Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 21:23, курсовая работа
1. Современные тенденции развития потребительского рынка и основные цели реорганизации внутренней торговли.
2. Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры.
2.1. Концептуальные основы формирования инфраструктуры оптовой торговли.
2.2. Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли.
2.3. Концептуальные основы формирования инфраструктуры общественного питания.
2.4. Развитие интеграционных процессов в торговле.
3. Идеология, принципы и содержание государственного регулирования торговли.
4. Концептуальные основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг.
5. Правовое обеспечение развития торговли.
6. Основы формирования единой информационной системы внутренней торговли.
государственную поддержку добровольной сертификации соответствия как формы стимулирования продвижения на рынок высококачественных товаров и услуг.
С переходом к рыночной экономике правовое регулирование в сфере торговых отношений претерпело серьезные изменения.
Особое значение в изменении общей стратегии законодательного процесса на потребительском рынке имело принятие новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принятие Гражданского кодекса Российской Федерации в основных чертах решило вопросы правового положения субъектов торгового оборота, правового режима принадлежащего им имущества, а также правового режима договорных отношений между ними.
Однако даже с учетом введения Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование торговой практики не может быть признано достаточным.
Сложившаяся обширная правовая база регулирования торговли вместе с тем не обеспечивает в настоящее время равноценного правового регулирования различных видов торговой деятельности - оптовой, розничной торговли, общественного питания.
В силу этого процессы, протекающие в торговле, зачастую приобретают недопустимые искажения, что непосредственно сказывается на торговом обслуживании.
Концепция исходит из того, что рассредоточенность правовых норм, регулирующих торговлю, по нескольким законодательным актам неизбежна. Однако такая рассредоточенность должна опираться на разумное ограничение количества правовых актов, регулирующих правоотношения в торговле. С одной стороны это позволит избежать возможных разночтений и противоречий в правовой базе, а с другой - создаст благоприятные условия для пользователей.
Анализ правоприменительной практики в торговле позволяет утверждать, что сосредоточение правового регулирования торговли исключительно в рамках частного права нежелательно и практически невозможно.
Объективная потребность регулирования торговли несколькими отраслями права, с одной стороны, и задача оптимизации правовой базы торговли - с другой, стимулируют постановку вопроса разработки специального правового акта.
Роль отраслевого правового акта мог бы выполнить специальный федеральный закон.
Концепция исходит из того, что основная цель такого законопроекта должна состоять в определении стратегии законодательного процесса в торговле на основе комплексного подхода к определению правоотношений субъектов торгового оборота и государственных органов, регулирующих этот процесс.
Только при таком подходе он сможет обеспечить осуществление на единых основах принципов законности как в отношениях между предпринимателями, так и в отношениях предпринимателей с государственными органами. Это позволит избежать преимущества управленческих отношений над отношениями между предпринимателями.
Данный правовой акт не должен охватывать все нормы регулирования торговой деятельности, т.к. многие из них достаточно динамичны и не поддаются в связи с этим кодификации. Он должен предполагать издание на его основе четко очерченного круга нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные правоотношения в торговле.
Основное содержание законопроекта должны составить общие положения правового регулирования торговли, определяющие допустимое участие государства в осуществлении торгового оборота. Поэтому все его положения должны располагаться в формате «от общего к частному».
Предполагаемая концепция законопроекта исходит из того, что он должен обеспечить правовую проработку и решение следующих основных задач:
- разграничение предметов
ведения органов
- особенности правового положения всех субъектов торговой деятельности, их права, обязанности и ответственность во взаимоотношениях;
- юридические формы формирования имущества торговых предприятий, в том числе на основе кредитных возможностей покупателей;
- конкретизация принципов и механизма регулирования торговли, включая порядок разработки правил торговли, регулирование деятельности торговых предприятий различных форм собственности на основе производственных контрактов, общие принципы и механизм проведения торговых переписей; а также государственную поддержку инновационной деятельности в торговле;
- правовой режим инвестиционной деятельности российских и иностранных инвесторов в торговле, включая особенности инвестирования, связанные с капитальным строительством, приобретением иностранными инвесторами ценных бумаг и паев в уставных капиталах торговых предприятий;
- правовые основы ведения контрольной деятельности на потребительском рынке товаров и услуг;
- принципы и механизм совмещения интересов предпринимателей и потребителей товаров и услуг;
- принципы совершенствования кадровой политики в торговле, включая подготовку специалистов, правовые основы аттестации персонала торговых предприятий.
Концепция исходит из того, что создание комплексного специального законодательного акта прямого действия не только допускает, но и предполагает систематизацию ряда норм из Гражданского Кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов. Данное обстоятельство не может быть препятствием для вторичной кодификации этих норм в рамках нового законодательного акта.
