Конкурентноспособность предприятий горной промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Следует заметить, что данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности. Часто у руководства бытует заблуждение, что конкуренты давно знакомы и нет необходимости отслеживать ситуацию в отрасли.

Содержание работы

1.
Введение………………………………………………………
стр. 3-4
2.
Основная часть


2.1
Понятие конкуренции и
конкурентоспособности ………………………………..

стр. 5-7

2.2
Конкурентоспособность фирмы (предприятия)……………………………………………

стр.7-8

2.3
Конкурентоспособность товара ………………………..
стр. 8-10

2.4
Качество - важнейший фактор
конкурентоспособности товара ………………………..

стр. 10-12

2.5
Возможности повышения
конкурентоспособности ………………………………..

стр. 12

2.6
Уровень квалификации персонала
и менеджмента …………………………………………..

стр. 12-14

2.7
Производительность труда
и трудоемкость ………………………………………….

стр. 14-17

2.8
2.9
Виды стратегий …………………………………………
Конкурентный потенциал ……………………………...
стр. 17-21
стр. 22-23
3.
Заключение…………………………………………………...
стр. 24-25
4.
Список литературы

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 51.98 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем любой  товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал  КСП. Этот процесс можно замедлить  и даже временно задержать, но остановить его невозможно. Поэтому новый  товар проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери КСП прежним продуктом. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной. Особое внимание уделяется не столько улучшению технических параметров продукта, сколько снижению цены его потребления - как свидетельствует мировая практика, именно этот параметр зачастую становится решающим для коммерческого успеха нового товара, хотя он продается по существенно более высокой цене.

Поскольку КСП - это ключ к рыночному успеху товара и его  производителя, а решение проблемы КСП - самая сложная задача в деятельности любой фирмы-товаропроизводителя, требующая  согласованной, целенаправленной работы всех подразделений при лидирующей роли службы маркетинга, особым направлением деятельности фирмы является разработка стратегических подходов к решению  этой проблемы.

Особое внимание при разработке стратегий КСП уделяется созданию конкурентных преимуществ (желательно подавляющих) Другое важное направление  в стратегии КСП - достижение экономического превосходства над конкурентами посредством снижения издержек производства, сбыта, транспортирования продуктов, повышения эффективности проводимых НИОКР, рекламы, маркетинговой деятельности в целом. Существенное внимание уделяется  фактору транспортных издержек, которые  в совокупных издержках могут  составить (в зависимости от вида товара) 10–50% и более. Стратегия повышения  КСП фирмы обязательно должна учитывать уровень КСП страны в соответствующих областях, прямо  или косвенно воздействующих на КСП  фирмы.

 
2.4 Качество - важнейший фактор конкурентоспособности товара

Качество, как и его  понятие, прошло долгий путь в своем  развитии. Оно развивалось одновременно с развитием множества общественных потребностей и возрастанием возможностей общества по их удовлетворению. Особенно динамично процесс развития и изменения сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия.

В соответствии с определением Международной организации по стандартизации качество - это совокупность свойств  и характеристик продукта, которые  придают ему способность удовлетворять  обусловленные или предполагаемые потребности. Будучи продуктом труда, качество товара неразрывно связано  как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью.

Потребителя интересует не природа продукта труда как такового, а то, что продукт, становящийся товаром, обладает нужными свойствами, которые  являются объектом потребления. Предметом  потребления могут быть продукты, способ потребления, конструкция, назначение которых различны. Один и тот же продукт может обладать множеством разных свойств и быть пригодным  для разных способов использования. В свою очередь, совокупность свойств, присущих отдельному продукту, выделяет его из множества аналогичных  товаров, поэтому с экономической  точки зрения качество товара - характеристика его способностей удовлетворять  ту или иную потребность. Сам предмет  потребления представляет собой  не что иное, как набор полезных свойств продукта труда, и только совокупность определенных свойств  делает продукт предметом потребления. При наличии строго определенной конкретной потребности каждый предмет  потребления, кроме способности  удовлетворять эту потребность, характеризуется и тем, насколько  полно он это делает, т.е. степенью полезности.

