Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:26, курсовая работа
В настоящее время, с возникновением и становлением рыночных отношений, повысилась самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возросло значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. Все это значительно увеличивает роль рационального управления финансовыми ресурсами предприятия с целью максимизации получаемого дохода и минимизации издержек хозяйственной деятельности.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Экономическая сущность прибыли…………………………..….…….5
Понятие, задачи прибыли…………………………………………….……5
Классификация прибыли……………………………………………...….10
Экономическая характеристика СПК «Твороговский»…………..….…14
Глава 2. Анализ чистой прибыли СПК «Твороговский»………………...……22
2.1. Анализ формирования прибыли……………………………………..…….22
2.2. Анализ распределения и использования прибыли……………………..…28
Глава 3. Пути увеличения прибыли СПК «Твороговский»………………...…34
3.1. Мероприятия, проводимые для увеличения прибыли………………...….34
3.2. Пути увеличения прибыли………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы……………………………………..…….46
Приложения
Анализ прибыли производится по
плановым и фактическим данным финансового
и планово-экономического отделов,
бухгалтерии, а также форм годовой
и периодической отчетности.
Важное значение имеет анализ прибыли,
который производится по отдельным ее
источникам. Особое внимание в процессе
анализа прибыли следует обратить на наиболее
значимую статью ее формирования – прибыль
(убыток) от реализации товаров, продукции,
работ, услуг как важнейшую составляющую
прибыли предприятия, которая зачастую
по своему объему превышает балансовую
прибыль. Чтобы осуществить данный анализ
наиболее удобным и широко используемым
является факторный анализ прибыли от
реализации. При проведении данного исследования
определяется влияние объема и структуры
товарооборота, валового дохода от реализации,
издержки обращения.
Для проведения факторного анализа используется
необходимая информационная табл. 9, исходные
данные которых позволяют рассчитать
влияние факторов на изменение прибыли
от реализации продукции. Рекомендуется
проводить многофакторный анализ изменения
прибыли от реализации продукции в отчетном
периоде по сравнением с предыдущим под
воздействием факторов, оказывающих либо
положительное, либо отрицательное влияние
на ее изменение. Материалами для анализа
формирования прибыли является годовой
бухгалтерский баланс, отчет по форме
№ 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Таблица 9
Основные показатели финансово- хозяйственной деятельности
СПК «Твороговский»
Показатели |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
Уставный капитал |
107 |
107 |
107 |
Добавочный капитал |
100030 |
100030 |
100030 |
Резервный капитал |
854 |
824 |
829 |
Выручка от реализации (В) |
15041 |
19840 |
16215 |
Численность рабочих |
222 |
217 |
196 |
Себестоимость от реализации продукции |
14562 |
19840 |
15845 |
Чистая прибыль |
3370 |
4189 |
4188 |
Среднегодовая стоимость основных фондов |
144556 |
145095 |
145315 |
Запасы |
14034 |
15384 |
15292 |
Продолжение таблицы 9
Прибыль (убыток) от продаж |
- |
515 |
370 |
Затраты на персонал |
5560 |
6420 |
7486 |
Кредиторская задолженность |
5212 |
2784 |
3081 |
Дебиторская задолженность |
1614 |
1760 |
1469 |
Кредиты банков |
2500 |
7783 |
7783 |
Таблица 9 дает характеристики изменения финансового положения предприятия, приводятся основные финансовые показатели прибыли за 3 года.
С целью увеличения прибыли руководители
прибегают к разделению товаров, реализуемые
предприятием на 4 группы:
1. Звезда – высокая доля в быстрорастущей
отрасли, занимает лидирующее положение
на рынке, приносит значительный доход.
Но большую часть этих доходов тратит
на поддержание своего исключительного
преимущества (лидирующего положения).
Данная группа всегда испытывает недостаток
средств.
2. Корова – высокая доля стабилизирующейся
или стареющей отрасли. Занимает лидирующее
положение, что приводит к устойчивым
и высоким прибылям. На конкурентную борьбу
нет необходимости тратить деньги, т.к.
фирма хорошо известна.
3. Трудный ребенок – низкая доля быстрорастущей
отрасли. Здесь два пути развития: или
наращивать усилия и становиться звездой,
или уходить с рынка.
4. Собака – низкая доля в стабилизирующейся
отрасли или слаборастущей отрасли. Она
прибыли не дает, но требует средств для
поддержания положения. Она должна либо
уходить с рынка, либо искать узко специализированный
сегмент рынка.
Рассмотрим методику анализа прибыли, основываясь на категории маржинального дохода. Маржинальный доход представляет собой сумму прибыли и постоянных расходов. Суть этой категории в том, что полное погашение всех постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты деятельности предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинальный доход можно представить двумя основными формулами:
(1)
где – прибыль;
– постоянные расходы;
– выручка от продаж.
