Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:23, курсовая работа
Цель данной работы – изучить назначение и сущность компенсационного пакета в системе стимулирования персонала организации. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Рассмотрены теоретические основы компенсационного пакета;
Проведен анализ влияния компенсационного пакета на систему стимулирования персонала в организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И НАЗНАЧЕНИЯ КОМПЕНСАЦИОННОГО ПАКЕТА 5
1.1 Сущность компенсационного пакета 5
1.2 Структура и содержание компенсационного пакета 7
1.3 Разработка и внедрение компенсационного пакета 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕНСАЦИОННОГО ПАКЕТА ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛЬТЕК» 22
2.1 Общая характеристика предприятия 22
2.2 Анализ системы стимулирования персонала 26
2.3 Разработка компенсационного пакета как фактора повышения стимулирования персонала 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Переменная часть денежного
вознаграждения может определяться
в процентах к базовой
Соотношение постоянной и переменной частей денежного вознаграждения может быть разным и определяется зависимостью получаемого результата от трудовых усилий самого работника. Например, у менеджеров по продажам переменная (комиссионная часть) денежного вознаграждения может составлять и 60, и 70, и 80 процентов от общего денежного вознаграждения, а у секретаря переменная часть не должна быть более 10-15 процентов.
Бенефиты или социальные пособия рассматриваются как вознаграждения, не связанные с количеством и качеством труда, вознаграждения, которые получают сотрудники за факт работы в данной организации или на данном предприятии. К бенефитам относятся медицинская страховка, оплата отпусков, бесплатные обеды, компенсация транспортных расходов и прочие социальные выплаты, определенные законодательством или присущие только данной организации.
Разработка фирменной системы оплаты труда и, в общем, компенсационной политики компании, не должна рассматриваться как некий изолированный процесс, абсолютно или мало связанный с циклом стратегического планирования, оценкой и аттестацией персонала и состоянием рынка труда.
Прежде чем разрабатывать,
изменять или оптимизировать компенсационную
политику компании, необходима предварительная
работа по диагностике состояния
системы компенсаций в
1. Какой в компании
принят вид стратегического
2. Сколько будет применяться
схем заработной платы (могут
быть различные схемы для
3. Кто будет разрабатывать и внедрять новую систему оплаты труда (финансовая служба, служба персонала, отдел труда и заработной платы, внешние привлеченные консультанты и т.д.)?
4. Какова ситуация на
рынке труда, какие уровни
5. Какова позиция компании
при определении уровня оплаты
труда своих работников: выше
или ниже, или на уровне рыночных
ставок, способна и готова ли
компания за эффективный труд
выше рыночной средней
6. Как система заработной
платы будет связана с
7. Каковы пропорции при
определении компенсаций (
8. Какова связь между системой оплаты и системой оценки сотрудников?
9. Какова связь системы
оплаты с системой подготовки
и повышения квалификации
10. Является ли зарплатная
политика секретной или
Хотелось бы отметить, что без ответов на эти вопросы фирменная система оплаты труда не будет являться реальным управленческим инструментом.
Разработка компенсационного пакета после диагностики состояния и разработки принципов мотивационной системы включает в себя несколько этапов:
Определение и формализация организационной структуры предприятия.
На этом этапе необходимо выделить категории персонала, для которых будут разрабатываться разные системы компенсаций. Обычно выделяют основной персонал, вспомогательный и обслуживающий. Выделение на категории проводится по отношению к конечному продукту предприятия. К основному персоналу относятся сотрудники, непосредственно занятые в процессе производства (для производственных предприятий) или в процессе сбыта (для торговых предприятий, т.е. непосредственное влияющие на конечную продукцию предприятия. Основной персонал является «зарабатывающим», т.е. приносящим выручку предприятию.
Вспомогательный персонал обеспечивает деятельность основного, косвенно участвуя в создании конечного продукта, создавая инструменты и средства труда для основного процесса.
