Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по применению тренингов в ЗАО «ЭКОПСИ Консалтинг». Разработка рекомендаций поможет расширить знания и навыки в области обучения персонала , систематизировать и укрепить знания по дисциплине «Основы кадрового консалтинга».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику ЗАО «ЭКОПСИ Консалтинг»;
- определить основную проблему использования тренингов в данной организации;
- рассмотреть теоретические аспекты применения тренингов в современных рыночных условиях через анализ литературы по данной проблеме;
- разработать рекомендации по усовершенствованию системы тренингов в ЗАО «ЭКОПСИ Консалтинг».
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Анализ использования тренингов в процессе консалтинговой деятельности ЗАО «ЭКОПСИ Консалтинг»……... …………………………….5
1.1 Общая характеристика организации ЗАО «ЭКОПСИ»…………..…..……5
1.2 Проблемы использования тренингов в консалтинговой деятельности ЗАО «ЭКОПСИ Консалтинг»…………………………………………...................7
Выводы к главе 1………………………………..………………………….……12
Глава 2. Теоретические аспекты и технология проведения тренингов ……………………………………………………………….…………….........14
2.1 Анализ истории возникновения тренингов... …………………………….14
2.2 Основные этапы технологии проведения тренингов……………………...16
Выводы к главе 2………………………………………………………………...20
Глава 3 Разработка рекомендаций по улучшению использования тренингов в процессе кадрового консалтинга……………………………… ………...…….21
3.1 Рекомендации по применению тренинга в консалтинговой деятельности ЗАО « ЭКОПСИ»…………………………………..………………………..…...21
3.2 Организационные мероприятия …………………………………………..23
Выводы к главе 3……………………………………………………………...…27
Заключение……………………………………………………….………………28
Список использованной литературы……………………………………….......30
Всем известно, что экономика Китая развивается семимильными шагами. Китайских бизнесменов часто обвиняют в плагиате — заимствовании успешных методов и технологий у более креативных стран, которые эти образцы придумали. То, к чему эти страны шли годами и десятилетиями, постигали методом проб и ошибок можно скопировать, если изучить конкретный успешный опыт. Выгоды такого копирования очевидны. Можно избежать многих затрат и теоретических изысканий, быстро получить успех.
По аналогии с этой ситуацией в макроэкономике существует подход к созданию тренинговых программ, который получил условное название «Китайский тренинг»5. В основе этого подхода лежит отказ от использования общих теорий «из учебников». Вместо них за основу теоретического наполнения программы берутся модели поведения, «срисованные» с реальных успешных людей в конкретной организации или в конкретной отрасли.
Создание таких моделей
Этап 1. Задать тип рабочих ситуаций, в которых участникам тренинга необходим навык успешного поведения. Например, один из клиентов заказал тренинг «Навыки влияния». Проведя подготовительные интервью, выясняется , что для участников в этой конкретной организации наиболее важными ситуациями, требующими навыков влияния, являются:
- «продажа» идей лицам, принимающим решения;
- распределение ресурсов и
- получение помощи и поддержки
от руководителей смежных
Этап 2. Описать цель, хороший результат действий в каждой ситуации.
Например, в ситуации «продажи» идей хорошим результатом является понимание и согласие с идеей или просьбой со стороны лица, принимающего решения.
Этап 3. Проанализировать действия людей, которые достигают этой цели в конкретной организации успешнее других (иногда полезен анализ опыта других организаций). Сформулировать алгоритм действий (несколько основных шагов, этапы) и важнейшие принципы, которыми руководствуются эти люди.
На основе интервью с «образцами для подражания» и наблюдений за коммуникацией в ходе совещаний, сделал вывод, что успешные «продавцы идей наверх» руководствуются следующими принципами:
- Их обращение к лицу, принимающему
решения, укладывается в 2-3 минуты
(в то время как их менее
успешные коллеги склонны к
длинным, детальным
- Они тщательно готовятся,
- Они склонны занимать
Во время встречи успешные «продавцы идей» предпринимают следующие шаги:
- Коротко описывают ситуацию, существующую проблему или цель, которую они хотят достичь.
- Говорят о значимости проблемы, о ее конкретных последствиях, или о выгодах, которые принесет достижение цели для организации.
- Коротко описывают суть
- Спрашивают у собеседника о его мнении, отношении к их предложению.
Этап 4. Проверить полученный алгоритм и принципы.
