. Чистая прибыль предприятия составила 456 млн. руб.
Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, поступает в полное его распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли.
Предприятие образует следующие средства: развития производства; социального развития; оплаты труда; представительский; резервный.
Часть чистой прибыли может быть направлена на формирование уставного фонда предприятия.
Рентабельность характеризует результативность деятельности промышленного предприятия. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет промышленное предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы. Существует система показателей рентабельности. Можно выделить показатели, используемые в статистической практике для оценки эффективности применяемых в производстве авансированных ресурсов и текущих затрат, и показатели, на основе которых определяют доходность и эффективность использования имущества промышленного предприятия.
Эффективность производственно-хозяйственной (коммерческой) деятельности промышленного предприятия отражает показатель балансовой (общей) рентабельности; эффективность использования текущих затрат живого и прошлого труда характеризует рентабельность продукции. Все большее применение находит показатель рентабельности продаж.
В практике финансового анализа вычисляют:
-рентабельность продукции:
(4.12)
где Пр − прибыль от реализации продукции, млн. руб.
Ср − себестоимость реализованной продукции, млн. руб.
- рентабельность продаж:
(4.13)
- рентабельность основного
(4.14)
- рентабельность производства [
(4.15)
Rпрод = 181/(205707+14385)·100 = 0,08%
Rпродаж = 181/220273·100 = 0,08%
Rос = 1062/170678,5 ·100 = 0,62%
Rпр-ва = 1062/(170678,5+301299,5) ·100 = 0,23%
Полученные показатели сводим в таблицу 2.6.
Таблица 4.6 − Показатели производственно-хозяйственной деятельности РУП «Белпочта»
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции |
руб. |
0,99 |
Прибыль отчетного периода |
млн. руб. |
1062 |
Чистая прибыль (убыток) |
млн. руб. |
456 |
Рентабельность продукции |
% |
0,08 |
Рентабельность продаж |
% |
0,08 |
Рентабельность основного капитала |
% |
0,62 |
Рентабельность производства |
% |
0,23 |
Рентабельность продукции составляет 0,08%, что ниже средней по Беларуси – 10,5%, рентабельность продаж составляет 0,08%, рентабельность основного капитала и производства составляют 0,62% и 0,23% соответственно.
Предприятию для повышения рентабельности производства необходимо снизить затраты, внереализационные и операционные расходы и увеличить доходы, также необходимо снизить себестоимость, в том числе по материальным затратам, которые имеют наибольший удельный вес.
Изучение механизма формирования и распределения прибыли и уровня рентабельности предприятия позволяет определить факторы, влияющие на размер прибыли и уровень рентабельности, и основные направления поиска резервов их увеличения. Факторы, влияющие на них, классифицируются по различным признакам.
К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляция и др. Они не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на размер прибыли и рентабельности.
Внутренние факторы делятся на производственные и вне-производственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли путем количественных изменений: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения и увеличения прибыли, повышения рентабельности также путем качественных изменений: повышения производительности оборудования и его качества, использования прогрессивных материалов, совершенствования технологии обработки, ускорения оборачиваемости оборотных средств, повышения квалификации и производительности труда персонала, снижения трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствования организации труда и более эффективного использования финансовых ресурсов и др. К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.
Процесс формирования прибыли предприятия можно с определенной долей условности подразделить на два этапа: формирование прибыли отчетного периода, формирование чистой прибыли.
Следовательно, факторы, влияющие на финансовый результат, можно разделить на две группы: оказывающие влияние на формирование прибыли отчетного периода и оказывающие влияние на формирование чистой прибыли. Рассмотрим каждую из данных групп факторов более детально.
На размер прибыли отчетного периода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от деятельности предприятия. Основными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности организации, являются [50, с. 564]:
- рост объема производства и реализации продукции;
- снижение себестоимости продукции;
- рост цен на реализуемую продукцию;
- изменения в структуре
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Влияние внешней среды проявляется через воздействие ее факторов на результаты деятельности организации. Одним из способов определения факторов внешней среды для облегчения их учета является разделение этих факторов на две основные группы: среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на хозяйственную деятельность организации и испытывают на себя прямое влияние организации. К таким факторам относят: поставщиков, профсоюзы — поставщики трудовых ресурсов, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов.
Конкретные значения характеристик среды прямого и косвенного воздействия отличны, но в то же время одинаково связаны с ее факторами. Приведенные выше характеристики взаимосвязности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают как факторы прямого, так и факторы косвенного воздействия.
Основными факторами среды прямого воздействия являются: поставщики, законы и государственные органы, потребители, конкуренты, профсоюзы.
Среда косвенного воздействия включает факторы, которые могут не оказывать непосредственного (прямого) воздействия на деятельность организации, но сказываются на ее результатах. Факторы косвенного воздействия обычно не влияют непосредственно на хозяйственную деятельность организаций, как факторы прямого воздействия. Тем не менее, их приходится учитывать при управлении организацией. Влияние факторов среды косвенного воздействия обычно сложнее, чем среды прямого воздействия.
К основным факторам среды косвенного воздействия относят: технологию (уровень технологии с учетом достижений научно-технического прогресса), состояние экономики, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными органами самоуправления.
В менеджменте принято учитывать следующие характеристики внешней среды: взаимосвязь факторов внешней среды, сложность внешней среды, подвижность внешней среды, неопределенность внешней среды.
Информация о работе Экономическая среда функционирования редприятия ВФ РУП "Белпочта"