Концепция развития внутренней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

1. Современные тенденции развития потребительского рынка и основные цели реорганизации внутренней торговли.
2. Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры.
2.1. Концептуальные основы формирования инфраструктуры оптовой торговли.
2.2. Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли.
2.3. Концептуальные основы формирования инфраструктуры общественного питания.
2.4. Развитие интеграционных процессов в торговле.
3. Идеология, принципы и содержание государственного регулирования торговли.
4. Концептуальные основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг.
5. Правовое обеспечение развития торговли.
6. Основы формирования единой информационной системы внутренней торговли.

Файлы: 1 файл

Концепция развития внутренней торговли курсавая.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Концепция развития внутренней торговли

Содержание

1. Современные тенденции  развития потребительского рынка  и основные цели реорганизации  внутренней торговли.

2. Концептуальные  основы формирования рыночной  инфраструктуры.

2.1. Концептуальные  основы формирования инфраструктуры оптовой торговли.

2.2. Концептуальные  основы формирования инфраструктуры  розничной торговли.

2.3. Концептуальные  основы формирования инфраструктуры  общественного питания.

2.4. Развитие интеграционных  процессов в торговле.

3. Идеология, принципы и содержание государственного регулирования торговли.

4. Концептуальные  основы обеспечения безопасности  и качества товаров и услуг.

5. Правовое обеспечение  развития торговли.

6. Основы формирования  единой информационной системы  внутренней торговли.

Заключительные положения

Концепция разработана в соответствии с основными положениями «Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» и «Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года», определивших общие контуры макроэкономической политики, институциональных преобразований, реформы социального сектора, призванных обеспечить позитивное развитие потребительского рынка.

Под внутренней торговлей, как самостоятельной отраслевой системой, понимается совокупность субъектов торговой деятельности, занимающихся на территории России куплей - продажей потребительских товаров и оказанием иных торговых услуг, функционирование которых регулируется общими и специальными мерами организационно-экономического и нормативно-правового характера в целях достижения рыночного согласования товарного предложения и покупательского спроса.

I. Современные тенденции  развития потребительского

рынка и основные цели реорганизации внутренней торговли.

Внутренняя торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

За период рыночных преобразований внутренняя торговля претерпела коренные изменения.

В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась среда с относительно высоким уровнем конкуренции. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере одна из самых высоких. Торговля сегодня является важной бюджетообразующей отраслевой системой.

Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью соответствующей платежеспособному спросу населения. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.

Вместе с тем позитивные тенденции развития внутренней торговли сопровождаются рядом серьезных негативных проявлений.

Во внутренней торговле сосредоточен сегодня значительный объем теневого оборота, размеры которого колеблются в пределах 30-40%. Из-за сложившейся несовершенной системы оптовой торговли, состоящей преимущественно из множества мелких посреднических организаций, происходит неоправданное наращивание цен реализации. Регулирование развития торговой инфраструктуры неоправданно рассредоточено, в результате чего проявляется диспропорциональность в развитии отдельных звеньев торговой системы. Невысокий уровень концентрации капитала предопределяет функционирование в основном мелких и средних торговых предприятий, количество которых на 01.01.2000 превышало 85% их общего числа.

С учетом наметившихся тенденций развития внутренней торговли на современном этапе общей целью настоящей концепции является разработка на ее основе адекватного рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие внутреннего рынка в целом.

Концепция исходит из того, что для достижения этой стратегической цели необходимо решение следующих задач:

1. Обеспечение доступности  потребительского рынка в цивилизованных  формах его организации для  абсолютного большинства населения.

2. Обеспечение прав граждан  на безопасность и качество товаров.

3. Формирование развитой  системы товародвижения, создающей  благоприятные возможности для  отечественных товаропроизводителей  и способствующей оптимизации  на рынке соотношения отечественных  и импортных товаров.

4. Существенное ограничение  возможностей для теневого оборота.

5. Достижение оптимального  соотношения магазинных и внемагазинных  форм обслуживания.

6. Обеспечение приоритетов  корпоративного управления в  развитии торговой сети.

7. Укрепление нормативно-правовой  базы развития торговли и сферы  услуг.

8. Создание единой информационной  системы внутренней торговли.

В связи с тем, что многие экономические процессы в торговле, получившие развитие за время реформ, не обратимы, Концепция исходит из того, что ориентируясь на сложившееся состояние развития внутреннего рынка, необходимо частично откорректировать направление его функционирования.

Средствами решения данной задачи могут стать:

- целенаправленные структурные изменения на потребительском рынке, способные обеспечить приоритетное развитие отдельных звеньев торговой системы при общем соблюдении принципов рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности;

- стимулирование развития интеграционных процессов в торговле;

- совершенствование системы государственного контроля безопасности и качества товаров и услуг на принципах обеспечения единства прав и ответственности производителей, поставщиков и продавцов;

- рационализация системы государственного регулирования торговой деятельности;

- стимулирование перехода на механизм корпоративного управления субъектами торговой деятельности.

II. Концептуальные основы  формирования рыночной

инфраструктуры торговой деятельности

Современная инфраструктура торговли сложилась под влиянием проводимых экономических реформ.

Формирование и развитие этой инфраструктуры в настоящее время сдерживается рядом причин объективного и субъективного характера. Среди основных причин - недостаток у хозяйствующих субъектов финансовых ресурсов, неприемлемая система кредитования, отсутствие сопряженности в работе торговых и транспортных организаций, нехватка складских площадей и пр.

Стратегия развития торговых предприятий должна быть направлена на устранение этих причин и создание оптимальных условий для их деятельности.

