Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:49, дипломная работа
Цель дипломной работы – исследование экономической безопасности муниципального образования.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи данной работы:
1) раскрыть понятие экономической безопасности муниципального образования;
2) охарактеризовать систему экономической безопасности муниципального образования;
3) рассмотреть критерии и показатели уровня экономической безопасности муниципального образования;
4) проанализировать уровень и направления укрепления экономической безопасности Липовского сельского поселения;
5) дать общую правовую характеристику обеспечения экономической безопасности муниципального образования.
1 Теоретические аспекты экономической безопасности муниципального образования
6
1.1 Экономическая безопасность муниципального образования:
понятие и сущность 6
1.2
1.3 Экономической безопасности муниципального образования как система
Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности муниципального образования 13
24
2 Оценка уровня и направления укрепления экономической безопасности муниципального образования (на примере Липовского сельского поселения) 34
3
3.1.
3.2 Правовая характеристика обеспечения деятельности муниципального образования
Общие положения регулирования деятельности муниципального образования
Проблемы правового регулирования деятельности муниципального образования, пути их решения
60
60
67
Заключение 83
Список использованных источников 86
Приложения 92
Рефлексивность – отсутствуют модель самой
системы и окружающей ее внешней среды.
Основная модель реагирования на внешнюю
среду
– защита.
Косность – муниципальное образование существует сравнительно долгое время без изменений.
Пассивность – цель и способы
принятия решений отсутствуют
[21, c.16].
Экономическая безопасность муниципального
образования направлена на несколько
объектов, которые представлены на рисунке
2. На данном рисунке в качестве одного
из объектов обозначена территория муниципального
образования. Территорию муниципального
образования составляют исторически сложившиеся
земли населенных пунктов, включающие
земли общего пользования, территории
традиционного природопользования, рекреационные
земли, земли, необходимые для развития
муниципального образования, и другие
земли
в его границах, обеспечивающие жизнедеятельность
населения, независимо от форм собственности
и целевого назначения, водные и иные объекты
в соответствии с федеральным и областным
законодательством.
Следующим объектом,
представленном на рисунке, является население
муниципального образования. Население муниципального образования
– граждане Российской Федерации, проживающие
на его территории,
на основаниях, устанавливаемых действующим
законодательством.
Последним объектом является всё, относящееся к экономике, расположенное на данной территории (пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, который рассматривается как среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития).
Рисунок 2 – Виды объектов экономической безопасности муниципального образования2
В научной литературе
многими авторами отмечено сущностное сходство системы
экономической безопасности с другими
более традиционными системами безопасности,
например с обеспечением обороны. Так,
И.Г. Напалкова указывает: теоретически
целесообразно
и практически необходимо использовать
разумную аналогию в данных родственных
системах и при формировании элементов
и механизма экономической безопасности.
Реализуя данный подход, И.Г. Напалкова
выделяет главные элементы экономической
безопасности, которыми, по
ее мнению, являются:
- прогнозирование и оценка действительных и возможных угроз экономической безопасности субъекта;
- разработка основных направлений деятельности в этой сфере;
- внешнее и внутреннее правовое регулирование;
- строительство, подготовка и поддержание в необходимой готовности сил и средств;
- адекватная система планирования применения сил и средств в случае непосредственного воздействия деструктивного фактора (угрозы);
- формирование и совершенствование органов и методов управления как системой экономической безопасности субъекта, так и другими его органами, частями и подразделениями, техническими системами;
- планирование перевода органов управления и деятельности субъекта экономической безопасности в режим работы в условиях непосредственного воздействия деструктивного фактора (угроз);
- «мобилизационная» (личная) подготовка кадрового состава субъекта экономической безопасности к возможному переходу к действиям в условиях воздействия деструктивного фактора;
- создание соответствующих запасов материальных средств и других мобилизационных резервов обеспечения экономической безопасности;
- планирование и осуществление мероприятий по гражданской и т.п. обороне субъекта в части, связанной с его экономической безопасностью;
- оперативное оборудование территории и техники;
- обеспечение защиты сведений, составляющих тайну;
- применение науки в интересах экономической безопасности субъекта;
- координация деятельности органов управления субъекта на случай отражения воздействия деструктивных факторов;
- адекватное финансирование и контроль над эффективностью расходования выделенных средств;
- сотрудничество с другими субъектами
в целях коллективной
и совместной экономической безопасности
[31, c.93].
