Качество продукции и ее конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы. Данная курсовая работа написана для того, чтобы наглядно увидеть то, какое влияние оказывает проблема качества на конкурентоспособность товара, а, следовательно, и на эффективность производства. И связи с тем, что качество является основой для успешного продвижения товара на рынке и главным критерием оценки продукции, следует выявить возможные пути или хотя бы частичное решение этой проблемы.
Задачи исследования:
1. рассмотреть показатели качества товара;
2. рассмотреть взаимосвязь качества и конкурентоспособности;
3. рассмотреть факторы, влияющие на качество продукции;
4. описать возможные пути повышения конкурентоспособности товара;
5. рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции;
6. попытаться выявить негативные факторы проблемы качества продукции;
7. применить полученные знания на практике (глава 3).

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие качества и показатели качества товара
1.1 Показатели качества товара
1.2 Факторы, влияющие на качество продукции
Глава 2. Конкурентоспособность товара
2.1 Понятие конкурентоспособности товара
2.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность
2.3 Обеспечение конкурентности продукции и ее повышения
Глава 3. Практическая глава. Сравнительная оценка сортов пива: "Holsten Premium", "Балтика - Парнас № 5" и "EFES Pilsener"
Заключение
Приложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая!!!!!.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Каждый показатель имеет  свою функцию и, соответственно, долю снижения первоначальных показателей. В общем, виде эта функция имеет  вид кривой (см. рис. 1 в Приложениях).

Форма кривой на рис. 1 показывает, что в первое время использования объекта (Тн) показатели его качества не ухудшаются. А затем начинается ежегодное снижение (ухудшение) показателей качества, и чем больше срок службы (применения) объекта, тем больше доля ежегодного снижения. К сожалению, в настоящее время мало результатов исследований в этой области. Имеются сведения только по некоторым свойствам некоторых объектов. Например, производительность тракторов через 2-3 года снижается на 2-5% ежегодно, металлорежущих станков - на 2-3%.

В зависимости от особенностей и назначения объекта срок сохраняемости  его до ввода в эксплуатацию может  включать срок сохраняемости в упаковке или в законсервированном виде, срок монтажа и срок хранения на другом упакованном или законсервированном более сложном объекте.

Долговечность8 - свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Долговечность характеризует свойство надежности с позиции предельной длительности сохранения работоспособности объекта с учетом перерывов в работе (на рис. 1 - это срок Tпр). Сохранение работоспособности объекта в пределах срока службы или срока до первого капитального ремонта зависит не только от режима и организационно-технических условий работы, мероприятий восстановительного характера, проводимых в это время, но также способности сохранять эти свойства во времени.

К показателям долговечности  объекта относят нормативный  срок службы (срок хранения), срок службы до первого капитального ремонта, ресурс до списания, а также другие показатели (ГОСТ 27.002-83).

Показатели  технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

К основным показателям технологичности  конструкций относятся следующие:

  • коэффициент меж проектной унификации (заимствования) компонентов конструкций;
  • коэффициент унификации компонентов технологических процессов;
  • удельный вес деталей с механической обработкой;
  • коэффициент прогрессивности технологических процессов.

Эти показатели оказывают  непосредственное влияние на массу  изделия, коэффициент использования  материалов, трудоемкость технологической  подготовки производства, собственного производства, подготовки к функционированию, технического обслуживания и восстановления объекта, затраты по стадиям жизненного цикла.

Коэффициент межпроектной унификации9 (заимствования) компонентов конструкции объекта:

 

 

 

Где Нзаим - количество наименований изделий, деталей, составных частей объекта, заимствованных из других проектов,

Н - общее количество наименований деталей и других составных частей объекта, включая заимствованные и  оригинальные.

Коэффициент унификации (заимствования) технологических процессов изготовления объекта:

 

 

 

Где Нс.т.п. - количество наименований существующих технологических процессов, заимствованных для производства нового объекта,

Нт.п. - общее количество наименования технологических процессов изготовления нового объекта, включая заимствованные и вновь разработанные.

Удельный вес деталей  объекта с механической обработкой:

 

 

 

Где Нмех - количество наименований деталей объекта, трудоемкость механической обработки которых выше 10% полной трудоемкости их изготовления.

Коэффициент прогрессивности  технологических процессов изготовления объекта:

 

 

 

Где Нпр.т.п. - количество наименований прогрессивных технологических процессов изготовления объекта, зависит от программы выпуска предмета труда, возраста технологии и метода изготовления.

Необходимость количественной оценки технологичности конструкции изделий, а также номенклатура показателей и методика их определения устанавливаются в зависимости от вида изделий, типа производства и стадии разработки конструкторской документации отраслевыми стандартами или стандартами предприятия.

Показатели  стандартизации и унификации10 - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше процент стандартных и унифицированных деталей, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

Стандартизация  и унификация предусматривают рациональное сокращение количества типоразмеров составных частей в проектируемых и изготавливаемых объектах.

