Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:49, дипломная работа
Цель дипломной работы – исследование экономической безопасности муниципального образования.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи данной работы:
1) раскрыть понятие экономической безопасности муниципального образования;
2) охарактеризовать систему экономической безопасности муниципального образования;
3) рассмотреть критерии и показатели уровня экономической безопасности муниципального образования;
4) проанализировать уровень и направления укрепления экономической безопасности Липовского сельского поселения;
5) дать общую правовую характеристику обеспечения экономической безопасности муниципального образования.
1 Теоретические аспекты экономической безопасности муниципального образования
6
1.1 Экономическая безопасность муниципального образования:
понятие и сущность 6
1.2
1.3 Экономической безопасности муниципального образования как система
Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности муниципального образования 13
24
2 Оценка уровня и направления укрепления экономической безопасности муниципального образования (на примере Липовского сельского поселения) 34
3
3.1.
3.2 Правовая характеристика обеспечения деятельности муниципального образования
Общие положения регулирования деятельности муниципального образования
Проблемы правового регулирования деятельности муниципального образования, пути их решения
60
60
67
Заключение 83
Список использованных источников 86
Приложения 92
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что сельское
поселение является
но вот механизмы и средства для устранения
недостатков данных программ
у местной власти минимальны.
Мониторинг
социально-экономической
- Сельское хозяйство и личное подсобное хозяйство граждан
- Народное образование
-Здравоохранение
- Культура и спорт
- Жилищно-коммунальное хозяйство
- Укрепление
законности и охрана прав
Основными приоритетами
в развитии социальной сферы являются
решение жилищной проблемы и развитие
сферы обслуживания населения,
в основе которой лежит доступность социальных
услуг, а также их качество, поддерживаемое
на современном уровне. В состав социальной
инфраструктуры входят учреждения образования,
здравоохранения, культуры (библиотека,
дом культуры), почтовое отделение связи,
отделение СБ РФ.
Рассмотрим основные экономические характеристики Липовского сельского управления, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Образование, здравоохранение, культура и спорт в Липовском сельском управлении9
Наименование показателей |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Число общеобразовательных школ, всего |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
в том числе школ, степень износа которых составляет 40 % и более |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Численность преподавателей |
17 |
17 |
15 |
15 |
15 |
Численность учащихся |
102 |
101 |
101 |
94 |
87 |
Число
детских дошкольных учреждений |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Число мест в детских дошкольных учреждениях |
34 |
34 |
26 |
26 |
26 |
Число фельдшерско-акушерских пунктов (далее – ФАП) |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Число клубов и домов культуры |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Число массовых библиотек |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Число
спортивно-оздоровительных |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
В данной таблице представлены
данные о состоянии сферы образования,
здравоохранения, культуры и спорта на
территории всего Липовского поселения,
хотя непосредственно все объекты расположены
в административном центре – с. Липовском.
Рассмотрим
более подробно данные, представленные
в таблице. Итак,
на территории Липовского сельского поселения
всего одно общеобразовательное учреждение,
к тому же, степень износа единственного
образовательного учреждения составляет
40% и более. Из таблицы видно, что наметилась
тенденция к сокращению штата педагогов
в МКОУ (одновременно с этим 2 педагога
приезжают из районного центра), средний
возраст педагогов составляет 48 лет. Все
перечисленное выше в конечном итоге это
приведет
к обострению кадровой потребности в педагогах
на территории Липовского сельского поселения.
Хотя существует и положительный момент
в сфере образовании на селе – сельские
педагоги неутомимо повышают свою
квалификацию в ГБО СО ИРО (8 человек),
1 учитель заочно получил высшее профессиональное
образование (ситуация на 2011-2012 гг.).
