Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 21:23, курсовая работа
1. Современные тенденции развития потребительского рынка и основные цели реорганизации внутренней торговли.
2. Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры.
2.1. Концептуальные основы формирования инфраструктуры оптовой торговли.
2.2. Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли.
2.3. Концептуальные основы формирования инфраструктуры общественного питания.
2.4. Развитие интеграционных процессов в торговле.
3. Идеология, принципы и содержание государственного регулирования торговли.
4. Концептуальные основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг.
5. Правовое обеспечение развития торговли.
6. Основы формирования единой информационной системы внутренней торговли.
С учетом анализа мировой торговой практики можно предположить, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объединений, как цепные торговые организации, кооперативные объединения торговых структур, добровольные оптово-розничные цепи.
Цепные торговые организации, как вид добровольного объединения, в принципиальном плане могут формироваться как в оптовом, так и в розничном звене торговли. Однако наиболее характерной структурой они должны стать для розничного звена, включая массовое питание.
Сущность данного объединения состоит в том, что крупное торговое предприятие заключает договор с малыми или средними торговыми структурами, на основе которого последние в качестве филиалов или самостоятельных единиц получают право на реализацию определенных видов товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой головного предприятия.
Кооперативные объединения торговых структур или объединения ассоциативного типа в отличие от цепных объединений стремятся обеспечить собственную стабильность не за счет использования известной торговой марки какого-либо головного предприятия, а на основе формирования образа новой торговой группы с одинаковой концепцией торгового развития (магазины со смешанным ассортиментом и невысокими ценами, магазины специализированные с особыми формами торгового обслуживания, универсальные магазины, предлагающие новые формы торгового обслуживания и т.п.).
Принципиальной особенностью работы таких объединений является опора на согласование и централизацию выполнения наиболее важных функций своей хозяйственной политики: согласование закупочно-сбытовой политики и централизация функций товароснабжения.
В массовом питании кооперативные объединения наиболее целесообразны при организации обслуживания в общеобразовательных учреждениях. При этом предприятия-доготовочные в школах, там где это необходимо, могут учреждать на договорной основе заготовочные структуры.
Оптово-розничные объединения призваны координировать функции оптовой и розничной торговли на принципах общей коммерческой стратегии унифицированного товарного ассортимента, общей сбытовой политики.
Вместе с тем рассмотренные варианты интегрирования торговых структур не исчерпывают проблемы в целом. Это связано с тем, что они лишь несколько смягчают действие таких разрушающих потребительский рынок факторов, как неплатежи и обусловленная этим распространенная практика предоплаты за товары, неэффективная система кредитования и недостаток собственных оборотных средств.
Кардинальное решение проблемы возможно лишь при более глубокой и широкой интеграции - объединении торговых структур с товаропроизводителями и финансовыми организациями.
Создание единых хозяйственных комплексов - торгово-финансово-промышленных групп, является обоюдовыгодным для всех участников и поднимает процесс структурной перестройки торговли на качественно новый уровень.
Мировой опыт и отечественная практика формирования финансово-промышленных групп дают основания предполагать, что наиболее существенное влияние создание торгово-финансово-промышленных групп способно оказать:
- в области структурной перестройки торговли с целью ликвидации сложившегося дисбаланса развития ее отдельных звеньев;
- в области резкой активизации внутреннего потенциала хозяйственных структур, вошедших в группу, и создания на этой основе механизмов их самофинансирования, повышения их инвестиционной активности на потребительском рынке;
- в области появления новых технологий оптово-складских и коммерческих операций, а также оказания транспортно-экспедиционных услуг по перевозке торговых грузов с минимальными затратами, в максимально короткие сроки, с рациональным использованием подвижного состава.
Концепция исходит из того, что интеграционные процессы в торговле могут получить логическую завершенность лишь тогда, когда объединение торговых структур на коммерческой основе будет дополняться их объединением в различные формы некоммерческих организаций в соответствии с Законом РФ «О некоммерческих организациях».
Создание таких объединений обоюдовыгодно как для предпринимателей, получающих возможность консолидированной защиты своих прав, так и для государства в целях защиты прав потребителей, и профсоюзных органов, защищающих интересы наемных работников в торговле.
III. Идеология, принципы и содержание
государственного регулирования торговли
В ходе реформирования экономики проделана немалая работа по созданию механизма рыночного взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней и субъектов торговой деятельности. Переход от всеобъемлющей государственной монополии в области торговли к рыночным принципам ее организации составляет сегодня один из важнейших институционных сдвигов в современной реформирующейся экономике страны.
Концепция исходит из того, что в условиях свободной экономики вмешательство государства в развитие экономических процессов на потребительском рынке допустимо лишь для устранения возникающих отрицательных последствий вследствие нежелательного смещения направлений его развития.
Основной функцией государства должно стать экономическое регулирование.
Стратегической целью регулирования является создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность.
