Конкурентоспособность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Цель данной работы – исследовать положения, связанные с конкурентоспособностью фирмы.
В рамках цели определены задачи:
• определить понятие конкурентоспособности фирмы;
• выявить конкурентное преимущество фирмы;
• определить конкурентный статус фирмы;
• исследовать состояние конкурентоспособности фирм на мировом рынке.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Конкурентоспособность фирмы
1.1 Понятие о конкурентоспособности предприятия
1.2 Конкурентное преимущество фирмы
1.3 Понятие конкурентного статуса фирмы
Глава 2. Конкурентные стратегии фирм «Голованов» и «Эльдорадо» по продаже бытовой техники
2.1 «Голованов»
2.2 «Эльдорадо»
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

конкурентоспособность фирмы.docx

— 52.16 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

 

Введение

Глава 1. Конкурентоспособность  фирмы

1.1 Понятие о конкурентоспособности  предприятия

1.2 Конкурентное преимущество  фирмы

1.3 Понятие конкурентного  статуса фирмы

Глава 2. Конкурентные стратегии  фирм «Голованов» и «Эльдорадо»  по продаже бытовой техники

2.1 «Голованов»

2.2 «Эльдорадо»

Заключение

Литература

 

Введение

 

С переходом к рынку, вопрос конкурентоспособности российских предприятий встал очень остро. Это раньше предприятие могло  годами выпускать никому не нужную продукцию, не ставя под угрозу собственное  существование. Теперь же, если предприятие  начинает работать менее эффективно, чем конкуренты (отечественные или  зарубежные), то такое предприятие  становится сначала должником, а  затем распродается.

Вопрос конкурентоспособности  предприятий имеет огромное значение как для отдельной фирмы, так  и для страны в целом, так как  из преуспевания предприятий, как из кирпичиков строится процветание экономики  в целом.

В связи с задавленностью рыночной экономики во времена существования  СССР, российские исследования по конкурентоспособности  предприятий практически не проводились. Лишь в последние годы стали появляться публикации, затрагивающие этот важный вопрос. В западной литературе вопрос конкурентоспособности предприятий  освещен довольно хорошо. Особенно полно раскрыта тема с точки зрения внешнего взгляда на фирму, как на цельный объект, хозяйствующий на рынке. Несколько меньшее внимание уделено внутренним факторам, влияющим на конкурентоспособность фирмы.

К сожалению, российская экономика  до сих пор очень сильно зависит  от государства и политиков, а  потому теоретические разработки западных, да и российских экономистов не всегда применимы на практике.

Объектом исследования является экономика фирмы.

Предмет исследования –  формирование конкурентного преимущества фирмы.

Цель данной работы –  исследовать положения, связанные  с конкурентоспособностью фирмы.

В рамках цели определены задачи:

  • определить понятие конкурентоспособности фирмы;
  • выявить конкурентное преимущество фирмы;
  • определить конкурентный статус фирмы;
  • исследовать состояние конкурентоспособности фирм на мировом рынке.

В работе использованы материалы отечественных  и зарубежных исследователей. В учебной  литературе рассматриваются в основном теоретические аспекты конкуренции  и конкурентоспособности. Поэтому  помимо научных изданий были исследованы  периодические.

 

Глава 1. Конкурентоспособность  фирмы

 

1.1 Понятие о  конкурентоспособности предприятия

 

Для того чтобы более полно  осветить сущность конкурентоспособности  предприятия, необходимо дать как можно  полное представление о конкурентоспособности.

Конкурентоспособность –  это свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность  определяет способность выдерживать  конкуренцию в сравнении с  аналогичными объектами на данном рынке.

“Европейский форум по проблемам управления” определил, что конкурентоспособность –  это реальная и потенциальная  возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш  взгляд, заключается в том, что  оно касается только товара и учитывает  исключительно ценовые и неценовые  характеристики.

