Экономическая среда функционирования редприятия ВФ РУП "Белпочта"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы − изучение экономической среды функционирования организации.
Задача работы заключается в изучение вопросов, связанных с анализом основных производственных средств, оборотных средств, производительности труда, издержек предприятия и себестоимости продукции, а также прибыли и рентабельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическая среда функционирования предприятия 6
1.1 Внешняя экономическая среда. Микросреда 6
1.2 Конкурентная среда в системе микросреды 9
1.3 Макроэкономическая среда предприятия 12
1.4 Свойства экономической среды предприятия 14
2 Влияние экономической среды на стратегию и тактику предприятия 18
3 Адаптация предприятия к окружающей экономической среде 22
4 Анализ экономических показателей работы РУП «Белпочта» 35
4.1 Основные средства предприятия и их использование 35
4.2 Оборотные средства и их использование 39
4.3 Производительность труда 41
4.4 Издержки предприятия и себестоимость продукции 43
4.5 Прибыль и рентабельность 45
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложения 53

Файлы: 1 файл

Курс_Экономич_среда_почта.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Приватизация не является конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств достижения множества целей реформирования экономики и адаптации ее к условиям внешней рыночной среды. А поэтому прежде всего надо понимать, с какой целью осуществляется приватизация. Важно определить приоритеты, ранжировать цели по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними.

К главным целям приватизации следует отнести:

-  создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы предприятий и адаптации их к изменяющейся внешней среде, содействие структурной перестройке и активизации инновационно-инвестиционной деятельности;

-  формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, сокращении прямого вмешательства государства в экономику предприятия,

экономической самостоятельности и ответственности производителей товаров и услуг;

-  развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации экономики, адаптации ее к рыночным условиям, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;

-  создание условий для повышения экономической эффективности производства и улучшения финансового состояния предприятия.

Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы адаптации предприятий к внешней среде, регулирования товарно-денежных отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов рынка, и прежде всего законов спроса и предложения.

Следует отметить, что реализация целей и способов приватизации взаимопротиворечивы. Прежде всего существуют противоречия между реализацией принципов социальной справедливости и принципов экономической эффективности. Однако в любом случае необходимо отдавать приоритет не текущим, а перспективным социально-экономическим целям, выполнение которых будет обеспечивать и рост поступлений в бюджет, и повышение социальной эффективности.

На современном этапе особую важность приобретает необходимость решения следующих стратегических задач приватизации: привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, создание рынка недвижимости и земли, а также цивилизованного рынка ценных бумаг. На очередном этапе приватизации акцент следует перенести на усиление инвестиционного содержания этого процесса, на организацию серии инвестиционных торгов. На этапе денежной приватизации, например, передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Решение этих задач в существенной мере будет способствовать повышению адаптивности предприятий к внешней среде в условиях рыночных отношений.

Весьма актуальным на современном этапе развития экономики Беларуси является адаптация отечественных предприятий на основе формирования инновационно-инвестиционной модели развития. Сутью этой модели является направление инвестиций в инновации, т.е. в создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также в организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого и иного характера, содействующие повышению конкурентоспособности товара, продвижению произведенной продукции и услуг на рынок.

Таким образом, основные направления адаптации предприятия к внешней среде базируются на системном понимании современного курса «Экономика предприятия». Целью этих направлений является удовлетворение потребностей рынка, получение прибыли, обеспечение расширенного воспроизводства и экономической безопасности предприятия.

Адаптация предприятия к внешней среде требует, во-первых, знания этой среды, т.е. того, к чему нужно адаптироваться, и, во-вторых, уровня соответствия состояния предприятия внешней среде. Эти две взаимосвязанные задачи решаются с помощью маркетинга. При этом выявляются слабые стороны предприятия и угрозы для его деятельности, а также сильные стороны предприятия и те его возможности, которые предоставляет ему внешняя среда.

Знание слабых и сильных сторон, угроз и возможностей предприятия позволяет конкретизировать их с учетом реальной внешней и внутренней среды и установить их взаимосвязь. Эта задача решается путем определения маркетинговых возможностей, под которыми следует понимать привлекательные направления маркетинговых усилий предприятия, реализация которых позволит добиться конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества, как правило, характеризуются эффективностью материальных и нематериальных активов, а также видами деятельности, которые стратегически важны для предприятия и позволяют ему добиться успеха в конкурентной борьбе.

Рыночных возможностей может оказаться достаточно много. Поэтому стоит задача осуществить их отбор в соответствии с целями и ресурсами предприятия. Каждая маркетинговая возможность подлежит изучению с точки зрения величины и характера рынка. В этой связи предстоит осуществить выбор перспективного целевого рынка, стратегии маркетинга, осуществить планирование программы маркетинга.

Процедура выбора целевого рынка заключается в комплексной оценке параметров сегментов рынка по определенному набору критериев, которые можно разделить на две группы:

-  собственно оценочные критерии, позволяющие определить предпочтительность тех или иных рыночных сегментов для деятельности предприятия;

-  критерии-ограничения, которые или сразу позволяют определить невозможность работы предприятия на одном сегменте, или дают основания оценивать эту возможность как проблематичную.

Определение целевого рынка позволяет предприятию более обоснованно подойти к выбору маркетинговой стратегии, которая представляет собой разработанную на перспективу систему мер и дает ориентиры и средства для достижения поставленных целей.

При выборе маркетинговой стратегии необходимо учитывать следующие факторы:

-  конкурентные преимущества предприятия и его сильные стороны;

-  позитивные цели предприятия;

-  интересы и отношения руководства к маркетинговой стратегии;

-  финансовые ресурсы предприятия для реализации альтернативных маркетинговых стратегий;

-  уровень квалификации персонала и его способность реализовать ту или иную стратегию;

-  обязательства предприятия по прежним стратегиям, которые определенное время могут сдерживать или корректировать процесс реализации нового курса в развитии предприятия.