КСП товара определяется в  отличие от качества совокупностью  только тех конкретных свойств, которые  представляют явный интерес для  данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной конкретной потребности  прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу сказанного товар с более высоким уровнем  качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысилась его  стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного  интереса для основной группы его  покупателей.

Качество - категория, присущая не только рыночной экономике. КСП товара носит более динамичный и изменчивый характер. При неизменности качественных характеристик товара его КСП  может меняться в сравнительно широком  диапазоне, реагируя на изменение конъюнктуры, действия конкурентов и конкурирующих  товаров, колебания цен, воздействие  рекламы и другие внешние по отношению  к данному товару факторы.

Качество - это главный  фактор КСП товара. Низкокачественный  товар обладает и низкой КСП, равно  как товар высокого качества - это  высококонкурентный товар.

 

2.5  Возможности повышения конкурентоспособности.

Горная промышленность относится  к трудоемкой отрасли. Кадры горной промышленности являются активной частью производственных сил, и от степени  их подготовки, оптимальности и уровня обеспеченности организации, их стабильности зависит эффективность работы каждого предприятия, а так же его конкурентноспособность.

Существенное значение для  организации производства имеет  квалификационный состав кадров. Изменение  уровня квалификации рабочих отражает изменения, происходящие в структуре  производственного процесса, в технической  его базе.

 

2.6 Уровень квалификации персонала и менеджмента

Одним из важнейших факторов, определяющих потенциал российских предприятий, является уровень квалификации персонала.

Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка. Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности российских предприятий.

Уровень квалификации менеджмента  играет наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятий. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый - повышение квалификации существующих управляющих, и второй - замена управляющих новыми, более квалифицированными. Замена управляющих, на первый взгляд, наиболее простой и эффективный путь. Однако опыт показывает, что это не совсем верно. Во-первых, сегодня непросто подобрать квалифицированного менеджера, способного действовать в существующих условиях, тем более, проводить изменения, требующие серьезных знаний и опыта управления в условиях рынка. Попытки создания в стране класса антикризисных управляющих, посредством обучения всех желающих на интенсивных краткосрочных курсах, не принесли ожидаемых результатов. Квалифицированных менеджеров с опытом антикризисного управления в России не существует, им просто неоткуда взяться.

В нашей стране существует не более нескольких десятков предприятий, управляющие которых успешно преодолели кризис и создали системы менеджмента, полностью отвечающие требованиям рыночной экономики. Попытки привлечения иностранных менеджеров часто не оправдывают себя вследствие существенных культурных различий и особенностей российского менталитета.

Более реальным способом решения  проблемы квалификации менеджмента является переподготовка существующих управляющих и создание механизмов естественной ротации кадров, несмотря на то, что это более эволюционный и длительный процесс. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: руководитель высшего звена предприятия не имеет возможности оставить предприятие на длительный период времени; базовый уровень образования руководителей предприятий высок, и это определяет их способность быстро и легко осваивать новые знания и навыки.  

Учитывая вышесказанное, переподготовка действующих руководителей предприятий может осуществляться преимущественно двумя способами: во-первых, это интенсивные, практически ориентированные учебные курсы (тренинги), во-вторых, - обучение в процессе реформирования предприятия при содействии профессиональных консультантов по управлению.

Важными условиями для  решения проблемы эффективного менеджмента и создания механизмов естественной ротации кадров предприятий является наличие, с одной стороны, системы контроля и ответственности, а с другой - системы мотивации.

Контроль эффективности  менеджмента должны осуществлять собственники предприятия. К сожалению, в результате приватизации так и не была достигнута главная цель - создание ответственного и эффективного собственника. Тем более что многие руководители предприятий одновременно являются ключевыми управляющими, что делает процедуру контроля со стороны акционеров бессмысленной. С другой стороны, налоговое законодательство провоцирует руководителей предприятий на сокрытие доходов. Следовательно, применение таких методов мотивации менеджмента как опционы, премиальные от прибыли и доли в капитале в российских условиях практически не работают.