Конкурентоспособность объекта  определяется по отношению к конкретному  рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим  признакам стратегической сегментации  рынка. Если не указан рынок, на котором  конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время  является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность  характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность  страны, тем выше жизненный уровень  в этой стране.

Конкурентоспособность предприятия  – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.1

Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда таких факторов, как:

  • конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
  • вид производимого товара;
  • ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
  • лёгкость доступа на рынок;
  • однородность рынка;
  • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
  • конкурентоспособность отрасли;
  • возможность технических новшеств в отрасли;
  • конкурентоспособность региона и страны.

Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

  • Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
  • Близость предприятия к клиенту.
  • Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
  • Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
  • Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
  • Умение твёрдо стоять на своём.
  • Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
  • Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.

Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное  решение этих проблем и использование  данных принципов гарантирует повышение  конкурентоспособности предприятия.2

Конкурентоспособность продукции  и конкурентоспособность предприятия–производителя  продукции соотносятся между  собой как часть и целое. Возможность  компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно  зависит от конкурентоспособности  товара и совокупности экономических  методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Поскольку конкуренция предприятий  на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.

Для того, чтобы более  полно осветить сущность конкурентоспособности  продукции, необходимо дать как можно  полное представление о продукции (товаре).

Как известно, товар - главный  объект на рынке. Он имеет стоимость  и потребительную стоимость (или  ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными  характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности  и противоречия рыночных отношений  в экономике. Товар - точный индикатор  экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

В литературе определяется, что конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который  позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность, сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических  показателей относительно выявленных требований рынка или свойств  другого товара. Она определяется совокупностью потребительских  свойств данного товара - конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и  эксплуатации в процессе производственного  и (или) личного потребления.3

Рассмотрим отдельно все  составляющие показатели конкурентоспособности  товара.

Так, технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями  на рынке. Эти требования наиболее полно  отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса  как у нас в стране, так и  за рубежом.

Основные требования потребителей к техническим показателям находят  отражение в национальном и международном  стандартах.

Под стандартизацией понимают разработку и установление технических  показателей (норм) для принятой к  выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется), стандартизируемый продукт, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические  условия на его изготовление, правила  приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При  оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам.

Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский  параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к  нулю.4

В каждой стране существует своя система стандартизации товаров, соответствующая степени развития национальной экономики, науки, техники  и технологии.

Вместе с тем по мере углубления интеграции национальной экономики  в мировую экономику и расширения внешнеэкономического сотрудничества товаропроизводителей все большее  значение приобретает развитие международной  стандартизации товаров и достижение соответствия национальных стандартов международным требованиям качества товаров.

Международные стандарты  устраняют ограниченность, разнородность, противоречивость национальных форм и  правил различных стран. В этих целях  функционирует специально созданная  Международная Организация Стандартизации.

Международный координационный  центр по стандартизации - постоянно  действующее Совещание правительственных  должностных лиц при Европейской Экономической Комиссии ООН. Совещание разрабатывает рекомендации правительствам стран-членов относительно стандартизации товаров, наиболее важных для международной торговли.

Качество товара - это  степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим  методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов аппаратов, реактивов и других технических  средств.

Техническая конкурентоспособность  товаров - показатель весьма гибкий и  динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих мировых  производителей той или иной продукции.

Целесообразно рассмотреть  также коммерческие условия конкурентоспособности. К ним относят:

  • ценовые показатели;
  • показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
  • показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
  • показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

Уровень цены непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность  товара. Понятно, что чем ниже уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве  с другими производителями аналогичной  продукции. И наоборот, более высокий  уровень цены снижает ценовую  конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.

Такая же картина просматривается  и с выполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия  более гибкие, чем более они  соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в  конкретном соперничестве с другими  товарами на рынке. В первую очередь  это касается сроков и форм поставок товаров и предлагаемого продавцом  разнообразия форм расчетов и платежей за осуществление поставки.

Информация о работе Конкурентоспособность организации