На этом этапе полученный алгоритм и принципы обсуждаются с теми, с кого они «срисованы». Интересен тот факт, что многие успешные люди действуют интуитивно, и понимание причин собственного успеха оказывается для них весьма развивающим. Помимо таких обсуждений, полученный алгоритм отрабатывается в моделирующих играх (тренеры разыгрывают конкретные ситуации, тестируя модель на прочность). 6
Опытным путем были сделаны выводы, что модели поведения, содержащие более чем 2-3 принципа и 5-6 этапов нуждаются в упрощении. Это соответствует хорошо известному в психологии правилу «7+/-2», гласящему, что обычный человек не в состоянии запомнить массив информации, состоящий более чем из семи единиц смысла. 7
Интересен также тот факт, что на основе подобных моделей сравнительно легко создавать бизнес-кейсы, ролевые игры и упражнения, а обратная связь об их выполнении в ходе тренинга оказывается на порядок более конкретной и полезной, чем при использовании общих теорий.
Выводы по главе 1:
В ходе написания аналитическо
1. Компания «ЭКОПСИ Консалтинг» появилась на рынке консалтинговых услуг в 1989 году в Москве и успешно развивается по сегодняшней день.
2. Основная проблема использования тренингов в консалтинговой деятельности «ЭКОПСИ Консалтинг» заключается в том, что все тренинги основаны на теоретических моделях, не учитывающих специфику каждой организации.
Решение, выявленной проблемы, будет предложено в третьей главе курсовой работы.
Глава 2. Теоретические аспекты и технология проведения тренингов
2.1. Анализ истории возникновения тренингов
Тренинг – это совокупность упражнений, направленных на формирование и совершенствование умений клиента.8
Разнообразие методических приемов тренинга (дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, способы обратной связи) требует анализа и обобщения. Те виды тренинга, в которых объектом воздействия являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, по сложившейся в отечественной психологии традиции обозначаются термином «социально-психологический тренинг. Это понятие ввел в обиход М. Форверг 9.
Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении. — они получили название T-гpyпп — были созданы учениками К. Левина в Бетеле (США). Идея, положенная в основу этого начинания, заключалась в следующем. Почти все люди живут и работают в группах, но при этом человек чаще всего не отдает себе отчета в том, как именно он участвует в этих группах, каким его видят другие люди, какие реакции вызывает у них его поведение. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходят в групповом, а не в индивидуальном контексте; следовательно, для того чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя глазами других.
Т-группа определялась
как собрание индивидов, встретившихся
с целью исследовать
В Т-группах управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров обучали эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Некоторые Т-группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они появились в 1954 г. и получили название групп сензитивности.
В 60-е годы возникло опирающееся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса движение тренинга социальных и жизненных имений, который применялся в рамках профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров, в целях психологической поддержки и развития.
В тренинге жизненных умений использовались три основные модели, определяющие своеобразие подхода к его участникам. Первая опирается на семь категорий жизненных умений: решения проблем; общения; настойчивости; уверенности в себе; критичности мышления; самоуправления; развития Я -концепции. Вторая модель классифицирует жизненные умения, являющиеся целью тренинга, на четыре категории; межличностное общение; поддержание здоровья; развитие идентичности; решение проблем и принятие решений. Третья предполагает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.
В 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, который он определил как социально-психологический тренинг. В качестве средств тренинга использовались ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Сферой практического применения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.
2.2. Основные этапы технологии проведения тренингов
Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая в стране монография, посвященная его теоретическим и методическим аспектам, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 г10.
Этот метод активно
Основная цель социально-психологического
тренинга — повышение компетентности
в общении — может быть конкретизирована
в ряде задач с различной
Работа с тренинговой группой отличается рядом специфических принципов, которые кратко характеризуются далее. Принцип активности. Активность участников тренинговой группы носит особый характер — иной, чем, например, у человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В ходе тренинга люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если участникам дается установка на готовность в любой момент включиться в совершаемые действия.
Принцип активности опирается, в частности, на известное положение из области экспериментальной психологии: человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит. 70% того, что проговаривает, и 90% — того, что делает сам.
Принцип исследовательской творческой позиции. Творческая активность участников группы заключается в том, что в ходе тренинга они обнаруживают, осознают, открывают для себя идеи и закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно. — свои личные ресурсы, возможности, особенности.
В соответствии с этим принципом функция тренера заключается в том, чтобы придумать, сконструировать и организовать такие ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, испытать на практике и отработать новые способы поведения, экспериментировать с ними.
В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.
Принцип объективации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.
В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись — очень сильное средство воздействия, способное оказать и негативное влияние, поэтому им следует пользоваться осторожно и, что самое важное, — профессионально.
Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. Партнерским, или субъект-субъектным, является общение, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.
Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.
Последовательная реализация указанных
принципов — одно из условий эффективной
работы групп социально-