Конкурентноспособность предприятий горной промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Следует заметить, что данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности. Часто у руководства бытует заблуждение, что конкуренты давно знакомы и нет необходимости отслеживать ситуацию в отрасли.

Содержание работы

1.
Введение………………………………………………………
стр. 3-4
2.
Основная часть


2.1
Понятие конкуренции и
конкурентоспособности ………………………………..

стр. 5-7

2.2
Конкурентоспособность фирмы (предприятия)……………………………………………

стр.7-8

2.3
Конкурентоспособность товара ………………………..
стр. 8-10

2.4
Качество - важнейший фактор
конкурентоспособности товара ………………………..

стр. 10-12

2.5
Возможности повышения
конкурентоспособности ………………………………..

стр. 12

2.6
Уровень квалификации персонала
и менеджмента …………………………………………..

стр. 12-14

2.7
Производительность труда
и трудоемкость ………………………………………….

стр. 14-17

2.8
2.9
Виды стратегий …………………………………………
Конкурентный потенциал ……………………………...
стр. 17-21
стр. 22-23
3.
Заключение…………………………………………………...
стр. 24-25
4.
Список литературы

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 51.98 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Введение………………………………………………………

стр. 3-4

2.

Основная часть

 
 

2.1

Понятие конкуренции и 

конкурентоспособности ………………………………..

 

стр. 5-7

 

2.2

Конкурентоспособность фирмы (предприятия)……………………………………………

 

стр.7-8

 

2.3

Конкурентоспособность товара ………………………..

стр. 8-10

 

2.4

Качество - важнейший фактор

конкурентоспособности товара ………………………..

 

стр. 10-12

 

2.5

Возможности повышения 

конкурентоспособности ………………………………..

 

стр. 12

 

2.6

Уровень квалификации персонала 

и менеджмента …………………………………………..

 

стр. 12-14

 

2.7

Производительность  труда

и трудоемкость ………………………………………….

 

стр. 14-17

 

2.8

2.9

Виды стратегий …………………………………………

Конкурентный потенциал ……………………………...

стр. 17-21

стр. 22-23

3.

Заключение…………………………………………………...

стр. 24-25

4.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

Россия - часть мировой  экономики, и это свершившийся факт.

Промышленность - основа экономического потенциала страны. Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом.

Конечная цель всякой фирмы  — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм.

В процессе перехода к рынку, предприятия столкнулись со многими  проблемами выживания. Полный доступ к  внешней среде принес не столько  новые возможности, сколько новые  проблемы эффективного функционирования предприятия на рынке. В современных  условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями  и рычагов повышения конкурентоспособности. С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции  появился подход к обеспечению конкурентоспособности  предприятий, основанный на стратегиях конкуренции.

Следует заметить, что данный подход позволяет провести анализ достигаемых  конкурентных преимуществ предприятия, но не дает точного количественного  выражения результатов оценки и  поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения  конкурентоспособности.      Часто у руководства бытует заблуждение, что конкуренты давно знакомы и нет необходимости отслеживать ситуацию в отрасли. Это заблуждение приводит к тому, что предприятие застывает на определенном этапе развития. Из-за того, что конкурентное положение четко не определяется, руководство начинает понимать, что что-то идет не так только после явного снижения объемов продаж. В данной ситуации, как правило, предпринимаются попытки наладить сбыт поиском все новых и новых рынков сбыта для своей продукции, тогда как ее жизненный цикл, например, вследствие развития технологии у конкурентов уже находится на стадии остаточного спроса.

Большинство новичков сосредотачивается  на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов

Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

Покупатель — главный  оценщик товара.

Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно

вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это

философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:

- понимание нужд потребителя и тенденций их развития;

- знание поведения и возможностей конкурентов;

- знание состояния и тенденций развития рынка;

- знание окружающей среды и ее тенденций;

- умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

2. Основная часть.

 

2.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности

Понятие конкуренции, как  и маркетинга, многозначно, поэтому  универсального ее определения не существует. Конкуренция - это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия  производства и сбыта товаров  для получения на этой основе максимально  возможной прибыли. Одновременно конкуренция - это и механизм автоматического  регулирования пропорций общественного  производства.

Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно возникает  из рынка и одновременно служит непременным  условием его существования и  развития.

Конкурентные тенденции  на развитом рынке, как показывает практика, существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. Победителями в конкуренции оказываются и  крупные, и мелкие, и сильные, а  порой и слабые фирмы. Монополия  не вытесняет конкуренцию, поскольку  борющиеся между собой фирмы  являются весьма разными. Нельзя свести конкуренцию лишь к борьбе сильного против слабого - в таком случае сверхмощные  монополии действительно вытеснили  бы всех более слабых соперников.

В реальности конкуренция  имеет более сложную основу. Каждому  типу хозяйственных единиц присущи  свои особенности: у ведущих мощных монополий - это сила, у мелких фирм - гибкость, у специализированных компаний - приспособленность к особым сегментам  и «нишам» рынка, у фирм-новаторов - преимущества первооткрывателей и  т.д. В конкретных рыночных ситуациях  решающее преимущество получает то одно, то другое качество. Для участников рыночных отношений, и в первую очередь  для товаропроизводителей, конкуренция  носит объективно принудительный характер, заставляя их систематически применять  новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые товары. Иначе говоря, конкуренция систематически заставляет снижать индивидуальные издержки производства, экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства. Деятельность любой хозяйственной единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю: внутреннему непосредственному контролю в рамках фирмы и внешнему опосредствованному контролю на рынке со стороны фирм-конкурентов, через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жесткой, но беспристрастной. Беспристрастность и объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяется тем, что в конечном счете эту оценку проводит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдает предпочтение товарам того или иного конкурента.