К показателям стандартизации и унификации относятся следующие:

а) коэффициент стандартизации объекта

 

 

 

где, Нст - количество типоразмеров (наименований) составных частей объекта, выпускаемых по государственным, республиканским стандартам, стандартам фирмы (предприятия), кроме стандартных крепежных изделий; Н - общее количество типоразмеров составных частей объекта (без стандартных крепежных изделий)

б) коэффициент межпроектной унификации комплектов конструкции объекта

 

 

Нзаим - количество наименований деталей и других составных частей объекта (без стандартного крепежа), заимствованных из других проектов;

в) коэффициент повторяемости  составных частей объекта

 

 

 

где, n - общее количество составных частей объекта (без стандартных крепежных изделий), шт.

По результатам исследования влияния уровня унификации объекта  на отдельные технико-экономические  показатели можно делать только частные  выводы и находить резервы улучшения  этих показателей при условии, что другие показатели (качество, затраты у потребителя) не ухудшатся.

1.2 Факторы, влияющие на качество  продукции

 

На каждом предприятии  на качество продукции влияют разнообразные  факторы, как внутренние, так и  внешние.

К внутренним11 относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т. е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

Технические факторы  самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение  новой технологии, применение новых  материалов, более качественного  сырья – материальная основа для  выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально –  экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

Внешние факторы  в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные (см. рис. 2 в Приложениях).

Анализ внешней среды  дает возможности организации для  прогнозирования ее возможностей, для  составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности. Анализ внешней среды необходим в процессе стратегического планирования.

Среди рассмотренных факторов внешней  среды конкурентные факторы12 занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические или возможные реакции своих конкурентов.

В условиях рыночных отношений изменяются цели предприятия, которые объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента.

 

 

Глава 2. Конкурентоспособность товара

 

2.1 Понятие конкурентоспособности  товара

 

В условиях рынка основой выживаемости предприятия является качество продукции. Конкуренция между предприятиями  в основном развертывается на поле качества выпускаемой продукции. Признание  обществом затрат того или иного  производителя реализуется через  акт купли-продажи. Реализация продукции означает, что она по своим потребительским и иным свойствам удовлетворяет потребности общества в лице конкретных потребителей. Совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется конкурентоспособность. Отсюда следует, что товары должны обладать совокупностью химических, физических, эргономических и иных свойств, но и отвечать требованиям и условиям их реализации (по цене, срокам, поставкам, сервису и т. д.). Понятие конкурентоспособности всегда конкретно, так как товар постоянно должен проходить проверку на степень соответствия общественным потребностям по сравнению с другим товаром.

Совокупность мнений единичных  покупателей определяет степень  удовлетворенности покупателя товаром, которая формируется еще до появления  товара на рынке. Конкурентоспособность  зависит от степени удовлетворенности  покупателя товаром13.

Конкурентоспособность отличается от качества товара. Конкурентоспособность определяется той совокупностью свойств, которые представляют интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности, иные свойства во внимание не принимают.

Один и тот же товар может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем. Конкурентоспособность товара меняется в зависимости от конъюнктуры рынка, рекламы и других внутренних и внешних факторах. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей для которых он предназначен. Таким образом, при неизменных качественных характеристиках конкурентоспособность товара может существенно меняться, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействие рекламы и других факторов. Оценка способности товара конкурировать производится путем тем сопоставления свойств анализируемой продукции с аналогичными свойствами базового или эталонного образца. За базу сравнения конкурентоспособной продукции принимают либо потребность покупателя, либо образец. Образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если параметры продукции не имеют физической меры, то для оценки этих характеристик используются методы оценки в баллах. Выделяют дифференцированный (описательный) и комплексный методы. Дифференцированный метод позволяет констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, однако не отражает влияния каждого параметра при выборе товара потребителем.

Комплексный метод14 основывается на применении групповых, обобщенных показателей. Расчет группового параметра по экономическим параметрам производится по формуле:

 

Тэ.п. = За / Зо,

Где Тэ.п. – групповой показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам,

За, Зо – полные затраты  потребителя по анализируемой (оцениваемой) продукции и образцу.

Расчет может осуществляться по техническим и иным параметрам продукции. Показатель конкурентоспособности важен для проектирования требуемых свойств продукции, сравнения потенциальных возможностей производства продукции, при формировании цены и т. п.

Потребителя продукции интересует не природа продукта, а то, что он обладает потребительской стоимостью. Акт купли-продажи товара является свидетельством того, что данный товар соответствует условиям рынка. Чем больше количество покупателей подтверждает данное соответствие, тем выше конкурентоспособность товара. Поэтому проблемы качества и конкурентоспособности вышла на первый план при создании хозяйствующего субъекта.

Именно качество и конкурентоспособность  продукции является основой выживаемости в условиях жесткой конкуренции. Данный подход к определению качества и конкурентоспособности принципиально меняет задачи производителя продукции в области планирования и управления качеством, учета затрат, выбора более экономичного варианта достижения определенного уровня качества и лучшего способа организации процесса его обеспечения. Данные проблемы успешно решаются лишь при едином подходе к понятию качества, способов и методов его измерения.

Информация о работе Качество продукции и ее конкурентоспособность