Классификация и структура цен. Методы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение одного из важнейших рычагов повышения эффективности производства, то есть цены, и ценообразования в организации, а также выработка на этой основе практических рекомендаций и выводов по улучшению финансового состояния предприятия.

Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи:

рассмотрение сущности, функций и видов цен;

анализ ценовой политики на предприятии и ценообразующих факторов;

рассмотрение методов установления цен на предприятии (методов ценообразования на продукцию);

анализ влияния уровня цен на эффективность производства, а именно прибыль и рентабельность.

Содержание работы

Введение

1. Теоретическая часть.

1.1 Сущность и функции цены как экономической категории

1.2 Система цен и их классификация

1.3 Ценообразующие факторы и ценовая политика на предприятии

1.4 Методы ценообразования на продукцию предприятия

2. Практическая часть

Выводы

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 138.64 Кб (Скачать файл)

 
КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
по дисциплине «Экономика предприятия» 
 
На тему: «Классификация и структура цен. Методы ценообразования» 
 
Содержание 
Введение 
 
1. Теоретическая часть. 
 
1.1 Сущность и функции цены как экономической категории 
 
1.2 Система цен и их классификация 
 
1.3 Ценообразующие факторы и ценовая политика на предприятии 
 
1.4 Методы ценообразования на продукцию предприятия 
 
2. Практическая часть  
 
Выводы 
 
Список литературы 
 
Введение 
Тема данной курсовой работы – «(Классификация и структура цен. Методы ценообразования)». 
 
Важнейшим рычагом экономического механизма хозяйственной политики субъекта хозяйствования является цена, которая отражает все стороны экономической деятельности. В условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения. 
 
В экономике хозяйствующего субъекта исходным принципом является возмещение затрат и получение прибыли в размере, достаточном для осуществления расширенного воспроизводства и выплаты соответствующих налогов. Решение данной задачи происходит с помощью соответствующего установления уровня цен на продукцию, выпускаемую хозяйствующим субъектом. 
 
Целью данной курсовой работы является рассмотрение одного из важнейших рычагов повышения эффективности производства, то есть цены, и ценообразования в организации, а также выработка на этой основе практических рекомендаций и выводов по улучшению финансового состояния предприятия. 
 
Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи: 

  •  
    рассмотрение сущности, функций и видов цен;
  •  
    анализ ценовой политики на предприятии и ценообразующих факторов;
  •  
    рассмотрение методов установления цен на предприятии (методов ценообразования на продукцию);
  •  
    анализ влияния уровня цен на эффективность производства, а именно прибыль и рентабельность. 

 
В настоящей курсовой работе представлены функции цены как экономической  категории товарного производства. На уровне субъекта хозяйствования цена выполняет учетную, распределительную, стимулирующую функции, функцию  сбалансирования спроса и предложения  и функцию цены как средства рационального  размещения производства.  
 
Также в своей курсовой работе я охарактеризовала ценообразующие факторы, ценовую политику и методы ценообразования на продукцию предприятия. 
 
В настоящей курсовой работе будет рассмотрено предприятие ОАО "Вагрон", которое занимается производством и реализацией ликероводочных и кондитерских изделий.  
 
В данной курсовой работе использовались следующие методы: 

  1.  
    монографический;
  2.  
    графический;
  3.  
    табличный;
  4.  
    экономико-статистический.

 
1. Теоретическая  часть 
1.1 Сущность и функции цены как экономической категории 
Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы товара. Можно встретить и такую формулировку: «Цена отражает количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара, и является важнейшей экономической категорией». В данном определении идет речь о двух видах цен. Цена продавца (цена предложения товара) – это количество денег, которое продавец хочет получить от продажи товара. Цена покупателя (цена спроса на товар) - количество денег, которое покупатель способен и согласен уплатить за товар.Рыночная цена (цена продажи товара, цена сделки) – цена, согласованная продавцом и покупателем, то есть цена, по которой реально будет продан товар.  
 
От уровня цены зависят: 

    •  
      величина прибыли коммерческой организации;
    •  
      конкурентоспособность организации и продукции;
    •  
      финансовая устойчивость предприятия.