Средняя наполняемость
классов в муниципальном общеобразовательном
учреждении 9,6 человек при 9 классах
комплектах (1, 2, 3-4, 5, 6, 7, 8, 9, 10-11). По данным
таблицы видно, что произошло снижение
контингента обучающихся. В дошкольном
отделе МКОУ Липовская СОШ за последние
4 года сократилось число мест для детей.
Но в связи невозможностью оплаты родителями
услуг отсутствует очередь. По прогнозам
в последующие годы ситуация в образовательной
среде сельского поселения не изменится,
а лишь еще более ухудшится [9, 11, 56].
Тенденция к сокращению количества квалифицированных кадров затронула и объекты здравоохранения. На территории Липовского сельского поселения в настоящее время функционирует всего лишь один ФАП. В ФАПе существует множество проблем, в том числе возникшая в течение 2011 года вакансия специалиста-фармацевта (выход на пенсию), достижение пенсионного возраста заведующей ФАПа. Потребность в медицинских препаратах соответствует требованиям, но их подвоз из районного центра осуществляется за счет личного транспорта медицинских работников.
В сфере культуры и отдыха необходимы серьезные изменения. Это связано и с устареванием материальной базы, т.е. здания разрушаются, причем степень такого разрушения совсем близка к аварийному уровню [56]. Также
за последние годы выявилась необходимость повышения квалификации работников Дома культуры, так как штат не имеет специального профессионального образования.
В последние
годы заметно активизировалась работа
по вовлечению населения занятий
физической культурой и спортом. Так,
удельный вес населения, систематически
занимающегося физической культурой и
спортом
в 2010-2011 гг. составил 12 %, в 2013 году задача
– достичь 15,5 %, за счет реализации целевой
Программы «Развитие физической культуры
и спорта
в Туринском городском округе» на 2011-2015
годы [50].
На территории Липовского сельского поселения существуют и иные проблемы, например, связанные с населением. На территории муниципального образования проживают 1061 человек.
Таблица 4 – Занятость, доходы и уровень жизни населения Липовского сельского поселения10
Наименование показателей |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Численность экономически активного населения (человек) |
583 |
590 |
593 |
595 |
- численность постоянного населения |
1061 |
1064 |
1065 |
1061 |
Численность занятых в производстве (человек) |
304 |
301 |
298 |
296 |
Численность безработных (человек) |
15 |
9 |
11 |
9 |
Среднедушевые денежные доходы населения (рублей в месяц) |
2840 |
3160 |
3510 |
3900 |
При анализе показателей доходов населения Липовского сельского управления нужно отметить, что происходит незначительное повышение заработной платы работников, среднемесячная заработная плата работников также повышается на 8,4 %. На декабрь 2011 г. задолженности по выплате заработной платы в целом по Туринскому городскому округу и Липовскому сельскому управлению нет [55].
Численность
безработных в пределах указанных
периодов варьируется, тенденцию установить
сложно. Численность зарегистрированных
граждан на территории Липовского сельского
управления относительно стабильно, но
в то же время численность постоянно проживающего
населения уменьшается, что оказывает
влияние на снижение количества жителей,
занятых в производстве. Численность экономически
активного населения составляет в среднем
около
56 % от общей численности, так как возрастной
порог населения с каждым годом приближается
к пенсионному возрасту, либо переходит
эту границу. Экономически активное
население, в тоже время более молодое
поколение, выезжает за пределы сельского
управления в поисках заработка.
Далее рассмотрим ситуацию, складывающуюся в сельском хозяйстве, информация о котором представлена в приложениях А и Д.
Таблица 5 – Сельское хозяйство в Липовском сельском управлении11
Наименование показателей |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Число сельскохозяйственных предприятий, всего |
2 |
2 |
2 |
2 | |
ЛПХ |
360 |
360 |
356 |
354 | |
Среднемесячная заработная плата одного работника (рублей) |
4100 |
4400 |
7800 |
9200 | |
Средняя численность работников |
221 |
231 |
226 |
226 |
Сельскохозяйственные
товаропроизводители являются
участниками мероприятий государственной
программы «Развитие агропромышленного
комплекса Свердловской области на 2008-2012
годы» [8]. Государственная поддержка в
виде субсидий за последние годы оказывала
влияние
на результаты работы предприятий агропромышленного
комплекса. Обновляется тракторный, зерноуборочный
и кормоуборочный парки, приобретены современные
сельскохозяйственные машины и оборудование,
применяемое в животноводстве, но крайне
медленными темпами.
