Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 08:47, курсовая работа
Целью данной работы является изучение значения конкурентоспособности продукции и разработка путей её повышения, как на уровне предприятия, так и на уровне государства
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1) определение понятия, значения и сущности конкурентоспособности;
2) изучение методов оценки конкурентоспособности продукции;
3) разработка путей повышения конкурентоспособности продукции;
4) проведение оценки конкурентоспособности продукции ОАО «Во-сток».
Введение………………………………………………………………………..
1 Сущность и значение конкурентоспособности …………………………...
2 Методы оценки конкурентоспособности продукции …………………….
3 Пути повышения конкурентоспособности продукции …………………...
4 Оценка конкурентоспособности продукции на предприятии…………….
4.1 Общая характеристика ОАО «Восток»……………………………..
4.2 Анализ конкурентоспособности кондитерских изделий собственного производства ОАО «Восток»………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Сущность и значение конкурентоспособности …………………………... |
5 |
2 Методы оценки конкурентоспособности продукции ……………………. |
11 |
3 Пути повышения конкурентоспособности продукции …………………... |
23 |
4 Оценка конкурентоспособности продукции на предприятии……………. |
31 |
4.1 Общая характеристика ОАО « |
31 |
4.2 Анализ конкурентоспособности
кондитерских изделий собственн |
33 |
Заключение…………………………………………………… |
39 |
Список использованных источников………………………………………… |
41 |
ВВЕДЕНИЕ
Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в условиях рыночной экономики.
Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.
Предприятия не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.
Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.
В настоящее время в Республике Беларусь далеко не все предприятия способны выпускать конкурентоспособную продукцию.
Самое главное в экономике любой страны – это малый и средний бизнес (МСИ). Во многих экономически развитых странах, по словам электронных МСИ, доля продукции, производимой малыми предприятиями в годовом ВВП, доходит до 60%. В этих странах на малых предприятиях работает минимум половина всего населения. Новые предприятия успешно создаются и функционируют, производят качественную и конкурентоспособную продукцию.
В Беларуси сейчас доля продукции, производимой (без учёта торговли) малыми предприятиями в годовом ВВП, не превышает 2,5%, а это очень мало. Возникает вопрос: почему в Беларуси так мало малых предприятий, которые в развитых странах являются основой конкуренции? Это связано с тем, что в экономически развитых странах существует четко сформированная государственная политика поддержки малого бизнеса: льготные кредиты, упрощенная система налогообложения, а в некоторых странах (например, в Объединенных Арабских Эмиратах) малый бизнес вообще не облагается налогами. Существуют четкие методы оценки качества и конкурентоспособности продукции, единые государственные стандарты.
В Республике Беларусь, в настоящее время, такой четко сформированной государственной политики поддержки малого бизнеса пока нет. Этим и объясняется такой низкий процент малых предприятий в нашей стране.
Что касается крупных коммерческих предприятий, то для их развития и успешного функционирования тоже необходима соответствующая государственная программа поддержки: государственное финансирование, как через кредиты, так и через государственные заказы, внедрение новых технологий, привлечение высококвалифицированных специалистов.
Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является изучение значения конкурентоспособности продукции и разработка путей её повышения, как на уровне предприятия, так и на уровне государства
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1) определение понятия, значения и сущности конкурентоспособности;
2) изучение методов оценки
3) разработка путей повышения
конкурентоспособности
4) проведение оценки конкурентоспособности продукции ОАО «Восток».
Объектом исследования является ОАО «Восток». Предмет исследования – конкурентоспособность продукции и товаров.
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Одна из важнейших предпосылок экономического возрождения Республики Беларусь в условиях текущего мирового экономического кризиса – стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии. Однако, в отличие от планово-административной в условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. Сегодня в Беларуси проблема конкурентоспособности и участие в ее решении государства стоит очень остро.
Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.
Конкурентоспособность предприятия, фирмы характеризуется наличием конкурентных преимуществ, то есть качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников. Возникновению конкурентных преимуществ может способствовать использование самых разнообразных более выгодных производственных ресурсов, новых технологий, лучший кадровый состав и его более высокая квалификация, более надежное финансовое обеспечение, более богатый опыт и навыки в организации производственно-сбытовой деятельности, более активное стимулирование сбыта, умелое использование маркетинга и коммерческого сотрудничества.
В конкурентоспособности предприятия отражаются совокупные итоги работы всех его подразделений, состояние их материальной базы, надежность кадрового и финансового обеспечения, уровень управления и способность предприятия реагировать на изменение внешних факторов воздействия, способность адекватно и оперативно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений.
Усиление конкуренции на товарном рынке возможно только при наличии на нем конкурентоспособных и финансово устойчивых предприятий. Конкурентоспособность товаропроизводителей на продовольственном рынке можно анализировать по различным группам факторов конкурентоспособности: ликвидность и рыночная устойчивость, качество продукции, интенсивность производства и оборота средств, уровень использования производственного и экономического потенциала, эффективность менеджмента, ценовая и сбытовая политика, продвижение товара на рынке, прибыльность, деловая активность, размеры предприятия и производства, уровень его концентрации, доля на рынке, обеспеченность собственными средствами.
