Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 21:30, контрольная работа
Представления о содержании управленческой деятельности и методах ее реализации неоднократно претерпевали существенные изменения и эволюционировали вслед за развитием общественных отношений, совершенствованием технологий производства, появлением новых видов связи и обработки информации. Взгляды на управление принципиально отличались в различных социально-политических системах, в которых они разрабатывались и создавались. Современная управленческая практика рассматривает в качестве основных три взаимосвязанные составляющие: задачи, человека и управленческую деятельность.
Введение
1. Концепция стратегического управления персоналом.
1.1. Анализ концепций управления персоналом
1.2. Концепция использования трудовых ресурсов
1.3. Концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами
2. Развитие компетенции персонала в условиях стратегического управ-
ления.
3. Задачи
Заключение
Список литературы
- Управление персоналом. Научной основой этой концепции, развивавшейся с 30-х гг., была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль — должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).
- Управление человеческими ресурсами. Человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как не возобновляемый ресурс - элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов: трудовой функции, социальных отношений, состояния работника. В отечественной практике эта концепция используется фрагментарно и в годы перестройки получила название «активизация человеческого фактора».
- Управление человеком. В соответствии с этой концепцией человек — особый объект управления, который, однако, не может рассматриваться только как «ресурс».
Анализ концепций, их отражение
в практике работы организаций позволяют
по-разному систематизировать
Например, противопоставляя два взгляда на роль человека в производстве:
• человек как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческий) - важный элемент процесса производства и управления;
Классификация концепций управления персоналом
Система |
Человек — Ресурс |
Человек — Личность |
Экономическая |
Управление трудовыми ресурсами (Human Labour Management) |
Управление персоналом (Personnel Management) |
Социальная |
Управление человеческими |
Социальный командный менеджмент (Social Management) |
• человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями — главный субъект управления. Другой подход — с позиции теории подсистем:
- экономические, в которых главенствуют проблемы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, а персонал, исходя из этого, рассматривается как трудовой ресурс;
- социальные, в которых главенствуют вопросы отношений, социальные группы, духовные ценности, аспекты всестороннего развития личности, а персонал рассматривается как главная система, состоящая из неповторимых личностей.
1.2. Концепция использования трудовых ресурсов
Экономический подход к управлению дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В сущности организация рассматривается как набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо.
Так, метафора организации как машины сформировала взгляд на человека, как на деталь, винтик в механизме, по отношению к которому возможно использование трудовых ресурсов.
Среди основных принципов концепции использования трудовых ресурсов можно выделить следующие:
• обеспечение единства руководства - подчиненные получают приказы только от одного начальника;
• соблюдение строгой управленческой вертикали - цепь от начальника к подчиненному спускается сверху вниз по всей организации и используется как канал для коммуникации и принятия решения;
• фиксирование необходимого и достаточного объема контроля — число людей, подчиненных одному начальнику, должно быть таким, чтобы это не создавало проблемы для коммуникации и координации;
• соблюдение четкого разделения штабной и линейной структур организации — штабной персонал, отвечая за содержание деятельности, ни при каких обстоятельствах не может осуществлять властных полномочий, которыми наделены линейные руководители;
Подход |
Метафора организации |
Концепция управления персоналом |
Основные задачи управления персоналом |
Экономический |
Механизм |
Использование трудовых ресурсов |
Отбор способных работников, стимулирование, нормирование труда |
Органический |
Личность Мозг |
Управление персоналом Управление человеческими ресурсами |
Изучение специфики потребностей, разработка различных программ, ориентированных на разные уровни потребностей (физиологический, потребность в безопасности, потребность в общении, потребности в получении профессионального признания, потребность в самореализации) Обучение персонала — углубление как специализации, так и универсализации, создание условий для максимальной самоорганизации сотрудников |
Гуманистический |
Культура |
Управление человеком |
Адаптация, развитие культуры
организации — задание |
• обеспечение дисциплины - подчинение, исполнительность, энергия и проявление внешних знаков уважения должны осуществляться в соответствии с принятыми правилами и обычаями.
1.3. Концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами
В рамках органической парадигмы последовательно сложились концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами.
Акцентирование внимания на человеческом ресурсе способствовало рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде. В этой связи использовались, как минимум, две аналогии (метафоры), способствовавшие развитию нового взгляда на организационную реальность. Первая, исходившая из отождествления организации с человеческой личностью, ввела в научный оборот такие ключевые понятия, как цели, потребности, мотивы, а также рождение, взросление, старение и смерть или возрождение организации. Организация как личность, где каждый человек - самостоятельный субъект, обладающий собственными целями, ценностями, представлениями о правилах поведения. По отношению к такому активному субъекту - партнеру организации в достижении ее целей - возможно лишь управление путем постановки согласованных с ним целей. А для этого надо хорошо представлять себе специфику потребностей, основную ориентацию человека.