Число
основных сельскохозяйственных предприятий
не изменено на протяжении многих лет,
это свидетельствует о стабильности сельскохозяйственного
производства на территории. Основные сельскохозяйственные
предприятия – СПК «Урал» и СПК «Росток».
Но в рамках личного подсобного хозяйства,
всего их 354, наметилась тенденция к снижению,
вызванная сокращением постоянно проживающих
граждан на территории сельского поселения.
Основная деятельность населения
– производство сельскохозяйственной
продукции. Средняя месячная
заработная плата на одного работника
стремительно повышается, что связано
с общим уровнем развития сельского хозяйства
на данной территории.
Несмотря
на положительную динамику в производстве
сельскохозяйственной продукции, состояние
дел в агропромышленном комплексе
остается сложным. Рост
цен на материально-технические ресурсы,
используемые в производстве опережает
рост цен на сельскохозяйственную продукцию.
В 2011 году возросла стоимость электроэнергии
за киловатт-час для сельскохозяйственных
товаропроизводителей. Кроме того, техническая
оснащенность сельскохозяйственных предприятий
остается одной из основных проблем. По
причине длительного использования продолжается
сокращение парка сельскохозяйственной
техники, в животноводческих помещениях
используется старое со 100% износом оборудование.
Приобретение новой сельскохозяйственной
техники и животноводческого оборудования
ограничено из-за высокого уровня цен
и сокращения технических субсидий. Вопрос
о техническом перевооружении сельскохозяйственного
производства стоит остро, самостоятельно
сельскохозяйственным предприятиям с
ним
не справится.
Далее рассмотрим жилищно-коммунальное хозяйство на территории сельского поселения.
Данные таблицы свидетельствуют об общем состоянии жилищного фонда. Муниципальный жилищный фонд составляет около 11 % от общего жилищного фонда Липовского сельского поселения. Около 30 % жилья подверглось износу более чем на 65 и 70%. Т.е. наблюдается тенденция старения жилья, в связи с этим увеличивается потребность населения в жилых помещениях, а отсутствие нового строительства на указанной территории еще более усугубляет положение.
Таблица 6 – Жилищно-коммунальное хозяйство и охрана окружающей среды Липовского сельского управления12
Наименование показателей |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Жилищный фонд (тыс. кв. м), всего, в том числе: |
22,301 |
22,091 |
22,991 |
21,641 |
муниципальный жилищный фонд (тыс. кв. м) |
2,894 |
2,894 |
2,550 |
2,500 |
Общая площадь жилищного фонда с износом свыше 70% каменных и свыше 65% деревянных строений (тыс. кв. м) |
7,55 |
6,627 |
6,597 |
6,492 |
Средняя обеспеченность населения жильем на конец года (% общей площади на одного жителя) |
96 |
96 |
96 |
90 |
Число семей, стоящих на учете для улучшения жилищных условий |
4 |
4 |
4 |
9 |
Площади земель, подлежащих рекультивации (га) |
н/д |
4 |
4 |
2 |
Охрана
окружающей среды на территории
Липовского сельского управления осуществляется
на должном уровне согласно программе
развития территории (Приложение А). Так,
например, организовано стационарное
место захоронения мусора и отходов, но
на территории самого поселения нет контейнерных
площадок для мусора. При реализации требований
по охране окружающей среды на территории
муниципального образования возникают
трудности, например, недостаточность
финансирования для приведения
в соответствие с требованиями.