Экономика с/х предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Содержание работы

Введение 3
Себестоимость, прибыль и рентабельность - основные качественные показатели деятельности предприятия. 5
Экономическая сущность себестоимости продукции. 5
Структура себестоимости и классификация затрат. 6
Экономическая сущность прибыли, её источники и функции. 11
Рентабельность предприятия, её значение и сущность. 14
2.Организационно – экономическая характеристика хозяйства. 16
3.Расчёт и анализ уровня рентабельности производства в хозяйстве. 22
4.Резервы увеличения суммы прибыли и рентабельности предприятия. 25
Заключение. 29
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике предприятия.docx

— 77.30 Кб (Скачать файл)

     Величина  этих затрат зависит от цен на ресурсы, необходимые для производства товаров, а также от технологии их использования.

     Цена, по которой приобретаются производственные ресурсы, не зависит от деятельности предприятия. Она определяется спросом  и предложением на ресурсы. Отсюда для  предприятия чрезвычайно важен  технологический аспект формирования издержек производства, обусловливающий, с одной стороны, количество привлекаемых производственных ресурсов, а с другой — качество их использования, причем предприятие должно использовать такие  методы производства, которые были бы эффективными как с технологической, так и экономической точки  зрения.

     Каждое  предприятие стремится выбрать  такой технически эффективный процесс, который обеспечивал бы наименьшие издержки производства. В решении  этой задачи используется производственная функция Кобба — Дугласа, которая задает выпуск продукции (Y) как функцию (/) затрат капитала (К) и труда (L):

     Y = f(AKaLb),

     где А, а и b — положительные константы.

     Издержки  производства формируются непосредственно  на предприятии и поэтому отражают индивидуальные затраты и условия  производства, существующие на нем.

     Отсюда  издержки производства (себестоимость) на разных предприятиях неодинаковы. Поскольку  рыночные цены на продукцию складываются на основе общественных среднеотраслевых издержек, то каждое предприятие стремится  сделать их ниже общественных или  равными им, с тем, чтобы получить прибыль.

     В соответствии с назначением вышеназванные  затраты группируются по экономическим  элементам, калькуляционным статьям, по способу отнесения на себестоимость  продукта и по отношению к объему производства. В первом случае это  отражает их распределение по экономическому содержанию независимо от формы использования  в производстве того или иного  вида продукции и места осуществления  затрат и применяется при составлении  сметы затрат на производство всей выпускаемой продукции. Она составляется на определенный период времени (год, квартал, месяц) и отражает издержки производства по экономическим элементам 

     Смета необходима не только для снижения затрат по их элементам, но и для  составления материальных балансов, нормирования оборотных средств, разработки финансовых планов и др. Для предприятий  всех отраслей промышленности установлена  следующая обязательная номенклатура затрат на производство по экономическим  элементам:

  • материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
  • затраты на оплату труда (все виды оплаты труда и другие выплаты);
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных фондов;
  • прочие денежные затраты.

     По  экономическим элементам ведется  бухгалтерский учет и составляется денежный отчет по общей сумме  расходов на производство продукции. Классификация  затрат по экономическим элементам  дает возможность знать структуру  себестоимости и позволяет проводить  целенаправленную политику по улучшению  экономики предприятия на основе экономии затрат.

     При разработке сметы затрат на производство используются следующие методы:

     * Сметный метод основан на расчете  всех затрат предприятия в  целом и обеспечивает взаимоувязку  разделов плана, так как сумма  затрат по экономическим элементам  определяется данными соответствующего  раздела «Плана технико-экономического  развития предприятия».

     * Сводный метод предусматривает  свод в единую систему общих  затрат по всем цехам основного,  вспомогательного производства  и обслуживающих хозяйски. В цеховую  смету затрат включаются: прямые  издержки данного цеха (материальные  затраты и покупные комплектующие  изделия и полуфабрикаты, основная  и дополнительная заработная  плата производственных рабочих,  начисления на их заработную  плату, прочие прямые денежные  расходы).

     Группировка затрат по калькуляционным статьям  расходов отражает их состав в зависимости  от направления (назначения) расходов (на производство или его обслуживание) и места возникновения (основное производство, вспомогательные службы, обслуживание хозяйства и др.).

     Распределение затрат для производства продукции  может быть прямым или косвенным. При прямом распределении существуй  очевидная взаимосвязь между  количеством затраченного ресурса; и количеством выпущенной продукции. При косвенном распределении  взаимосвязь между затраченными ресурсами и количеством: продукции  устанавливается аналитическим  путем.

     Калькуляция бывает: плановой — составляется на планируемый период на основе прогрессивных  норм затрат труда и средств производства; отчетной — вычисляется на основе данных учета и характеризует  фактический уровень затрат; нормативной  — в ее основе лежат текущие, действующие  нормы, характеризующие достигнутый  уровень затрат.

