Конкурентоспособность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Цель данной работы – исследовать положения, связанные с конкурентоспособностью фирмы.
В рамках цели определены задачи:
• определить понятие конкурентоспособности фирмы;
• выявить конкурентное преимущество фирмы;
• определить конкурентный статус фирмы;
• исследовать состояние конкурентоспособности фирм на мировом рынке.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Конкурентоспособность фирмы
1.1 Понятие о конкурентоспособности предприятия
1.2 Конкурентное преимущество фирмы
1.3 Понятие конкурентного статуса фирмы
Глава 2. Конкурентные стратегии фирм «Голованов» и «Эльдорадо» по продаже бытовой техники
2.1 «Голованов»
2.2 «Эльдорадо»
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

конкурентоспособность фирмы.docx

— 52.16 Кб (Скачать файл)

Также напрямую влияет на конкурентоспособность  принимаемые на себя изготовителем  товара гарантии и ответственность  за выполнение обязательств по поставкам  в установленные сроки товаров  высокого качества и надежности.

Организационные условия  приобретения товаров производителями  обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей по конкурентоспособности. К ним относят:

  • обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара и к показателям, влияющего на снижение издержек обращения и, значит, на уровень его цены;
  • доставка товара до места потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия. В основе экономики доставки товаров лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;
  • расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.5

В настоящее время покупатель предъявляет к продавцу товара обязательные требования: сервис должен обеспечить работоспособность товара в течение всего срока службы. Продавец со своей стороны всемерно способствует тому, чтобы ожидания покупателя оправдались, и поэтому организация сильной сервисной службы и ее эффективное функционирование является первоочередной заботой на рынке. Организация сервиса должна следовать основным правилам эффективного обслуживания потребителей. Для этого необходимы:

1) хорошо подготовленная  стратегия, определяющая наиболее  оптимальный уровень сервиса  для каждого сегмента работника;

2) умелое использование  рекламы, доносящей до покупателя  все преимущества сервиса и  гарантирующей прочную связь  клиента с покупателем;

3) учетная система поставки  запасных частей;

4) система правил вызова  сотрудников сервисной службы  к клиенту;

5) обучение персонала,  связанное с доведением до  каждого исполнителя стандартов  обслуживания.

Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями  за наиболее выгодные рынки сбыта. Конкуренция  выступает как высшая побудительная  сила, которая заставляет изготовителей  продукции повышать ее качество, снижать  затраты на производство, повышать производительность труда.

Рассмотрим мягкие составляющие конкурентоспособности. Рыночное состязание предприятий и конкуренция стран, в которых они расположены, оказывают  взаимное влияние. Интервенционистская  политика сама по себе может нанести  большой ущерб предприятию и  в то же время конкурентоспособность  такой страны, как Швейцария, не может  быть делом только лишь политики, свой вклад в нее должны внести и  сами предприятия. В основе этих главных  аспектов конкурентоспособности лежит  нечто, что можно назвать “мягкими”  составляющими конкурентной борьбы, которые не могут быть оценены  в денежном выражении и вообще трудно поддаются количественному  определению.

В промышленно развитых странах  эти составляющие играют, как правило, большую роль, чем в развивающихся. В то же время “мягкие” составляющие не поддаются политическому манипулированию, а их изменение требует больше времени, чем, например, такие трудноосуществимые мероприятия, как повышение производительности труда или построение инфраструктуры. Несмотря на отсутствие разработанных  методик изучения, игнорировать эту  группу факторов конкурентной борьбы нельзя. Среди них можно выделить следующие:

Трудовая этика. Конкурентоспособность во многом зависит от желания и умения трудиться. Во многих развитых странах недостает чувства того, что работа представляет собой нечто самоценное. Если речь идет о сопоставлении конкурентоспособности, то только высокого уровня производительности труда недостаточно.

Гибкость и  готовность к самосовершенствованию. Безусловно, приверженность традициям, выверенным вариантам решений и т. п. имеют свои преимущества. Однако в борьбе с конкурентами, обладающими совершенно иной ментальностью, готовых быстро отреагировать на любое желание клиента и новые тенденции, эти преимущества сходят на нет.