К обслуживающему персоналу относятся сотрудники, участвующие в управлении и обслуживании нужд самого предприятия: администрация, бухгалтерия, реклама, служба персонала и т.д.
Структура и содержание компенсационного пакета и принципы материальной компенсации для различных категорий персонала будет различным, ведь вклад разных категорий в конечный продукт разная и отличия должны быть и в системе вознаграждения.
Необходимым условием на этом этапе является создание положений о структурных подразделениях и разработка должностных инструкций. В результате этой предварительной работы должно быть получено представление о функциях отдельных подразделений и должностей (рабочих мест) и это представление фиксируется в соответствующих документах.
На основе анализа функций рабочих мест и должностей проводится второй этап - анализ и классификация рабочих мест (должностей) по степени ценности каждого из них для предприятия. Это может быть как простым ранжированием по интуитивно понятным критериям, так и сложной процедурой многокритериального оценивания и присвоения баллов должностям и рабочим местам. В итоге необходимо получить список должностей, которые иерархически упорядочены и отличаются друг от друга масштабом ответственности, важностью выполняемых функций, вкладом в достижение целей предприятия, требуемым уровнем квалификации, напряженностью труда.
Простой способ: ранжирование по обобщенному критерию внутрифирменной ценности должности:
Классификация рабочих мест
(должностей) завершается присвоением тарифн
Таблица 1.4
Категории должностей и окладов
Категория персонала |
Должности |
Интервал оценочных баллов |
Разряды |
Высшие руководители |
Генеральный директор |
1000 - 800 |
15 - 16 |
Коммерческий директор |
15 - 16 | ||
Заместители генерального директора |
Финансовый директор |
799 – 700 |
12 - 14 |
Зам.по производству |
12 - 14 | ||
Зам. по персоналу |
12 - 14 | ||
Зам. по продажам |
12 - 14 | ||
Средний управленческий персонал |
Начальники отделов |
699 – 500 |
10 - 12 |
Главный бухгалтер |
10 - 12 | ||
Зам. начальников отделов |
9 - 11 | ||
Специалисты |
Юрист |
499 – 300 |
8 - 10 |
Художник-модельер |
8 - 10 | ||
Специалист по рекламе |
8 - 10 | ||
Специалист по маркетингу |
8 - 10 | ||
Бухгалтер |
7 - 10 | ||
Экономист |
8 - 10 | ||
Программист |
8 - 10 | ||
Менеджеры |
Ведущий менеджер |
299 – 200 |
8 - 9 |
Старший менеджер |
7 - 8 | ||
Менеджер |
6 - 7 | ||
Офис-менеджер |
6 - 8 | ||
Младший персонал |
Помощник менеджера |
199 – 150 |
3 - 5 |
Оператор |
3 - 5 | ||
Обслуживающий персонал |
Водитель-экспедитор |
149 - 100 |
4 - 6 |
Повар |
2 - 3 | ||
Курьер |
1 | ||
Уборщица |
1 |
Базовый оклад
Для каждого разряда
Таблица 1.4
Пример шестнадцатиразрядной сетки
Тарифный разряд |
Разрядный |
Базовый оклад |
16 |
8 |
16000 |
15 |
7 |
14000 |
14 |
6,5 |
13000 |
13 |
6 |
12000 |
12 |
5 |
10000 |
11 |
4 |
8000 |
10 |
3 |
6000 |
9 |
2 |
4000 |
8 |
1,6 |
3200 |
7 |
1,3 |
2600 |
6 |
1 |
2000 |
5 |
0,9 |
1800 |
4 |
0,8 |
1600 |
3 |
0,7 |
1400 |
2 |
0,6 |
1200 |
1 |
0,25 |
500 |
Минимальный базовый оклад |
2000 |
Разрядные коэффициенты должны быть подобраны таким образом, чтобы новая тарифная система не ухудшала положения работника, т.е. получаемое денежное вознаграждение по новой системе не было меньше по сравнению с предыдущей. В противном случае внедрение новых правил денежного вознаграждения может столкнуться с сильным противодействием со стороны работников.