Вторая, приняв в качестве образца для описания организационной реальности функционирование человеческого мозга («организация как мозг, перерабатывающий информацию»), позволила взглянуть на организацию как на собрание частей, соединенных линиями управления, коммуникации и контроля. По отношению к такой сложной системе можно говорить лишь об управлении ресурсами, направленном на оптимальное использование имеющегося потенциала в процессе достижения поставленных целей.
Иллюстрацией первой возможности является использование положений теории мотивации А. Маслоу в качестве основы для выделения направлений и содержания деятельности по управлению персоналом.
Аналогия с мозгом в отличие от аналогии с механизмом позволила совершенно иначе представить как организационную реальность в целом, так и управление персоналом в частности. Главный секрет мозга — не дифференциация в узкая специализация, а системность и комплексность, для которых важны связи, в каждый
Соответствие деятельности по управлению персоналом доминирующим потребностям личности (согласно теории мотивации А. Маслоу) момент, создаваемые в избыточном количестве
Доминирующая потребность |
Деятельность по управлению персоналом |
Само актуализация Самоуважение Социальные потребности Потребность в безопасности Физиологические потребности |
Побуждение служащих к максимальной вовлеченности в процесс труда и управления Превращение работы в главное средство самовыражения служащих Работа должна находиться в зоне устремлений работника, обеспечивая его автономию, ответственность и развивая само идентичность Работа должна позволять общаться с коллегами и ощущать нужность людям Работа должна позволять
сотрудникам ощущать свою защищенность,
для чего необходимо осуществлять программы
пенсионного и социального Работа должна обеспечивать возможность восстановления затраченной работником энергии - заработной платы и других видов материального вознаграждения должно хватать по крайней мере на восстановление работоспособности |
Отсюда можно сформулировать следующие принципы структурирования организации:
• Создавайте множественные связи между частями организации (причем избыточные).
• Развивайте одновременно и специализацию персонала, и его универсализацию (не забывая о том, насколько все должны знать и уметь делать все).
• Создавайте условия для самоорганизации каждого работника и коллектива в целом.
• Необходимо делать акцент на окружающей среде, в которой живет организация.
2. Развитие компетенции персонала в условиях стратегического управ-
ления.
При описании вариантов стратегического развития организации достаточно часто использовался термин компетенция, который является центральным понятием всей концепции управления персоналом и персонал-стратегии.
В 1982 г. в США вышло теоретическое исследование В. Макелвила, в котором было показано, что сутью организации, ее сердцевиной является располагаемый набор компетенции всех работников.
Понятие компетенция позже было использовано в работах Г. Каннака (Франция), который доказывал необходимость для организации развивать компетенцию каждого работника для успеха всей деятельности.
Каннак определил компетенцию фирмы как рациональное сочетание знаний и способностей, рассматриваемых на небольшом промежутке времени, которыми обладают работники данной организации.
В этой связи управление персоналом может быть представлено как управление компетенцией предприятия с реализацией практики ее приобретения, стимулирования и развития.
В 1985 г. М. Бомензат предложил под компетенцией понимать совокупность следующих факторов.
Отсюда возникают три основные задачи управления персоналом для внедрения стратегии организации и стратегии УП.
1. Приобретение компетенции. В рамках этой задачи управление персоналом обеспечивает организацию компетенциями, которые необходимы для реализации ее стратегии.
Выявление потребностей организаций
в соответствующей компетенции
предполагает внедрение системы
прогнозирования человеческих ресурсов,
назначение которой в том, чтобы
определить в качественном и количественном
выражении потребность в
Вместе с тем для
(1) располагать четким описанием
всех должностей и всех
(2) определить необходимый состав компетенции под каждую из должностей;
(3) провести анализ взаимосвязи
между должностями по
Только после внедрения необход
2. Стимулирование компетенции. Приобретенные компетенции не принесут никакой пользы, если специалисты, которые ими обладают, не заинтересованы реализовать их с максимальной отдачей (эффективностью).
Задачи управления персоналом состоят в оптимизации результативности его действий, зависящей от мотивации и компетенции.
Известный американский психолог В. Врум предложил интересную формулу:
результативность = f (компетенция х мотивация).
На практике решение этой задачи предполагает:
1) создание в организации гибкой системы вознаграждения, справедливой и мотивирующей,
2) внедрение систем оценки результатов деятельности работников;
3) развитие партисипативного
4) улучшение условий их труда.
Важно, чтобы действующая система управления персоналом обеспечила соответствие между требуемыми для реализации основной задачи фирмы компетенциями и сотрудниками, носителями этих компетенции.
3. Развитие компетенции. Данная задача управления персоналом является одной из основных для реализации выбранной стратегии. Речь идет о создании условий развития компетенции, определенных в качестве базовых для внедрения стратегии.
Достаточно часто развитие компетенции
оказывается синонимом
Вместе с тем практика внутреннего передвижения специалистов в организации и управления карьерой позволяет органам управления персоналом структурировать развитие компетенции.
Управление компетенцией представляет собой:
1) процесс сравнения
Информация о работе Концепция стратегического управления персоналом