Конкуренция - это самый  эффективный и дешевый метод  экономического контроля, ибо стоит  обществу минимальных затрат. Такого рода контроль, как упоминалось, постоянно  заставляет производителя сокращать  издержки производства и цены, увеличивать  объем сбыта, бороться за заказы и  потребителя, улучшать качество продукции. Однако не всякая конкуренция способствует эффективному функционированию рынка - недобросовестная конкуренция оказывает  негативное воздействие на экономику.

Закон РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» запрещает  недобросовестную конкуренцию, для  которой характерно распространение  ложных, неточных и искаженных сведений, способных нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам; самовольное  использование товарных знаков фирменных  наименований, маркировки и внешнего оформления товаров других фирм; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, коммерческой и иной информации без согласия ее владельцев.

С конкуренцией неразрывно связана конкурентоспособность (КСП) товара, фирмы-товаропроизводителя, отрасли, национальной экономики.

Универсального, общепринятого  определения КСП не существует. Обычно под КСП понимается способность  экономики страны, отрасли, хозяйственной  единицы опережать соперника  в достижении поставленных экономических  целей.

Важнейший показатель КСП  экономического объекта любого уровня - наличие у него конкурентных преимуществ, то есть качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников.

 

2.2 Конкурентоспособность фирмы (предприятия)

КСП фирмы (предприятия) - это  возможность эффективной хозяйственной  деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного  рынка. Реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у фирмы  средств, включая маркетинговые. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных  товаров и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости фирмы, ее умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.

Иначе говоря, показатель КСП  для любой фирмы отражает совокупные итоги работы практически всех ее подразделений (т.е. состояние ее внутренней среды), а также ее реакцию на изменения  внешних факторов воздействия.

Конкурентные преимущества фирмы можно разделить на две  категории: «превосходство в умении»  и «превосходство в ресурсах». Первая категория обусловлена эффективностью работы маркетологов и сбытовиков и  включает в себя ноу-хау в исследованиях  и проектировании, умелое использование  возможностей маркетинга, умение организовать стимулирование сбыта, инициативность всех звеньев производственно-бытовой деятельности.

Разнообразными могут  быть и ресурсы, способствующие возникновению  преимуществ в конкуренции: доступ к сырью, энергии, комплектующим; финансы, кадровый состав и его квалификация; производственные возможности, требующие  небольших затрат; наличие развитой системы научно-технического, производственного, коммерческого сотрудничества.

 

2.3 Конкурентоспособность товара

КСП товара - совокупность качественных и стоимостных (ценовых) характеристик  товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособен тот товар, комплекс потребительских и стоимостных  характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. его способность  быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих  товаров-аналогов. КСП товара - это  синтетический показатель, отражающий степень эффективности многих факторов: конструкторского бюро, производственной деятельности фирмы, ее смежников, работы службы маркетинга, посреднического  звена и др. Однако КСП товара на рынке - это не только его высокое  качество и технический уровень, но и умелое маневрирование товаром  в рыночном пространстве и во времени, а главное - максимальный учет требований рынка, конкретных групп покупателей. КСП товара предполагает очень быструю  реакцию поставщика на требования рынка  и поведение покупателей. Необходимо не только произвести товар требуемой  потребительской ценности в необходимых  количествах и вовремя доставить  его потребителям, но и обеспечить его сервис на мировом уровне. Отметим  также, что несмотря на тесную взаимосвязь  между понятиями «конкурентоспособность»  и «качество», «конкурентоспособность»  и «технический уровень», они неравнозначны.Понятие  конкурентоспособность существенно шире понятий «качество» и «технический уровень» товара, хотя последние являются важнейшей составной частью КСП товара. Кроме того, если качество продукта в каждый небольшой отрезок времени представляет собой определенную неизменяемую совокупность его свойств, то КСП товара может значительно меняться при его неизменных характеристиках в зависимости от изменения таких важнейших факторов, как условия реализации, спроса и предложения, поведение конкурентов.

КСП товара, т.е. возможность  коммерчески выгодного его сбыта  на конкурентном рынке, можно определить, только сравнивая товар с конкурентами-аналогами. Иными словами, КСП - понятие относительное, четко соотносящееся с конкретным (целевым) рынком и временем продажи. Поскольку каждый покупатель имеет  индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, КСП приобретает  еще и индивидуальный оттенок. Этим, однако, не исчерпывается понятие  КСП. Число ее параметров зависит  от вида и сложности продукта в  техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой  точности оценки, цели исследования и  других внешних факторов.

Особое место в обеспечении  и поддержании КСП товара занимает сервис - при его отсутствии товар  теряет потребительскую ценность (или  часть ее), становится неконкурентоспособным  и отвергается потребителем. Напротив, хорошо отлаженный сервис, во-первых, помогает изготовителю формировать перспективный, достаточно стабильный рынок для  своих товаров, во-вторых, повышает КСП товара, в-третьих, сам по себе является довольно прибыльным делом, в-четвертых, - это непременное условие высокого авторитета (имиджа) товаропроизводителя.

Информация о работе Конкурентноспособность предприятий горной промышленности