Но для И. Г. Напалковой система экономической безопасности рассматривается как комплекс мер по ее обеспечению, что противоречит нашей точке зрения, высказанной ранее о невозможности сведения понятия экономическая безопасность только к мерам по её обеспечению.
На наш взгляд,
система экономической
Рисунок 3 – Система экономической безопасности муниципального образования3
Рассмотрим систему, представленную на рисунке, более подробно. Итак, нижний уровень экономической безопасности составляет материальная база, включающая в себя:
- материальное производство (промышленность и сельское хозяйство);
- финансовую систему;
- бюджетную систему и бюджетное финансирование;
- систему налогов и сборов (механизм, обеспечивающий приток достаточных средств в бюджет муниципальных образований).
Средний уровень экономической
безопасности состоит
из организационной и правовой основ:
- организационная основа экономической
безопасности (система органов муниципальной
власти, обеспечивающих формирование
и реализацию политики в области экономической
безопасности);
- правовая основа (система нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере экономической безопасности и служащих правовым средством обеспечения экономической безопасности).
И верхний уровень системы экономической безопасности составляют меры ее обеспечения [15, c. 55].
Муниципальное образование зависит
от внешней среды,
их взаимодействие и взаимообмен – условие
функционирования обоих. Внешняя среда
для муниципального образования содержит
благоприятные
и неблагоприятные факторы. Благоприятные
параметры – условия развития, повышения
эффективности и т.д., а неблагоприятные
– как факторы угрозы.
Анализ состояния
внутренней среды муниципального образования
определяет возможность в установлении
взаимоотношениями между
ее сильными и слабыми сторонами, последнее
позволяет определить перспективы развития
муниципального образования [10, c. 73]: Так,
при помощи метода экспертных оценок можно
определить степень влияния сильных и
слабых сторон, возможностей и угроз для
муниципального образования, что в конечном
итоге учитывается при разработке стратегических
решений. На основе анализа внутренней
и внешней среды муниципальное образование
имеет возможность определить свои точки
роста и порядок стратегически значимых
действий для решения социально-экономических
проблем [15, c. 131].
Система факторов и условий, влияющих на обеспечение экономической безопасности, представлена на рисунке 4.
Рассмотрим влияние лишь некоторых из них, например, усиление зависимости от государства, несовершенство межбюджетных отношений. Итак, в РФ установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов, однако это обстоятельство на практике реализуется крайне не точно. К сожалению, на местах прослеживается несамостоятельность муниципалитетов при решении вопросов, входящих в их компетенцию. Это обусловлено желанием высших эшелонов власти полного контроля, что находит свое отражение в явно проявляющейся зависимости муниципальных органов от межбюджетных отношений.
Следующим
фактором, который следует отметить, старение
и сокращение населения. Этот фактор является,
чуть ли не центральным, так как население
является одним из основных объектов экономической
безопасности муниципального образования.
Если не происходит пополнение
и омоложение населения, то соответственно
трудовым ресурсам неоткуда взяться,
а это в свою очередь влияет на развитие
муниципального образования.
Рисунок 4 – Система факторов, влияющих на экономическую безопасность муниципального образования4
Высокий
износ магистральных инженерных
коммуникаций – фактор, которое
существенным образом затрудняет работу
органов на местах, а также осложняет существование
населения муниципальных образований.
К сожалению, в настоящее время это обстоятельство
крайне остро дает о себе знать, в связи
с тем, что большинство инженерных
коммуникаций было создано еще в советский
период и срок их эксплуатации либо заканчивается,
либо давно истек.