 
Цена как экономическая категория  выполняет ряд важнейших функций. 
 
^ Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. 
 
В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относят как количественные показатели – валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественные – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и другие. 
 
Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования. 
 
^ Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, социальными группами населения. 
 
Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов). 
 
^ Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь производством и потреблением, предложением и спросом. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения. 
 
^ Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли. 
 
^ Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство. 
 
Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования. 
^ 1.2 Система цен и их классификация 
Система цен характеризует собой взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен. Она состоит из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы. 
 
Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменения в уровне других цен. Особую роль играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и другие. Повышение цен в этих отраслях приводит к их росту во всех других, поскольку продукция этих отраслей применима повсеместно. В свою очередь, рост цен в остальных отраслях возвращает в форме более дорогого оборудования, транспортных средств и так далее.  
 
Цен, действующие в рыночной экономике страны, классифицируются по следующим основным признакам. 
 
^ По характеру обслуживаемого оборота выделяют: 

  •  
    оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;
  •  
    закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
  •  
    цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены. По мере развития рыночных отношений сфера действия договорных цен расширяется;
  •  
    розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;
  •  
    тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  •  
    тарифы на платные услуги населению;
  •  
    цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. 

 
Любая цена включает ряд взаимосвязанных  элементов. Соотношение отдельных  элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне. 
 
Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и так далее), но и развитие предприятия. 
 
Важное место в структуре цены занимают налоги. Акцизы и налог ан добавленную стоимость являются косвенными налогами, которые оплачиваются конечными потребителями. Перечень подакцизных товаров устанавливается правительством. Он включает алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, минеральное сырье и прочие изделия. 
 
Налог на добавленную стоимость имеет очень широкую базу обложения. Основная его ставка – 18 %. Вместе с темпо отдельным группам товаров установлены льготы по этому налогу (продовольственные товары, товары детского ассортимента и ряд других). 
 
Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции от производителей к потребителям, и получение определенной суммы прибыли. 
 
^ В зависимости от сферы регулирования различают: 

  •  
    свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами;
  •  
    договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимая на себя определенные обязательства;
  •  
    цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
  •  
    регулируемые цены – цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. 

 
^ В зависимости от территории действия различают: 

  •  
    единые и поясные цены;
  •  
    региональные (зональные) цены.

 
Единые цены устанавливаются и  регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются  органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические  условия и особенности отдельных  территорий.  
 
Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг: 

  •  
    газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);
  •  
    продукция ядерно-топливного цикла;
  •  
    электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
  •  
    продукция оборонного производства;
  •  
    драгоценные металлы и сплавы;
  •  
    перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
  •  
    перевозки пассажиров, багажа, грузоперевозок и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном направлении) и другие.

 
В зависимости  от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют: 

  •  
    цену "франко-склад поставщика";
  •  
    цену "франко-станция отправления";
  •  
    цену "франко-склад потребителя" и другие.

 
Система франкирования показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара. 
 
Так, цена "франко-склад поставщика" означает, что все расходы по доставке продукции несет покупатель. В цену "франко-станция отправления" продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправителя. Цена "франко-склад потребителя" означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик. 
 
^ По времени действия цены подразделяются на: 

  •  
    твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;
  •  
    текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;
  •  
    сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;
  •  
    скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.

 
В классификации цен отдельно выделяются цены, используемые в статистике: 

  •  
    текущие;
  •  
    средние;
  •  
    сопоставимые;
  •  
    неизменные.

 
Статистические цены являются обобщенными, агрегированными. Они позволяют  анализировать и выявлять тенденции  в динамике цен, устанавливать изменения  в динамике физических объемов производства и реализации товаров, а также  осуществлять анализ стоимостных показателей.  
^ 1.3 Ценообразующие факторы и ценовая политика на предприятия 
Для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются: 

    •  
      спрос на продукцию;
    •  
      государственное регулирование цен;
    •  
      издержки по производству и реализации продукции;
    •  
      конкуренция;
    •  
      другие факторы.

Информация о работе Классификация и структура цен. Методы ценообразования