Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 21:23, курсовая работа
1. Современные тенденции развития потребительского рынка и основные цели реорганизации внутренней торговли.
2. Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры.
2.1. Концептуальные основы формирования инфраструктуры оптовой торговли.
2.2. Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли.
2.3. Концептуальные основы формирования инфраструктуры общественного питания.
2.4. Развитие интеграционных процессов в торговле.
3. Идеология, принципы и содержание государственного регулирования торговли.
4. Концептуальные основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг.
5. Правовое обеспечение развития торговли.
6. Основы формирования единой информационной системы внутренней торговли.
Аукционы должны использоваться, главным образом, в целях стимулирования производителей конкурентоспособных товаров.
Выставки и ярмарки, являясь сегодня заметным сегментом внутреннего рынка, обеспечивают его мобильность, создают необходимое информационное поле, содействуют установлению как межрегиональных, так и межгосударственных хозяйственных связей.
Самостоятельным организационным элементом, позволяющим реализовать интересы всех участников процесса товародвижения, стали оптовые продовольственные рынки, позволяющие обеспечить свободный выход на рынок всем поставщикам сельхозпродукции, продовольствия и продавцам.
Организаторами оптового оборота являются также склады гарантийного хранения, склады-отели, транспортно-экспедиционные предприятия.
Доля участия организаторов оптового оборота в обеспечении оптовой торговли потребительскими товарами может достигать 25%.
Кроме того, в мировой практике сложилась модель развития электронной коммерции между бизнес - партнерами ("бизнес - бизнес").
В России уже сегодня имеются
некоторые предпосылки для реализации
этой модели электронной торговли. Основными
из них являются прогрессирующее развитие
в стране интернета, а также достаточно
высокая подготовленность многих корпоративных
пользователей к применению информационно-
С учетом данных обстоятельств, а также принимая во внимание остроту проблемы поставки продукции для государственных нужд, приоритетным направлением развития электронной коммерции в России на первом этапе может быть признана торговля между бизнес - партнерами ("бизнес - бизнес").
Это предположение исходит из того, что развитие электронной торговли обеспечит наиболее активное включение России в мировое информационно-экономическое пространство, способное существенно повысить прозрачность коммерческих сделок.
инфраструктуры розничной торговли
Розничная торговля - ведущее звено всей системы торгового обслуживания, т.к. непосредственно затрагивает интересы населения.
Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.
Позитивное влияние на развитие сферы торговли оказывает укрупнение предприятий розничной торговли, происходящее в последние годы совершенствование на этой основе форм торгового обслуживания и преобразования отрасли в современную индустрию сервиса. По различным оценкам более половины розничного товарооборота реализуется сегодня на основе магазинных форм продажи.
Концепция исходит из того, что общий вектор соответствия форм реализации потребительских товаров должен быть направлен на ускорение развития магазинных форм продажи товаров населению.
При этом развитие магазинных форм продажи товаров опирается на необходимость обеспечения широкого типового разнообразия сети розничных торговых предприятий.
Общими принципами развития розничной торговой сети являются:
- универсализация продовольственной торговли (за исключением товаров редкого и эпизодического спроса);
- развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
- организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;
- формирование системы так называемых «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости;
- выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;
- формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;
- восстановление розничной торговли через автоматы.
Опираясь на перечисленные принципы развития, инфраструктура розничной торговли в любой региональной модели торгового обслуживания должна обеспечивать разнообразие форм торгового обслуживания, характеризоваться разнообразием структурно-функциональных параметров торговых объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.
Разнообразие форм торгового обслуживания должно удовлетворять потребности самых широких слоев населения и может быть обеспечено лишь в условиях функционирования:
- магазинов самообслуживания;
- магазинов с традиционными формами обслуживания (через прилавок);
- магазинов салонной торговли;
- магазинов посылочной торговли;
- магазинов электронной торговли (по типу «бизнес-потребитель»);
- магазинов-автоматов.
Разнообразие розничных торговых предприятий с позиций их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:
- независимых розничных торговых организаций;
- розничных торговых организаций, принадлежащих товаропроизводителям;
- розничных торговых организаций, принадлежащих оптовым торговым организациям.
Концепция исходит из того, что формирование системы предприятий розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а также муниципальными органами является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально-ориентированной рыночной среды.
Разнообразие розничных торговых предприятий с позицией их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе торгового обслуживания:
- магазинов местного значения (находящихся в районах массового проживания населения, т.н. «спальных»);
- магазинов общесистемного значения;
- магазинов в составе торговых центров;
- магазинов вдоль автомагистралей.
Магазины местного значения или «удобные магазины» располагаются в пределах пешеходной доступности и предоставляют потребителю универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.
Типовой состав магазинов общесистемного значения, как правило, более разнообразен, они представлены как специализированными, так и универсальными магазинами, и магазинами с комбинированным ассортиментом товаров.
Особую группу розничных торговых предприятий составляют предприятия в составе торговых центров. В классификации рыночных структур торговый центр представляет собой совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единый территориальный комплекс с предоставлением в границах своей территории широкого спектра сервисных услуг. Торговые центры всегда предлагают универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, имеют тенденцию к расположению, как в центре городов, так и на пересечении крупных автомагистралей со смещением за пределы интенсивной городской застройки.
Системная организация объектов розничной торговли должна опираться не только на рациональную дифференциацию магазинов, но и на развитие внемагазинных форм продажи товаров.