Еще
одним из факторов, оказывающих влияние
на экономическую безопасность
муниципального образования, является
рост нелегальной экономики, в том числе
коррупционность власти и бизнеса. Коррупция
как системная угроза экономической безопасности
представляет собой рынок теневых услуг,
тесно взаимосвязанный с другими социальными
институтами
– политическими, экономическими, культурологическими. О становлении коррупционных
действий как регулярных и долговременных
процессов
и переходе на рыночную основу свидетельствует:
ускорение и упрощение принятия управленческих
решений, содействие экономическому развитию
путем сокращения бюрократических барьеров,
определенное регулирование экономики
в условиях дефицита ресурсов и др.
Факторов,
влияющих на экономическую безопасность
с негативной точки зрения множество,
следует отметить и факторы,
оказывающие позитивное влияние. Так,
например, политическая стабильность
обеспечивает сохранение обществом своей
идентичности, гражданского мира и согласия
на основе своевременного легитимного
разрешения возникающих проблем
и противоречий с помощью предусмотренных
законом механизмов и средств.
Еще
одним позитивным фактором является
экономический рост.
В период после распада СССР экономическая
ситуация неоднократно менялась, за последние
годы, несмотря на кризис, все же можно
с уверенностью говорить о стабильности
в сфере экономики, которая вносит стабильность
и во все остальные сферы жизни российского
общества. И в случаях нестабильности
экономики и в случаях экономического
роста муниципальные образования особенно
остро ощущают на себе все эти проявления.
Таким
образом, можно утверждать, что существует
множество факторов, влияющих и положительно
и отрицательно. Но все же необходимо
учитывать
и те и другие, так как основная цель повышения
уровня экономической безопасности муниципального
образования заключается в усилении воздействия
позитивных факторов и возможного снижения
негативных факторов.
1.3 Критерии и показатели оценки
уровня экономической безопасности муниципального
образования
Как уже
неоднократно отмечалось, обеспечить наиболее эффективное решение
проблем локального характера могут только
местные органы власти, в связи с их особым
положением. При учете особенностей проблем
обеспечения муниципальной экономической
безопасности необходимо выработать особую
систему параметров, ориентированной
на небольшую территорию. Существующие
системы показателей оценки экономической
безопасности ориентированы в основном
на федеральный
и региональный уровни, но специфические
особенности муниципальных проблем требуют
специального изучения проблем показателей
безопасности для муниципальных образований.
Целями использования специальной для
муниципальных образований методики являются:
оценка кризисных ситуаций и угрозы их
возникновения в социально-экономической
сфере муниципального образования; оценка
влияния местных кризисных ситуаций на
национальную безопасность субъекта Федерации
и России в целом; разработка и обоснование
программно-целевых мероприятий
по обеспечению экономической безопасности
[50, с. 67].
Итак, прогноз проблем возможен только на основе специального анализа ситуаций и тенденций. Распознавание строится как на созданных показателях, так и на специализированных, которые в будущем ещё придётся разрабатывать. Большое значение имеет не только система показателей, отражающих основные признаки кризиса, но и методология их конструирования и практического использования, последнее является наиболее слабым звеном в современном механизме работы муниципального образования. Для понятия сущности данной методической проблемы необходимо рассмотреть классификацию существующих показателей экономической безопасности. Классификация, представленная на рисунке 5, отражает особенности показателей экономической безопасности на муниципальном уровне, а именно: сложность и многоуровненность структуры; множество социально-экономических факторов, разнообразие существующих подходов к формированию систем показателей ее оценки.
Рисунок 5 – Классификация показателей экономической безопасности муниципального образования5
С точки зрения значимости предложенная классификация позволяет существенно упростить задачу выбора показателя (показателей), наиболее полно характеризующего ту или иную сферу экономики. К тому же классификация позволяет создать многоуровневые системы показателей, которые способны показать положение дел во всех сферах жизнедеятельности муниципального образования.