Конкурентоспособность продукции и разработка путей её повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение значения конкурентоспособности продукции и разработка путей её повышения, как на уровне предприятия, так и на уровне государства
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1) определение понятия, значения и сущности конкурентоспособности;
2) изучение методов оценки конкурентоспособности продукции;
3) разработка путей повышения конкурентоспособности продукции;
4) проведение оценки конкурентоспособности продукции ОАО «Во-сток».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
1 Сущность и значение конкурентоспособности …………………………...
2 Методы оценки конкурентоспособности продукции …………………….
3 Пути повышения конкурентоспособности продукции …………………...
4 Оценка конкурентоспособности продукции на предприятии…………….
4.1 Общая характеристика ОАО «Восток»……………………………..
4.2 Анализ конкурентоспособности кондитерских изделий собственного производства ОАО «Восток»………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

Конкурентноспособность фирмы Восток.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

При оценке и прогнозировании конкурентоспособности продукции целесообразно применять следующие методы:

1) измерительный метод;

2) регистрационный метод;

3) расчетный метод;

4) экспертный метод;

5) социологический;

6) матричный подход;

7) рейтинговая оценка конкурентоспособности товаров, экономико-математические методы.

Поскольку цена потребления формируется с учетом издержек, важное значение имеет прогнозирование издержек производства конкретных изделий.

При прогнозировании издержек могут применяться методы экстраполяции (метод подбора функций и др.), экспертные оценки, факторные модели и другие методы. Наиболее доступным является индексный метод.

Следует отметить, что в Беларуси, проблеме повышения конкурентоспособности отечественной продукции уделяется большое внимание. Как продолжение государственной программы «Качество» на 2001-2003 гг. Госстандартом с участием министерств и других республиканских органов государственного управления разработана государственная программа «Качество» на 2007-2010 гг., которая одобрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. №1082.

Основные цели программы – создание условии, способствующих повышению экспортных возможностей отечественных товаропроизводителей, производству конкурентоспособной продукции, дальнейшее насыщению потребительского рынка качественными безопасными товарами и услугами, внедрению современных технологий, оздоровлению окружающей среды, экономии материальных ресурсов.

В настоящее время весьма популярен тезис о ценовой конкурентоспособности белорусской продукции. У этого тезиса есть основания: часть нашей продукции действительно стоит дешевле, чем у конкурентов. Причем настолько, что этих денег не хватает даже на покрытие издержек.

Однако, как уже было отмечено выше, цена является не единственным и далеко не всегда важным фактором конкурентоспособности того или иного продукта. Дешевый товар, потребительские характеристики которого уступают параметрам конкурентов, особенно не продашь.

С целью обеспечения конкурентоспособности своей продукции предприятие должно постоянно отслеживать, удовлетворяют ли его товары требованиям потребителя, лучше ли они, чем товары конкурентов, все ли параметры конкурентоспособности улучшаются опережающими темпами. При первом же сигнале о неблагополучии предприятие обязано очень быстро принимать меры к исправлению ситуации. И скорость сейчас становится главным гарантом успеха.

Беда наших предприятий не только в неумении реагировать на изменения рынка, но и в неспособности произвести нужную рынку продукцию, а затем быстро ее продать. Это ведет к колоссальному росту товарных запасов, что означает замораживание средств, уменьшение оборотных ресурсов, и невозможность выплачивать персоналу зарплату.

Причин низкой конкурентоспособности на самих предприятиях много: это изношенное оборудование и низкая квалификация, избыток персонала и несовершенные процессы управления, нерешенные вопросы собственности. Но, пожалуй, главная причина в том, что большинство предприятий ориентируются не на требования рынка, а на показатели, устанавливаемые вышестоящими организациями. Чем более жесткая централизация в отрасли, тем хуже общий результат, так как основа успеха на рынке – победа в конкурентной борьбе за счет более быстрого реагирования на изменение каждого показателя конкурентоспособности. Недооценка этого приводит к вытеснению предприятий с рынков, увеличение товарных запасов, уменьшению объемов продаж и уровня заработной платы.

Повышения конкурентоспособности практически невозможно достигнуть случайным образом. Необходима система управления конкурентоспособностью. И для отечественных производителей это в настоящее время важнее, чем для тех же мировых лидеров.

Многие из систем, обеспечивающих конкурентоспособность, нашим предприятиям общеизвестны и общедоступны. И едва ли не главную роль здесь играют международные стандарты. Наиболее актуальными на сегодняшний день являются стандарты ИСО серии 9001. Сертификация системы качества весомый аргумент для предприятия в конкурентной борьбе.

Единственный способ сохранить своё присутствие на рынках в условиях глобализации – это стремиться соответствовать глобальным стандартам и правилам. Иного пути нет. Сегодня государство стимулирует внедрение систем управления качеством уже на базе МС ИСО 9001, часто требуют этого и международные партнёры.

Естественно, проблема конкурентоспособности продукции затрагивает не только интересы государства в целом, но и интересы отдельных товаропроизводителей и товаропроводящих сетей, т.к. на сегодняшний день перед отечественными предприятиями остро стоит вопрос выживаемости в современных рыночных условиях. Отсюда вытекает такое понятие, как «конкурентоспособность предприятия». В свою очередь конкурентоспособность самого предприятия определяется, прежде всего, конкурентоспособностью выпускаемой им продукции.