Готовность работать в сфере обслуживания. Нежелание этого может оказаться фатальным для развития общества, особенно в случае, если это - одна из важнейших отраслей экономики. Общество должно понять, что работа в сфере обслуживания не означает унижения человеческого достоинства. Это обычная работа, необходимая для конкурентоспособности экономики, в которой клиент хочет и должен быть главным действующим лицом.

Уровень претензий. Население развитых стран привыкло рассматривать свой высокий жизненный уровень как нечто само собой разумеющееся. Такая позиция лишает общество всякой гибкости, снижает, в конечном счете, конкурентоспособность экономики. Это делает неуправляемыми государственный бюджет, систему социальных гарантий, уровень издержек на рабочую силу.

Открытость внешнему миру. Препятствия доступу иностранных товаров на внутренний рынок, возможности иностранным гражданам получить контрольный пакет акций в предприятии, склонность к переоценке собственных возможностей и достоинств, нежелание изучать мировой опыт и т. п. негативно влияют на экономику.

Мобильность рабочей  силы. Высокий уровень жизни, развитая система социальных гарантий вызывают нежелание рабочей силы учиться, работать за границей, постигать опыт других стран. Отставанию страны в этом отношений способствует закрытость внутренних рынков рабочей силы от внешнего воздействия и вмешательства.

Дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется там, где присутствует дух соревнования. Менталитет, например, швейцарцев полностью лишен такого качества. Они предпочитают картельные соглашения, а не споры и столкновения. Корпоративность явилась основой так называемых общественных договоров, благодаря которым в значительной мере были достигнуты успехи в прошлом. Однако в настоящее время и на перспективу складывается иная обстановка.6

Конкуренция - необходимое  явление при условии, что предложение  превышает спрос и, как правило, возникает между товарами, а не производителями. Различают следующие  виды конкуренции: функциональная, видовая, предметная, ценовая, скрытая, ценовая, незаконная.

Функциональная - может возникать из-за того, что одну и ту же потребность можно удовлетворить по-разному.

Видовая - выпуск аналогичных товаров разными предприятиями или одним предприятием, но разного оформления. Важно иметь образ предприятия.

Предметная - как правило, между аналогичными товарами разных предприятий.

Ценовая - наиболее простой вид. Снижая цену, можно осуществить захват рынка.

Нельзя забывать, что конкурентоспособность - это, прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка свойств  товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель  сравнивает товар производителя, то нельзя было бы говорить и о его  конкурентоспособности.

Комплекс конкурентоспособности  товара состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально-организационных.

Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о  назначении товара, его принадлежности к определенному виду (классу) продукции. Это также характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения технических  параметров. Это также и эргономические показатели, отражающие, насколько  товар соответствует свойствам  человеческого организма и его  психики (удобство работы, скорость утомления, степень стыковки человека с машиной).

Экономические параметры  представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое  обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как  правило, выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление. Наиболее конкурентоспособен не тот  товар, за который просят минимальную  цену на рынке, а тот, у которого минимальная  цена потребления за весь срок его  службы у покупателя.

Социально - организационные  параметры - это учет социальной структуры  потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.

1.2 Конкурентное преимущество фирмы

 

Конкурентоспособность отдельного товара (услуг) определяется как его  преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным по назначению или его заменителем). В целом  рыночную позицию товара, в наибольшей степени соответствующую конкурентным условиям рынка, можно оценить по показателю его конкурентоспособности (К)7:

 

К = I тп / Iэп,

 

где Iтп - индекс технических  параметров (качества); Iэп - индекс экономических  параметров (затрат).

