Конкурентоспособность продукции и разработка путей её повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение значения конкурентоспособности продукции и разработка путей её повышения, как на уровне предприятия, так и на уровне государства
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1) определение понятия, значения и сущности конкурентоспособности;
2) изучение методов оценки конкурентоспособности продукции;
3) разработка путей повышения конкурентоспособности продукции;
4) проведение оценки конкурентоспособности продукции ОАО «Во-сток».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
1 Сущность и значение конкурентоспособности …………………………...
2 Методы оценки конкурентоспособности продукции …………………….
3 Пути повышения конкурентоспособности продукции …………………...
4 Оценка конкурентоспособности продукции на предприятии…………….
4.1 Общая характеристика ОАО «Восток»……………………………..
4.2 Анализ конкурентоспособности кондитерских изделий собственного производства ОАО «Восток»………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

Конкурентноспособность фирмы Восток.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..

3

1 Сущность и значение конкурентоспособности …………………………...

5

2 Методы оценки конкурентоспособности продукции …………………….

11

3 Пути повышения конкурентоспособности продукции …………………...

23

4 Оценка конкурентоспособности продукции на предприятии…………….

31

4.1 Общая характеристика ОАО «Восток»……………………………..

31

4.2 Анализ конкурентоспособности  кондитерских изделий собственного производства ОАО «Восток»………………………………………

 

33

Заключение…………………………………………………………………….

39

Список использованных источников…………………………………………

41


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в условиях рыночной экономики.

Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Предприятия не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.

Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.

В настоящее время в Республике Беларусь далеко не все предприятия способны выпускать конкурентоспособную продукцию.

Самое главное в экономике любой страны – это малый и средний бизнес (МСИ). Во многих экономически развитых странах, по словам электронных МСИ, доля продукции, производимой малыми предприятиями в годовом ВВП, доходит до 60%. В этих странах на малых предприятиях работает минимум половина всего населения. Новые предприятия успешно создаются и функционируют, производят качественную и конкурентоспособную продукцию.

В Беларуси сейчас доля продукции, производимой (без учёта торговли) малыми предприятиями в годовом ВВП, не превышает 2,5%, а это очень мало. Возникает вопрос: почему в Беларуси так мало малых предприятий, которые в развитых странах являются основой конкуренции? Это связано с тем, что в экономически развитых странах существует четко сформированная государственная политика поддержки малого бизнеса: льготные кредиты, упрощенная система налогообложения, а в некоторых странах (например, в Объединенных Арабских Эмиратах) малый бизнес вообще не облагается налогами. Существуют четкие методы оценки качества и конкурентоспособности продукции, единые государственные стандарты.

В Республике Беларусь, в настоящее время, такой четко сформированной государственной политики поддержки малого бизнеса пока нет. Этим и объясняется такой низкий процент малых предприятий в нашей стране.

Что касается крупных коммерческих предприятий, то для их развития и успешного функционирования тоже необходима соответствующая государственная программа поддержки: государственное финансирование, как через кредиты, так и через государственные заказы, внедрение новых технологий, привлечение высококвалифицированных специалистов.

Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является изучение значения конкурентоспособности продукции и разработка путей её повышения, как на уровне предприятия, так и на уровне государства

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

1) определение понятия, значения и сущности конкурентоспособности;

2) изучение методов оценки конкурентоспособности  продукции;

3) разработка путей повышения  конкурентоспособности продукции;

4) проведение оценки конкурентоспособности продукции ОАО «Восток».

Объектом исследования является ОАО «Восток». Предмет исследования – конкурентоспособность продукции и товаров.

 

1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

 

Одна из важнейших предпосылок экономического возрождения Республики Беларусь в условиях текущего мирового экономического кризиса – стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии. Однако, в отличие от планово-административной в условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. Сегодня в Беларуси проблема конкурентоспособности и участие в ее решении государства стоит очень остро.

Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

Конкурентоспособность предприятия, фирмы характеризуется наличием конкурентных преимуществ, то есть качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников. Возникновению конкурентных преимуществ может способствовать использование самых разнообразных более выгодных производственных ресурсов, новых технологий, лучший кадровый состав и его более высокая квалификация, более надежное финансовое обеспечение, более богатый опыт и навыки в организации производственно-сбытовой деятельности, более активное стимулирование сбыта, умелое использование маркетинга и коммерческого сотрудничества.

В конкурентоспособности предприятия отражаются совокупные итоги работы всех его подразделений, состояние их материальной базы, надежность кадрового и финансового обеспечения, уровень управления и способность предприятия реагировать на изменение внешних факторов воздействия, способность адекватно и оперативно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений.

Усиление конкуренции на товарном рынке возможно только при наличии на нем конкурентоспособных и финансово устойчивых предприятий. Конкурентоспособность товаропроизводителей на продовольственном рынке можно анализировать по различным группам факторов конкурентоспособности: ликвидность и рыночная устойчивость, качество продукции, интенсивность производства и оборота средств, уровень использования производственного и экономического потенциала, эффективность менеджмента, ценовая и сбытовая политика, продвижение товара на рынке, прибыльность, деловая активность, размеры предприятия и производства, уровень его концентрации, доля на рынке, обеспеченность собственными средствами.