VI. Основы формирования единой информационной
системы внутренней торговли
Рыночные преобразования в торговле резко обострили проблему информационного обеспечения. Поиск необходимой информации затруднен сегодня не только для участников рынка, но и для органов исполнительной власти всех уровней.
Информация, формируемая коммерческими маркетинговыми и консалтинговыми организациями, зачастую несопоставима и нерепрезентативна.
Дальнейшее углубление информационной неопределенности чревато потерей управления рыночными процессами.
В сложившихся условиях Концепция исходит из того, что восстановление единой информационной системы развития внутренней торговли и потребительского рынка может и должно стать действенным инструментом государственного регулирования торговой деятельности.
Информационная система должна функционировать как открытая, межрегиональная информационно-аналитическая система, осуществляющая наблюдение за развитием внутренней торговли на всей территории России.
Целевым назначением информационной системы должна быть выработка информации, наиболее полно характеризующей состояние и перспективы развития региональных торговых систем, отдельных товарных и региональных рынков и достаточной для принятия соответствующих решений по регулированию их развития.
Информационный фонд такой системы должен опираться как на государственную статистику, так и на информацию торговых корреспондентов, панелей потребителей, панелей специалистов оптовой и розничной торговли. Важным системообразующим элементом всей информационной системы должны стать периодически проводимые торговые переписи.
Формирование системы информационного обеспечения в торговле должно опираться на уже существующие локальные системы и базы данных, а также учитывает возможности ее сопряжения с любой иной информационной системой на потребительском рынке.
Структура данной информационной системы может представлять собой единое программно-информационное ядро, объединяющее информационные потоки, заполненные как уже существующими в локальных системах информационными данными, так и при необходимости вновь создаваемыми источниками информации о состоянии отдельных товарных рынков и региональных торговых систем.
Информационное обеспечение системы должен составлять скоординированный с ее методическим и техническим обеспечением комплекс показателей, данных и материалов, требующихся как действующим на потребительском рынке операторам, региональным и федеральным органам регулирования торговли, так и потенциальным инвесторам, имеющим намерение выйти на конкретный региональный или товарный рынок.
Техническое обеспечение системы должно представлять собой комплекс технических средств, позволяющих осуществлять сбор, обработку, хранение и передачу информации, а также реализовывать алгоритмы подготовки и обоснования управленческих решений.
Пользователями такой системы будут органы исполнительной власти всех уровней, импортеры, субъекты торгового оборота, предприятия перерабатывающей промышленности, товаропроизводители.
Концепция исходит из того, что широкий доступ в информационную систему для всех участников рынка в совокупности с конкретным отработанным механизмом доступа к отдельным ее информационным блокам будет служить залогом ее эффективности.
Заключительные положения
Принятие Концепции в качестве руководящего документа должно послужить началом разработки детальной и интеративно уточняемой программы развития внутреннего рынка. Такая программа может аккумулировать в себе элементы других целевых программ, таких как развитие инфраструктуры товарных рынков, развитие малого предпринимательства и др.
Существуют различные определения
экономической теории: 1. Экономическая
теория есть наука о видах деятельности,
связанных с обменом и денежными сделками
между людьми.
2. Экономическая теория есть наука об
использовании людьми редких или ограниченных
производительных ресурсов (земля, труд,
товары производственного назначения,
например машины, и технические знания)
для производства различных товаров (таких
как пшеница, говядина, пальто, концерты,
дороги и яхты) и распределения их между
членами общества в целях потребления.
3. Экономическая теория есть наука о повседневной
деловой жизнедеятельности людей, извлечения
ими средств к существованию и использовании
этих средств.
4. Экономическая теория есть наука о том,
как человечество справляется со своими
задачами в области потребления и производства.
5. Экономическая теория есть наука о богатстве.
В современном обществе экономическая
теория понимается как наука о том, какие
из редких производительных ресурсов
люди и общество с течением времени, с
помощью денег или без их участия, избирают
для производства различных товаров и
распределения их в целях потребления
в настоящем и будущем между различными
людьми и группами общества.
Курс Общей Экономической Теории включает
в себя изучение экономических категорий
и явлений, присущих общественному производству
независимо от общественно экономической
формации, а также изучает эти экономические
закономерности человеческого общества
и общественного производства в общечеловеческом
плане.
Человечество проявляло всегда большой
интерес основам управления экономическими
процессами. Многие важные экономические
процессы рассматривались учеными древнего
мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако
эти исследования формировались как отдельные
элементы экономических знаний в рамках
единой, еще не расчлененной науки. Значительно
позже произошел процесс расчленения
науки и возникла политическая экономия.
Причем она возникла в период зарождения
капиталистического способа производства
и представляла собой науку для удовлетворения
потребностей теории процесса победа
капитализма над феодализмом.
Предметом общей экономической теории
являются экономические отношения (производственные
отношения) возникающие между людьми в
процессе производства, распределения,
обмена и потребления, независимо от экономической
формации общества.