Развитие внемагизинных форм продажи товаров, в основном, обусловливается эволюцией самой торговой практики в России. В связи с этим внемагазинные формы продажи должны быть преимущественно нацелены на определенные сегменты товарного рынка и с их помощью решается совершенно определенный круг задач.
Мировая торговая практика показывает, что даже в самых высокоорганизованных системах торгового обслуживания имеют место рынки и уличная торговля. Рынки, как правило, сориентированы на сезонные распродажи, реализацию изделий кустарного промысла, сельскохозяйственной продукции.
Существенное развитие в условиях рынка получает посылочная торговля. При этом решающим фактором, стимулирующим ее прогресс, является минимизация затрат, обеспечивающих процесс доведения товаров до покупателя.
Принципиально новой формой внемагазинной торговли, имеющей предпосылки для широкого распространения в отечественной торговой практике, должен стать сетевой маркетинг. Главная особенность этой системы состоит в том, что товар реализуется специально подготовленными торговыми агентами на дому, в учреждениях и организациях, на транспорте, на улице. Это позволяет резко сократить издержки обращения и обеспечить дополнительную занятость населения, не являющегося субъектами предпринимательской деятельности.
Развитие электронной техники и средств телекоммуникационной связи создает предпосылки для расширения таких форм торговли, при которых потребитель знакомится с ассортиментом, выбирает товары и делает соответствующие заказы с помощью информационно - телекоммуникационных технологий.
Целенаправленное и последовательное формирование информационно-технологического и организационно-правового обеспечения этого направления во многом расширит возможности реализации электронной торговли компаний с потребителями ("бизнес - потребитель").
2.3. Концептуальные основы формирования
инфраструктуры общественного питания
Общественное питание претерпело наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики. Серьезные деформации приобрела система предоставления горячего питания на производственных предприятиях и в учебных заведениях. Прослеживается достаточно устойчивая тенденция к свертыванию лечебно-профилактического питания на предприятиях с вредными условиями труда. Обостряется санитарно-эпидемиологическая обстановка в общественном питании.
Основными направлениями региональной политики в этой сфере являются:
- приоритетное развитие общедоступной сети предприятий общественного питания, включая сеть так называемого «быстрого питания», ориентированной на различные группы потребителей;
- восстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся профтехучилищ, колледжей, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений;
- стимулирование развития сети предприятий общественного питания, опирающихся на индустриальные методы приготовления пищи и доставляющих ее по заказам потребителей (на дом, в офис, организацию или учреждение).
- массовое развитие сети общественного питания в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, вдоль автомагистралей, на заправочных станциях, аэропортах и на вокзалах.
Формирование в регионах разветвленной сети общедоступных предприятий массового питания, с одной стороны, должно идти по пути все большей унификации их видового состава (кафе, столовая, бар, ресторан, закусочная), а с другой - по пути все большей дифференциации этих структур, с точки зрения комфортности, качества торгового обслуживания и набора предлагаемых услуг.
Наиболее перспективной моделью организации массового питания в масштабах отдельного административного или муниципального образования может стать автономное функционирование ресторанов, кафе, столовых, а также формирование добровольных контрактных объединений предприятий быстрого обслуживания на основе договоров коммерческой концессии (франчайзинг). При этом технология обслуживания и виды предлагаемой продукции в рамках каждого отдельного объединения могут существенно различаться, подчеркивая индивидуальность конкретной торговой группы.
Развитие объектов массового питания в общеобразовательных учреждениях должно осуществляться на основе специализированных производственных комплексов школьного питания. Основными элементами таких комплексов являются комбинаты школьного питания и фабрики - заготовочные, как базовые структуры комплекса, а также столовые непосредственно находящиеся в общеобразовательных учреждениях в качестве доготовочных и раздаточных объектов.
Развитие объектов массового питания в учебных заведениях может рассматриваться только в комплексе с развитием самих учебных заведений.
Такой подход предполагает учет объекта общественного питания учебного заведения на его балансе. Все вопросы улучшения питания по месту учебы должны решаться за счет федерального, региональных или муниципальных бюджетов. Данное обстоятельство, в свою очередь, потребует пересмотра общей политики выделения средств на образование.
Развитие объектов массового питания на предприятиях и в учреждениях возможно на вариантной основе. При первом варианте объекты общественного питания могут быть структурными подразделениями организаций и учреждений. При втором варианте объекты общественного питания могут функционировать как самостоятельные организации, обслуживая соответствующие коллективы на договорных началах с администрацией организации или учреждения. В любом случае принципиальное решение вопроса организации питания рабочих и служащих по месту их работы должно регулироваться соглашениями работодателя, соответствующего профсоюза и местной администрации.
Развитие объектов массового питания в различных социальных учреждениях (больницах, домах инвалидов, интернатах и т.п.) может рассматриваться только в совокупности с развитием самого учреждения. При этом независимо от схемы структурных взаимоотношений с самим учреждением, объект общественного питания должен поддерживаться возможностями местного бюджета.
На смену разъединительным и обособленческим настроениям приходит вполне осознанное стремление к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы.
Формирование интегрированных торговых систем позволяет объединить гибкость рыночной организации торговой деятельности с эффектом централизованного руководства, высокий потенциал частной инициативы с преимуществами крупной коммерческой структуры.
Внутри отрасли сформировались мощные побуждающие к интеграции мотивы, решающим из которых является усиление конкуренции как со стороны зарубежных поставщиков услуг, так и между отечественными предпринимателями.
Анализ современных тенденций развития интеграционных процессов на потребительском рынке страны показывает, что это движение будет происходить по достаточно традиционной схеме - от простых моноотраслевых объединений к сложным межотраслевым.