Для определения сущности конкурентоспособности приведём некоторые определения термина «конкурентоспособности».
Конкурентоспособность – состязательная способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания работников (их работы) на высоком качественном уровне [16].
Конкурентоспособность товара – это способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам [17].
Конкурентоспособностью называется характеристика товара, отражающая его отличие от товара-конкурента по степени соответствия определенной общественной потребности, с одной стороны, а с другой, – по затратам на удовлетворение этой потребности [4].
Следует особо отметить, что в экономической литературе, в том числе и в зарубежной, конкурентоспособность интерпретируется по-разному в зависимости от характера объекта, к которому это понятие относится. Специфичны признаки и факторы динамики конкурентоспособности по уровням иерархии управления: предприятие – отрасль – регион – национальная экономика.
Таким образом, конкурентоспособность – сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях (таблица 1.1).
Таблица 1.1 Характеристика уровней конкурентоспособности
Уровень конкурентоспособности |
Объект или субъект конкурентоспособности |
Некоторые факторы конкурентоспособности |
1 |
2 |
3 |
Товарный |
Товары (работы, услуги) |
1. Качество продукции, соответствие нормам и стандартам. 2. Цена. 3. Соответствие потребительскому спросу 4. Сравнительная конкурентоспособность продукции. |
Микроуровень |
Товаропроизводитель (организация, фирма) |
1. Эффективность производственной деятельности. 2. Финансовые показатели деятельности. 3. Эффективность организации и сбыта продукции на рынке и его доля. 4. Внутренняя структура отрасли. |
Мезоуровень |
Объединение предприятий, отрасли Народное хозяйство в целом, страновая |
1. Влияние внешней среды. 2. Конкурентоспособность отдельных элементов. 3. Взаимодействие между элементами системы 4. Инвестиционный климат. 5. Научно-технический уровень. |
Макроуровень |
Конкурентоспособность регионов |
1. Конкурентоспособность промышленности и отраслей народнохозяйственного комплекса в целом |
Наиболее полно понятие конкурентоспособности изучено и структурировано на уровне предприятия, деятельность которого осуществляется в условиях открытого рынка. Сложнее поддается восприятию понятие конкурентоспособности на макроуровне, так как оно отражает позиции национальной экономики и ее способность их укреплять – наращивать темпы экономического роста, повышать уровень занятости населения и увеличивать реальные доходы граждан.
Основная предпосылка конкурентоспособности предприятий – производство и реализация конкурентоспособных товаров, однако для реализации данной предпосылки необходима эффективная организация работы на рынке, т. е. под конкурентоспособностью понимается «текущее положение предприятия на рынке, в первую очередь, доля рынка и тенденция ее изменения.
Конкурентоспособность товара, в первую очередь, связывается с качеством товара. Тождество свойств качества и конкурентоспособности товара, т.е. последняя определяется сопоставлением его параметров с показателями товаров-аналогов и требованиями потребителей.
Различие свойств качества и конкурентоспособности товара, выражающееся в том, что при определении конкурентоспособности должны учитываться только те факторы, которые представляют интерес для потребителя и удовлетворяют его конкретную потребность.
Развитие категории качества, позволяющее производить оценку конкурентоспособности неоднородных товаров.
Таким образом, конкурентоспособность товара определяется совокупностью его характеристик, которые учитываются потребителем, и проявляется в результате сравнения с товарами-аналогами.
Конкурентоспособность на микро- (предприятия, организации) и мезоуровне (объединения предприятий, отрасли) определяется характеристиками, отличными от используемых при анализе конкурентоспособности товара.
Несмотря на уже давно длящиеся дискуссии о понятии «национальная конкурентоспособность» единое его определение еще не найдено. Это объясняется особой сложностью проблем макроэкономической конкурентоспособности, а также масштабностью и многосторонностью самого процесса исследования. Немаловажным фактором является и то, что в дореформенных условиях в нашей стране исследовались в основном качество продукции и эффективность ее производства. Разнообразие же конкурентных полей требует формирования методологии исследования конкурентоспособности во всех сферах ее проявления, в различных хозяйственных и налоговых режимах.
На уровне микроэкономики конкурентоспособность продукции (услуг) определяется соотношением ее качества и цены, условиями поставки, формами платежа, видом транспортировки и другими факторами. Выявление устойчивых взаимосвязей между производимыми затратами и качеством продукции, а также соотношения между другими параметрами деятельности сравниваемых объектов является сложной задачей анализа их конкурентоспособности. Использование при этом параметрических методов исследования приближает к оценке конкурентоспособности на мезоуровне (уровне отрасли), при которой используются такие показатели, как производительность труда, наукоемкость и капиталоемкость производства, технический уровень продукции, уровень импортозамещения, степень международных кооперационных связей и др.
Информация о работе Конкурентоспособность продукции и разработка путей её повышения