Для определения сущности конкурентоспособности приведём некоторые определения термина «конкурентоспособности».

Конкурентоспособность – состязательная способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания работников (их работы) на высоком качественном уровне [16].

Конкурентоспособность товара – это способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам [17].

Конкурентоспособностью называется характеристика товара, отражающая его отличие от товара-конкурента по степени соответствия определенной общественной потребности, с одной стороны, а с другой, – по затратам на удовлетворение этой потребности [4].

Следует особо отметить, что в экономической литературе, в том числе и в зарубежной, конкурентоспособность интерпретируется по-разному в зависимости от характера объекта, к которому это понятие относится. Специфичны признаки и факторы динамики конкурентоспособности по уровням иерархии управления: предприятие – отрасль – регион – национальная экономика.

Таким образом, конкурентоспособность – сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Характеристика уровней конкурентоспособности

Уровень конкурентоспособности

Объект или субъект конкурентоспособности

Некоторые факторы конкурентоспособности

1

2

3

Товарный

Товары (работы, услуги)

1. Качество продукции, соответствие нормам и стандартам.

2. Цена.

3. Соответствие потребительскому спросу

4. Сравнительная конкурентоспособность продукции.

Микроуровень

Товаропроизводитель (организация, фирма)

1. Эффективность производственной деятельности.

2. Финансовые показатели деятельности.

3. Эффективность организации и сбыта продукции на рынке и его доля.

4. Внутренняя структура отрасли.

Мезоуровень

Объединение предприятий, отрасли

Народное хозяйство в целом, страновая

1. Влияние внешней среды.

2. Конкурентоспособность отдельных элементов.

3. Взаимодействие между элементами системы

4. Инвестиционный климат.

5. Научно-технический уровень.

Макроуровень

Конкурентоспособность регионов

1. Конкурентоспособность промышленности и отраслей народнохозяйственного комплекса в целом


 

Наиболее полно понятие конкурентоспособности изучено и структурировано на уровне предприятия, деятельность которого осуществляется в условиях открытого рынка. Сложнее поддается восприятию понятие конкурентоспособности на макроуровне, так как оно отражает позиции национальной экономики и ее способность их укреплять – наращивать темпы экономического роста, повышать уровень занятости населения и увеличивать реальные доходы граждан.

Основная предпосылка конкурентоспособности предприятий – производство и реализация конкурентоспособных товаров, однако для реализации данной предпосылки необходима эффективная организация работы на рынке, т. е. под конкурентоспособностью понимается «текущее положение предприятия на рынке, в первую очередь, доля рынка и тенденция ее изменения.

Конкурентоспособность товара, в первую очередь, связывается с качеством товара. Тождество свойств качества и конкурентоспособности товара, т.е. последняя определяется сопоставлением его параметров с показателями товаров-аналогов и требованиями потребителей.

Различие свойств качества и конкурентоспособности товара, выражающееся в том, что при определении конкурентоспособности должны учитываться только те факторы, которые представляют интерес для потребителя и удовлетворяют его конкретную потребность.

Развитие категории качества, позволяющее производить оценку конкурентоспособности неоднородных товаров.

Таким образом, конкурентоспособность товара определяется совокупностью его характеристик, которые учитываются потребителем, и проявляется в результате сравнения с товарами-аналогами.

Конкурентоспособность на микро- (предприятия, организации) и мезоуровне (объединения предприятий, отрасли) определяется характеристиками, отличными от используемых при анализе конкурентоспособности товара.

Несмотря на уже давно длящиеся дискуссии о понятии «национальная конкурентоспособность» единое его определение еще не найдено. Это объясняется особой сложностью проблем макроэкономической конкурентоспособности, а также масштабностью и многосторонностью самого процесса исследования. Немаловажным фактором является и то, что в дореформенных условиях в нашей стране исследовались в основном качество продукции и эффективность ее производства. Разнообразие же конкурентных полей требует формирования методологии исследования конкурентоспособности во всех сферах ее проявления, в различных хозяйственных и налоговых режимах.

На уровне микроэкономики конкурентоспособность продукции (услуг) определяется соотношением ее качества и цены, условиями поставки, формами платежа, видом транспортировки и другими факторами. Выявление устойчивых взаимосвязей между производимыми затратами и качеством продукции, а также соотношения между другими параметрами деятельности сравниваемых объектов является сложной задачей анализа их конкурентоспособности. Использование при этом параметрических методов исследования приближает к оценке конкурентоспособности на мезоуровне (уровне отрасли), при которой используются такие показатели, как производительность труда, наукоемкость и капиталоемкость производства, технический уровень продукции, уровень импортозамещения, степень международных кооперационных связей и др.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и разработка путей её повышения