     Калькуляции составляются по видам продукции. В  калькуляции основные виды затрат исчисляются  в зависимости от их назначения (выделяются расходы, связанные непосредственно  с технологическим процессом  изготовления конкретных видов продукции): на сырье и материалы, топливо  и энергию, на технологические цели; на заработную плату производственных рабочих и отчисления на социальное страхование; на подготовку и освоение производства; на содержание и эксплуатацию оборудования, в том числе его  амортизацию, текущий ремонт и т.д.; общецеховые, общезаводские и другие расходы.

     В отчетной калькуляции выделяются непроизводительные расходы (потери от брака). Калькуляционные  расходы ведутся на специальных  бланках, в которых отражены данные о плановых и фактических расходах по калькуляционным статьям затрат на весь выпуск товарной продукции  за отчетный период. Документ, в который  заносятся эти расходы, называется калькуляцией, а система расчетов для определения себестоимости  продукции — калькулированием. В  отличие от группировки по экономическим  элементам калькуляция позволяет  учесть расходы, непосредственно связанные  с производством конкретного  вида изделия. В эти расходы входят как материальные затраты, так и  расходы по созданию, обслуживанию и управлению производством данного  вида продукции. На основе калькуляционных  расчетов определяется ее цеховая, производственная и полная себестоимость.

     При составлении сводной сметы затрат по предприятию необходимо учесть кроме  цеховых затрат общепроизводственные и общехозяйственные расходы по предприятию в целом, для чего составляются соответствующие сметы по этим расходам.

     Группировка затрат по калькуляционным статьям  расходов отражает их состав в зависимости  от направления (назначения) расходов (на производство или его обслуживание) и места возникновения (основное производство, вспомогательные службы, обслуживание хозяйства и др.).

     Для расчета калькуляций по изделиям необходимо дополнительно составлять сметы затрат по комплексным статьям  калькуляции:

  • общепроизводственные расходы (по цехам и предприятию в целом);
  • общехозяйственные расходы (по цехам и предприятию в целом);
  • коммерческие расходы.

     Сумма затрат по комплексным статьям распределяется затем по изделиям одного из общепринятых методов:

     а) общепроизводственные, общехозяйственные расходы определяются в процентах к основной заработной плате производственных рабочих;

     б) коммерческие расходы распределяются пропорционально производственной себестоимости продукции.

     По  способу отнесения затрат на себестоимость  продукции, при ее калькулировании, затраты подразделяются на:

  • прямые, непосредственно связанные с изготовлением определенной продукции и относимые к отдельным ее видам или заказам;
  • косвенные, связанные с работой цеха или предприятия в целом.

     Последние относятся к себестоимости отдельных  видов продукции в порядке  распределения (т.е. косвенным образом) по какому-либо установленному признаку (пропорционально объему производства или затратам и т.п.).

     По  отношению к объему производства затраты и расходы подразделяются на:

  • постоянные расходы, которые остаются неизменными при изменении объема производства: амортизация, аренда помещений, налог на имущество, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и др.;
  • переменные расходы, изменяющиеся пропорционально объему производства продукции (сдельная зарплата, сырье и материалы, технологическое топливо, электроэнергия, налоги и отчисления от сдельной зарплаты, расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования исключая амортизацию) и др.
 
 
 
 
 

    1.3. Экономическая сущность  прибыли, её источники  и функции.

     Прибыль — один из основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной  деятельности предприятий. За счет прибыли  осуществляются финансирование мероприятий  по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда  оплаты труда их работников. Она  является не только источником обеспечения  внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все  большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и  благотворительных фондов.

     Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых  предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория  она характеризует финансовый результат  предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность  производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее  воздействие на укрепление коммерческого  расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

     Прибыль как конечный финансовый результат  деятельности предприятий представляет собой разницу между общей  суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции  с учетом убытков от различных  хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как  с положительным, так и отрицательным  знаком.

     Основными источниками получения прибыли  являются:

     •первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску  той или иной продукции или  уникальности продукта. Сохранение этого  источника предполагает постоянное обновление продукта;

     •второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования  зависит от знания конъюнктуры рынка  и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля  предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); от создания конкурентоспособных  условий продажи своих товаров  и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т. д.); от объемов  производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от структуры снижения издержек производства;

     •третий источник проистекает из инновационной  деятельности предприятия. Его использование  предполагает постоянное совершенствование  технологии, обновление выпускаемой  продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

     Размеры прибыли и возможности ее роста  находятся в сложной зависимости  от ряда факторов, важнейшие из которых  следующие:

  • объем реализации;
  • структура товарооборота;
  • величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы);
  • уровень налогообложения прибыли.

     Факторы, влияющие на прибыль можно разделить  на внешние и внутренние.

     К внешним факторам относятся:

  • политическая стабильность;
  • состояние экономики;
  • демографическая ситуация;
  • конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
  • темпы инфляции;
  • ставка процента за кредит.

Информация о работе Экономика с/х предприятия