 

2.7 Производительность труда и трудоемкость

Производительность труда -- важнейший экономический показатель, служащий для определения результативности (продуктивности) трудовой деятельности как отдельного работника, так и  коллектива предприятия.

Производительность труда  измеряется сопоставлением результатов  труда в виде объема произведенной  продукции с затратами труда. В зависимости от прямого или  обратного отношения этих величин  существует два показателя: выработка  и трудоемкость.

Наиболее распространенным и универсальным показателем  является выработка продукции. Она  определяется отношением количества производимой продукции к затратам рабочего времени  на производство этой продукции (Q/T). В  зависимости от того, в каких единицах выражены затраты рабочего времени (количестве отработанных человеко-часов, человеко-дней, среднесуточной численности  промышленно-производственного персонала), различают показатели часовой, дневной  и выработки на одного работника (ППП).

В зависимости от единицы  измерения объема производства различают  три метода определения выработки: натуральный, стоимостный и трудовой.

Натуральный метод - самый  простой и достоверный метод, когда объем выработанной продукции  исчисляется в натуральном выражении (тоннах, метрах, штуках и т.д.).

Натуральные показатели позволяют  видеть состав произведенной продукции  по видам, сортам и т.п. Достоинством этого метода является непосредственная сравнимость показателей производительности труда. Однако с помощью натуральных  показателей можно измерять производительность труда лишь в рамках отдельных  видов продукции или видов  работ.

Стоимостный метод заключается  в том, что показатель производительности труда определяется как соотношение  произведенной продукции, выраженной в денежных единицах, к затратам рабочего времени.

Для исчисления производительности труда в стоимостном выражении  могут быть использованы различные  показатели оценки объема выпускаемой  продукции: валовая продукция, товарная продукция, валовой оборот, нормативная  стоимость обработки, нормативная  чистая и чистая продукция, валовой  доход. Каждый из этих показателей имеет  свои положительные и отрицательные  стороны.

Трудовой метод при  научно обоснованных нормах точно характеризует  динамику производительности труда. На рабочих местах, в бригадах, на производственных участках и в цехах при выпуске разнообразной незавершенной продукции производительность труда определяется в нормо-часах.

Наряду с выработкой широко используется показатель трудоемкости продукции. Под трудоемкостью продукции  понимается сумма всех затрат труда  на производство единицы продукции  на данном предприятии (T/Q).

В зависимости от состава  трудовых затрат, их роли в процессе производства учитываются следующие  виды трудоемкости, которые являются составными частями полной трудоемкости изготовления продукции: технологическая  трудоемкость обслуживания производства, производственная трудоемкость, трудоемкость управления производством.

По характеру и назначению затрат труда различают нормированную, фактическую и плановую трудоемкость.

По объему исчисления различают  трудоемкость на операцию, деталь, изделие, товарную и валовую продукцию.

По месту приложения труда  выделяют трудоемкость заводскую, цеховую, участковую, бригадную и рабочего места.

При изучении вопросов производительности труда необходимо рассмотреть факторы  роста производительности труда.

Факторы роста производительности труда -- это движущие силы или причины, под влиянием которых изменяется ее уровень и динамика. В качестве таких факторов выступают: технический прогресс, совершенствование организации производства, управления и труда и др.

На уровне предприятия (фирмы) можно выделить пять групп факторов роста производительности труда. Регионально-экономические (природно-климатические условия, их изменения; сбалансированность рабочих  мест и трудовых ресурсов) и экономико-географические факторы (освоенность района месторождения; наличие местных строительных материалов; свободных ресурсов рабочей силы, электроэнергии, воды; рельеф местности; расстояние до коммуникаций и т.п.).

Информация о работе Конкурентноспособность предприятий горной промышленности