2005г.: Dm= 3370 + 7745= 11115;
2006г.: Dm= 4215 + 11211= 15426;
2007г.: Dm= 4188 + 9723= 13911;
Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу (3) следующим образом:
(2)
2005г.: Р= 11115- 7745= 3370;
2006г.: Р= 15426- 11211= 4215;
2007г.: Р= 13911- 9723= 4188.
В аналитических расчетах прибыли от продаж часто используют показатели выручки от продаж и удельного веса маржинального дохода в выручке от продаж вместо показателя общей суммы маржинального дохода. Эти три показателя взаимосвязаны:
(3)
где – удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж.
2005г.: Dy = 11115/15041=0,74;
2006г.: Dy = 15426/20355= 0,75;
2007г.: Dy = 13911/9723= 1,43.
Если, исходя из этой формулы, выразить сумму маржинального дохода, как:
(4)
2005г.: Dm= 15041* 0,74= 11115;
2006г.: Dm= 20355* 0,75= 15426;
2007г.: Dm= 9723* 1,43= 13911.
И преобразовать формулу (5), то получим следующую формулу определения прибыли от продаж:
(5)
2005г.: Р= 15041* 0,74-7745= 3370;
2006г.: Р= 20355* 0,75-11211= 4215;
2007г.: Р= 9723* 1,43-9723= 4188.
Таблица 10
Показатели |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
Прибыль |
3370 |
4215 |
4188 |
Выручка |
15041 |
20355 |
9723 |
Постоянные расходы |
7745 |
11211 |
9723 |
Dm |
11115 |
15426 |
13911 |
Dy |
0,74 |
0,75 |
1,43 |
P |
3370 |
4215 |
4188 |
Описанная методика маржинального анализа достаточно проста, но в то же время и эффективна для анализа прибыли от реализации продукции и расчета влияния различных факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции. В следующем параграфе рассматривается оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий по улучшению финансовых результатов на основе предложенной методики.
2.2. Анализ распределения и использования прибыли
После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна ее часть используется на расширение производства (фонд накопления), а другая – на материальные поощрение работников предприятия ( фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия. На акционерных предприятиях часть прибыли направляется на выплату дивидендов.
Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда и доходов акции.
Однако если государство облагает предприятия очень высокими налогами, то это стимулирует развитие производства, в связи с чем сокращается объем производства продукции и как результат – поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, что в конечном итоге приведет к снижению рабочих мест. Если же уменьшится доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности работников и, как следствие – к снижению эффективности производства.
Очевидно, что реальная оплата уменьшается или остается на одном уровне или же увеличивается, но не так быстро, как на других предприятиях, то рабочие будут требовать увеличения оплаты их труда. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности.
В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучить данные показатели необходимо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия. Следует также изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.
Данные таблицы отражают процесс формирования чистой прибыли и распределения ее в фонды предприятия. Анализ формирования и использования фондов должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась их величина.
Таблица 11
Данные об использовании прибыли в СПК «Твороговский» за 2007г.
№ |
Показатель |
План |
Факт |
1 |
Прибыль от реализации продукции |
370 |
515 |
2 |
Прибыль от прочих видов деятельности |
3818 |
3700 |
3 |
Чистая прибыль |
4818 |
4215 |
4 |
Распределение чистой прибыли: в резервный фонд в фонд накопления в фонд потребления |
418,8 2409 1927,2 |
421,5 2023,2 1770,3 |
Продолжение таблицы 11
5 |
Доля чистой прибыли, %: резервного фонда фонда накопления фонда потребления |
10 50 40 |
10 48 42 |
Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли (ЧП) и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды Котчисл.. Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равняется их произведению:
Ф= ЧП * Котчисл.
Резервный фонд = 4818 * 10%= 481,8;
Фонд накопления = 4818 * 50%= 2409;
Фонд потребления = 4818 * 40%= 1927,2.
Для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного факторного анализа (таблица 12).
Затем надо рассчитать влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножим на плановый коэффициент отчислений в соответствующие фонды:
∆Ф = ∆ЧП * Котчисл.пл.
Таблица 12
Расчет влияния факторов первого уровня на размер отчислений в фонды предприятия
Вид фонда |
Сумма распределяемой прибыли |
Доля отчислений, % |
Сумма отчислений |
Отклонение от плана | |||||
Всего |
В том числе за счет | ||||||||
ЧП |
Котчисл. | ||||||||
Резервный |
4818 |
4215 |
10 |
10 |
481,8 |
421,5 |
-60,3 |