Маркетинговые стратегии реализуются через стратегическое планирование и разработку программы маркетинга, которая с этой целью предусматривает конкретные мероприятия относительно выбора и объединения оптимальных форм и комбинаций элементов в комплексе маркетинга, а также распределения финансовых средств в рамках бюджета маркетинга. Разработанная маркетинговая программа подвергается оценке ее эффективности с использованием критериев целесообразности в части достижения устойчивого преимущества на рынке, обоснованности, обеспеченности ресурсами, согласованности с внешней и внутренней средой, уязвимости со стороны рисков, гибкости реагирования на возможные изменения среды маркетинга, эффективности затрат на программу.

Реструктуризация предприятия — это комплекс мероприятий по организационной, управленческой, технической, имущественной, финансовой адаптации предприятия к внешним условиям экономики, а также по изменению номенклатуры выпускаемой продукции в целях повышения эффективности производства и конкурентоспособности товаров.

Реструктуризация предприятия предполагает изменение внутренней структуры предприятия, которая состоит из ряда подсистем: экономической, технической, технологической, организационной, социальной и финансовой.

Экономическая подсистема представляет совокупность отношений по поводу использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребителей в товарах (услугах) и обеспечения эффективного расширенного воспроизводства на предприятии.

Организационная подсистема позволяет рационально использовать оборудование, предметы труда, производственные площади, трудовые ресурсы, информацию. Она создает условия для эффективного осуществления процессов производства и управления.

Техническая подсистема - подсистема, взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупностью техники с технологической, экономической и организационной подсистемами, обеспечивающая решение конкретных задач по техническому перевооружению производства. Функция адаптации при этом определяется содержанием научно-технического прогресса, необходимостью производства новой продукции, физическим и моральным износом оборудования.

Технологическая подсистема представляет набор правил и норм, определяющих последовательность процессов и операций производства продукции необходимого качества.

Социальная подсистема обусловлена тем, что люди в процессе совместного труда вступают в определенные социальные отношения. Социальная подсистема совместно с экономической формирует цели производства, принципы и методы его организации.

Между отдельными подсистемами предприятия складываются определенные зависимости, пропорции, которые влияют на эффективность его производственной деятельности. Например, один и тот же объем выпуска продукции может быть достигнут при различных количественных сочетаниях труда и капитала. Возможность замещения труда капиталом и капитала трудом характеризуется предельной нормой технологического замещения факторов производства.

На протяжении жизненного цикла предприятия соотношение различных факторов производства непрерывно изменяется. На начальной стадии создания предприятия, как правило, имеет место избыток постоянного капитала (машин, оборудования, транспортных средств) и относительный недостаток переменного капитала (труда). Признаками такого состояния предприятия являются свободные рабочие места и неэффективное использование машин и оборудования. По мере физического и морального износа элементов постоянного капитала это соотношение изменяется. Появляется избыток переменного капитала и недостаток постоянного. В результате увеличиваются потери рабочего времени (простои рабочих) из-за поломок оборудования. Перед предприятием встает проблема выбора: либо уменьшить численность работающих и сократить запасы сырья, материалов, либо увеличить производственную мощность предприятия путем нового строительства, реконструкции, технического перевооружения или модернизации оборудования. Выбор варианта зависит от адекватности выпускаемой продукции потребностям рынка.

Предотвращением стадии старения производственного потенциала предприятия служит реструктуризация, характер которой зависит от внутренних и внешних факторов.

Внутренними факторами реструктуризации являются: особенности технологического процесса и назначение производимой продукции; устойчивость спроса на продукцию (работы, услуги); специфика применяемого оборудования; профессиональный состав и квалификация кадров; формы организации производства, труда и управления; уровень специализации, кооперирования и комбинирования производства; размеры предприятия; формы собственности.

На характер реструктуризации оказывают влияние следующие внешние факторы: конъюнктура рынка; экономическая политика государства; научно-технологическое развитие; позиция профсоюзов.

Реструктуризация выполняет две важнейшие функции. Во-первых, с ее помощью приводятся в оптимальное соотношение все факторы производства. Во-вторых, реструктуризация служит средством адаптации предприятия к изменяющимся условиям внешней среды и обеспечения баланса между внутренней структурой предприятия и внешней средой.

Осуществив реструктуризацию, предприятие может решить следующие задачи:

-  устранить малопроизводительные производственные звенья, повысить эффективность производственных процессов и использования ресурсов;

-  усовершенствовать методы ведения хозяйственной деятельности, приспособить стратегию предприятия к новой ситуации на рынке, выбрать рациональные тактические средства для достижения стратегических целей;

-  разработать систему нововведений на предприятии, позволяющую реализовать поставленные цели.

Основными направлениями реструктуризации предприятий являются: реструктуризация управления предприятием; реструктуризация финансов; организационно-правовая реструктуризация и имущественная реструктуризация.

Цель реструктуризации управления — разработка системы управления предприятием, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Реформированию, как правило, подвергаются все структурные элементы системы управления: аппарат управления; механизм и процесс управления; средства, обеспечивающие процесс управления.

Процесс реструктуризации управления предприятием предполагает разработку ряда конкретных рекомендаций, суть которых сводится к следующему:

-  вывод предприятия из зоны приближающего банкротства, который требует активного участия в управлении генерального директора (директора), что возможно в случае уменьшения числа замкнутых на нем связей;

-  для управления оперативной деятельностью, обеспечения производства и реализации задач технического развития предприятия необходимо более четкое разделение функций директора по производству и главного инженера;

Информация о работе Экономическая среда функционирования редприятия ВФ РУП "Белпочта"