2.1 Концептуальные основы  формирования

инфраструктуры оптовой торговли

Разработка конкретной структурной политики предусматривает как определение общего механизма ее проведения, так и конкретизацию основных направлений структурных преобразований.

Что касается общего механизма проведения структурной политики на рынке оптовых торговых услуг, то сущностью нового подхода здесь должна стать ориентация на двухуровневую схему организации оптовой торговли.

Развитие оптового торгового звена должно предусматривать обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций.

На концептуальном уровне стратегия развития оптового звена должна исходить из того, что потребности рынка потребительских товаров народного должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций:

- крупными оптовыми структурами общенационального (федерального) масштаба;

- оптовыми предприятиями регионального масштаба.

Оптовые организации общенационального (федерального) уровня должны обеспечивать оптовый оборот крупных партий товаров потребителям по всей территории или по ряду регионов страны.

В числе таких потребителей могут быть самостоятельные оптовые предприятия, крупные розничные структуры и их объединения, а также предприятия перерабатывающих отраслей промышленности.

Главное целевое назначение данного вида оптовых структур должно состоять в том, чтобы сформировать необходимую структуру каналов товародвижения для крупных отечественных производителей продукции, а также создать благоприятные условия для выхода на российский потребительский рынок зарубежных поставщиков качественных товаров.

Главным приоритетом функционирования такого типа предприятий должна стать, с одной стороны, защита и поддержка отечественных товаропроизводителей, а, с другой, - исключение возможности поставки на российский рынок товаров через третьи страны, которая приводит к завышению общего уровня цен.

Таким образом, оптовые структуры федерального уровня должны гарантировать стратегическую стабильность потребительского рынка в целом.

В рамках этого требования должен развиваться и товарный ассортимент данных оптовых организаций. Их ассортиментная концепция должна формироваться с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд и снабжения спецконтингентов потребителей, а также товарной номенклатуры, отражающей специфику развития отдельных регионов и труднодоступных территорий.

Представляя собой внешний контур единой оптовой торговой системы страны, данные структуры фактически должны образовать буферную зону на рынке услуг оптовой торговой деятельности. Эта зона и должна обеспечить устойчивость всей национальной оптовой торговой системы.

В перспективе данные оптовые структуры могут явиться базой для формирования торгово-финансово-промышленных групп.

Основу национальной оптовой торговой системы, ее внутренний контур должны составлять оптовые структуры регионального уровня.

Группу оптовых предприятий регионального уровня должны формировать, прежде всего, автономные или независимые оптовые структуры.

Закупая товары у оптовых структур федерального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей, как в регионе размещения, так и за его пределами, они доводят их до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности.

Кроме независимых оптовых структур, региональные оптовые торговые системы формируются также сбытовыми подразделениями местных промышленных предприятий и оптовыми структурами местных крупных розничных организаций (так называемые распределительные центры).

Главным приоритетом деятельности любых оптовых структур регионального масштаба должно явиться обеспечение товарами региональных товарных рынков. При этом никаких ограничений на формирование их структуры хозяйственных связей со стороны исполнительной власти регионов не должно предусматриваться.

Формирование национальной оптовой торговой системы на принципах двухуровневого подхода обеспечит для российской торговой практики необходимое типовое разнообразие составляющих ее структур.

Вместе с тем, обеспечение типового разнообразия оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности является необходимым, но недостаточным условием для построения рыночной модели функционирования оптового звена. Условиям достаточности может соответствовать лишь обеспечение требуемого видового разнообразия действующих на рынке оптовых структур.

Отсюда главной задачей структурной реорганизации оптового звена должно явиться стимулирование формирования таких видов организаций, которые максимально удовлетворяли бы требования товаропроизводителей.

С учетом данного обстоятельства в структуре оптового звена можно выделить следующие составляющие:

? специализирующиеся на оптовой торговле предприятия, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену;

- посреднические оптовые структуры, не использующие в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры и т.п.);

- организаторы оптового оборота, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота товаров (ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки).

Исходя из анализа зарубежной практики, основным видом оптовых структур на российском потребительском рынке должны стать специализирующиеся на оптовой торговой деятельности предприятия, так называемые, "независимые оптовые продавцы".

Они выполняют самый широкий комплекс операций по обработке товарной массы, замыкают на себя широкий спектр розничных торговых предприятий.

Задачей оптовых предприятий этого вида должно быть создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок крупных производителей и розничных продавцов потребительских товаров.

Среди данных оптовых предприятий могут быть оптовые предприятия как специализированные на отдельных группах товаров, так и универсальные; они могут предоставлять широкий набор оптовых услуг или быть ориентированы на специфические методы работы по обслуживанию предприятий розничной торговли. К этой же группе оптовых структур можно отнести и мелкооптовые магазины - склады с технологией «кеш-энд-керри»

Доля этих структур в обеспечении оптового оборота товаров на западных рынках, как правило, варьирует в пределах 60 - 65%

Самостоятельное значение на рынке услуг оптовой торговой деятельности занимают структуры, условно именуемые посредниками - это предприятия-агенты, предприятия-брокеры.

Основным предметом их деятельности является информационное обеспечение. Они действуют по поручению заказчика и чаще всего за его счет.

Наиболее распространенное на Западе значение доли таких структур на рынке услуг оптовой торговли это 15-20%.

Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота - оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки.

Товарные биржи обслуживают крупный оптовый оборот ограниченного ассортимента, т.н. биржевых товаров (нефть, зерно, сахар и т.п.).

Информация о работе Концепция развития внутренней торговли