Понятие конкурентоспособности  фирмы гораздо сложнее и трактуется весьма неоднозначно. Одна и та же фирма  в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка  или его сегмента - нет. Наиболее сложным является выявление характера  конкурентного преимущества фирмы  по сравнению с другими фирмами. Здесь возникает несколько проблем:

  • выбор базовых объектов для сравнения, то есть выбор фирмы - лидера в отрасли страны или за ее пределами. В таком случае конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящихся к родственным сегментам рынка;
  • выбор критериев продуктивности использования ресурсов фирмы. Конкурентное преимущество в данном случае оценивается за длительный период, в течение которого могут быть достигнуты стратегические цели фирмы;
  • возможность сканирования (слежения) рынка, особенно за пределами страны, Очень важно, чтобы информация о деятельности конкурентов была доступной и достоверной.

Поскольку конкурентное преимущество характеризует продуктивность использования  ресурсов и выявляется в сопоставлении  с другими хозяйствующими субъектами, уровень конкурентного преимущества нужно оценивать относительно соответствующей  базы (идентичность характера удовлетворяемой  потребности, идентичность "профиля" потребителей, идентичность фаз жизненного цикла фирмы). Оценить конкурентное преимущество отрасли производства с помощью количественных показателей  сложнее. Особенно, если учесть, что  сами понятия отрасли, ее границы  весьма неопределенны. Даже если воспользоваться  данными официальной статистики, невозможно установить достоверно полную идентичность сопоставляемых объектов, именуемых отраслями.

Конкурентное преимущество любого типа дает более высокую эффективность  использования ресурсов фирмы, чем  у конкурентов. Фирма с низкими  издержками получает большую прибыль  главным образом за счет эффекта  массового производства. Фирма с  дифференцированной продукцией получает большую, чем конкуренты, прибыль  за счет возможности продиктовать более  высокие цены на уникальную, отличающуюся лучшими потребительскими свойствами, продукцию.

Какая из конкурентных стратегий  окажется предпочтительней, зависит  от трех основных факторов:

  • структуры стратегического потенциала;
  • возможности расширения ресурсов фирмы;
  • особенностей (структуры) отрасли и национальной экономики в целом.

Таким образом, конкурентная стратегия фирмы должна учитывать  влияние рассмотренных факторов, то есть для выживания она должна:

  • формировать наиболее предпочтительную с точки зрения результативности своей деятельности структуру стратегического потенциала;
  • рационализировать обеспеченность элементов стратегического потенциала требуемыми ресурсами;
  • адаптироваться к условиям национальной экономики.

Важно обратить внимание на то, что конкурентный рынок "ставит" вопрос создания новой и новейшей продукции на первый план, так как  именно конкурентоспособная производственная программа есть обязательная предпосылка  выживания и коммерческого успеха предприятия в рыночных условиях. Отметим, что для сохранения преимуществ  фирма должна создавать новые  преимущества с такой скоростью, с какой конкуренты могут копировать имеющиеся.

Причина трудности удержания  лидерства кроется в том, что  любой организации трудно и неприятно  менять стратегию. Успех рождает  самоуспокоенность, прекращается поиск  и анализ информации, которая могла  бы изменить стратегию. О том, чтобы  заменить старые преимущества или добавить новые, задумываются только тогда, когда  от старых преимуществ уже ничего не осталось8. Основными причинами утраты конкурентоспособности являются:

  • ухудшение факторных параметров (снижение квалификации кадров, возрастание издержек и т. д.);
  • утрата местными покупателями своей требовательности (потеря давления с их стороны);
  • устаревание технологий;
  • постановка целей, ограничивающих темпы инвестиций (например, политика "снятия сливок");
  • утрата фирмой быстрой адаптации;
  • ослабление внутренней конкуренции.

В связи с этим необходимо ввести понятие  жизненного цикла конкурентного  преимущества. Конкурентное преимущество не может существовать вечно из-за изменения конъюнктуры рынка, старения стратегического потенциала фирмы. Продолжительность жизненного цикла  конкурентного преимущества для  разных фирм будет различной, однако характер кривой, описывающий жизненный  цикл конкурентного преимущества фирмы, будет похожий. Кривая состоит из отдельных участков, каждый из которых  описывает зависимость уровня конкурентного  преимущества от условий, возникающих  в тот или иной отрезок времени. Эти условия создают определенные предпосылки для темпов изменения  уровня конкурентного преимущества.

Информация о работе Конкурентоспособность организации