Основными задачами системы регулирования торговли должны стать формирование конкурентной среды; защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя; стимулирование иностранных инвестиций в сферу торговли; обоснование отраслевых особенностей налогообложения; кредитования; квотирования; защита прав и соблюдение интересов потребителей; стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания; развитие и укрепление нормативно-правовой базы в торговле; поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд.
Идеология государственного регулирования торговли опирается на фундаментальные основы формирования многоукладной, социально ориентированной экономики.
При этом концепция исходит из того, что в отрасли будут существовать три основные группы торговых предприятий в роли объектов государственного регулирования:
- торговые предприятия, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов, предназначенных для снабжения спецконтингента и потребителей мест досрочного завоза;
- торговые предприятия, стабильно работающие по генеральным соглашениям с органами исполнительной власти всех уровней и создающие своеобразную зону стратегического контроля исполнительной власти на потребительском рынке;
- торговые предприятия, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования.
Для того, чтобы система государственного регулирования торговли была устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосударственными структурами по вопросам развития торговли, а также строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях.
Механизм государственного регулирования опирается на следующие принципы:
- сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию;
- обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- необходимость централизации определенного комплекса организационно-экономических функций;
- четкое разграничение макро- и микроуровней в системе государственного регулирования.
Общее содержание государственного регулирования должно опираться на понимание того, что на любом уровне системы должны выполняться предусмотренные законодательством разрешительные, контрольно-запретительные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке предпринимательства, формированию и реализации научно-технической политики и кадрового обеспечения.
Задачами федерального уровня должны стать таможенное, валютное и финансовое регулирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, совершенствование правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, формирование информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.
Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспечивать реализацию принципов совместного ведения по вопросам торгового обслуживания, а с другой - формировать орган управления, координирующий создание региональной торговой политики.
В связи с этим основными задачами региональных органов государственного регулирования должны стать:
формирование приоритетов региональной торговой политики;
обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне;
укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм;
создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке;
развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры;
обеспечение соблюдения прав потребителей.
Непосредственным исполнителем функций государственного регулирования торговли является муниципальный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; рациональное размещение торговых объектов по территории муниципального образования.
IV. Концептуальные основы обеспечения
безопасности и качества товаров и услуг
Рыночная экономика предполагает построение четко скоординированной системы контролирующих и надзорных органов исполнительной власти на потребительском рынке.
Национальная система обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должна опираться на апробированные мировой практикой принципы:
- организация контроля при постановке и выходе продукции с производства;
- организация внутрифирменного контроля на стадии оптового оборота товара;
- организация контроля на стадии конечной реализации товаров;
- четкое закрепление конкретных сфер контроля за соответствующими органами государственной власти, обеспечивающее единство прав и ответственности контролирующих органов и определение сферы их взаимодействия.
Стратегической целью национальной системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должно стать создание механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции, вызванной недостоверностью измерений и информации о потребительских свойствах товаров, а также нарушениями различных нормативных документов.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- государственного регулирования в области обеспечения безопасности товаров и услуг для жизни и здоровья человека, окружающей среды и имущества потребителей;
- совершенствования механизмов экономического регулирования в области обеспечения качества товаров и услуг;
- создания и развития системы информационных услуг о качестве и безопасности товаров и услуг;
- развития образования и просвещения населения в вопросах качества и безопасности товаров и услуг.
Создание действенного правового механизма в области обеспечения безопасности и качества товаров и услуг подразумевает пересмотр и приведение в соответствие с законодательством Российской Федерации и ее международными обязательствами государственных нормативных актов, разработку нормативных актов, устраняющих пробелы в регулировании различных сфер обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, ликвидацию дублирования положений, определяющих компетенцию контролирующих органов, обеспечение согласования национального законодательства с межправительственными соглашениями.
Важным элементом совершенствования контроля качества и безопасности товаров и услуг должно стать формирование единой информационной системы.
Целевым назначением системы должно стать оперативное доведение до органов исполнительной власти информации, необходимой для принятия экстренных и эффективных мер по вопросам обеспечения безопасности и качества потребительских товаров.
Информационная система должна формироваться как единый программно-информационный центр, опирающийся на информационные потоки локальных систем уже существующие в сфере контроля безопасности и качества товаров и услуг информационно-аналитические системы.
Для обеспечения свободной ориентации потребителя в вопросах безопасности и качества реализуемых товаров необходимо в полной мере задействовать возможности негосударственных организаций - торгово-промышленных палат, обществ потребителей, объединений предпринимателей, саморегулирующихся организаций. При этом основные направления их работы должны быть нацелены на объективную оценку репутации товаропроизводителей на основе учета и анализа потребительских рекламаций, массовое распространение данных о сравнительных характеристиках конкурирующих товаров, полученных на основе профессионально выполненных испытаний, проведение различных экспертиз по заявкам потребителей, правовая поддержка потребителей в вопросах защиты их прав в судах.
В ближайшие годы должны быть осуществлены меры по формированию системы саморегулирования предприятий, которая включает:
поэтапный переход на преимущественное подтверждение соответствия товаров и услуг установленным требованиям посредством принятия их изготовителем (исполнителем) заявления-декларации;