Исходя из выше сказанного, развить свои конкурентные преимущества Беларусь может не только, обновив свои производственные фонды за счет инвестиций, повысив производительность труда и его интенсивность, используя технологии, позволяющие снизить материало- и энергоемкость выпускаемой продукции, но и на основании учета при производстве каких-либо товаров с целью их последующего вывоза за пределы республики шести основных характеристик страны, определяющих экономическую среду, которая вследствие этого может быть сформирована либо как благоприятная, либо как не благоприятная для роста конкурентоспособности белорусских товаров:

1. Факторы производства, т.е. природные ресурсы, рабочая сила, инфраструктура и т.д.

2. Объем спроса и требовательность покупателей.

3. Стратегия предприятия, его структура и конкуренты, иными словами цели собственника предприятия и его управляющих, характер конкуренции в стране.

4. Родственные и поддерживающие отрасли, т.е. обеспеченность производителя конкурентоспособной продукцией для своего производства достаточно конкурентоспособными поставщиками.

5. Изобретения, неожиданные повороты политики или изменения в мировой экономике.

6. Государственная политика, ее способность усиливать или ослаблять влияние всех остальных параметров, формирующих экономическую среду.

7. Повышение качества продукции, соответствие стандартам, сертификация.

8. Имидж предприятия.

9. Реклама продукции

10. Использование данных о предприятии, его продукции на сайте в Интернете.

Кроме указанных мер, обеспечивающих нормальные, предсказуемые условия функционирования экономики, главным фактором решения проблемы сбыта является повышение конкурентоспособности отечественных товаров за счет улучшения качества и снижения издержек на их производство и реализацию. Кардинальное решение данной задачи возможно только в результате:

1) обновления технологической базы;

2) разработки и освоения новых видов продукции, соответствующих по своим качественным характеристикам потребностям мирового рынка;

3) диверсификация внешней торговли;

4) сертификация продукции;

5) развитие информационной инфраструктуры отечественных товаропроизводителей;

6) регулирования цен;

7) использования различных видов рекламы;

8) поиск новых рынков сбыта;

9) улучшения качества продукции;

10) своевременного прогнозирования действий конкурентов.

В результате вышеизложенного могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности:

1) изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;

2) изменение порядка проектирования продукции;

3) изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;

4) изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;

5) изменение порядка реализации продукции на рынке;

6) изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;

7) изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

8) изменение системы стимулирования поставщиков;

9) изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

 

 

 

4 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРОДУКЦИИ 

НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

 

4.1 Общая характеристика ОАО «Восток»

 

Открытое акционерное общество «Восток» создано на основании приказа Фонда «Брестоблимущество» от 21 сентября 2004г. путем преобразования Коммунального унитарного торгово-производственного предприятия «Восток» в соответствии с Законодательством о приватизации государственного имущества и Законодательствах об акционерных обществах. Открытое акционерное общество «Восток» решением Брестского областного исполнительного комитета № 9222 от 15.09.2004 г. зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдано свидетельство о государственной регистрации № 05071 от 21.09.2004 г. На основании решения Брестского областного исполнительного комитета № 706 от 20.10.2005 г. реорганизовано путем присоединения к ОАО «Восток» Открытого акционерного общества «Прибужье» и Открытого акционерного общества «БерестПрод».


Среднесписочная численность работников за 2010 г. составила 284 чел., из них аппарат управления 23 человека, или 8,1%; торгово-производственный персонал составил 262 чел, или 91,9%. Из общей численности работников имеют высшее образование – 28 чел., или 9,2%; среднее специальное образование – 76 чел., или 25%; профессионально-техническое образование – 117 чел., или 38,5%; общее среднее – 78 чел., или 25,7%; общее базовое –5 чел., или 1,6%.

Коммерческая деятельность предприятия направлена на продвижение товара, включая рекламу, создание благоприятного впечатления о товаре, фирме на формирование устойчивого спроса на различные виды товаров путем достижения оптимальных пропорций в ассортименте между товарами разных производителей, увеличение общей прибыли и показателей оборачиваемости за счет удачного размещения товаров в торговом зале. В структуре продаж продовольственных товаров продолжается тенденция повышения более ценных в питательном отношении таких продуктов как мясо, молоко, яйца, рыба и рыбопродукты. Важным фактором реализации товародвижения является централизованная доставка товара силами и средствами поставщика непосредственно в магазины на взаимовыгодных условиях поставки.

Основными поставщиками предприятия являются: ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Кобринский маслосырзавод», ОАО «Ивановский молочный завод», ОАО «Беловежские сыры», ОАО «Березовский сыродельный комбинат» и др. Особую роль в системе товароснабжения играют оптовые базы: ОАО «Брестская областная база Бакалея», ОАО «Продтовары». Основными конкурентами ОАО «Восток» являются ООО «Табак-Инвест», супермаркет «Алми», ОАО «Брест-сервис», ОАО «Асстор-Вест» и ОАО «Продтовары», торговые объекты которых находятся в зоне торговой деятельности ОАО «Восток» и осуществляют торговлю идентичными товарами, полученными у одних и тех же поставщиков, у многих предприятий имеется сеть предприятий общественного питания.

Розничный товарооборот за 2010г. составил 25539 млн. руб., по сравнению с 2009 годом увеличился на 132,2%, в сопоставимых ценах на 113,8%. В общем объеме товарооборота, оборот розничной торговой сети составляет 92,1%, общественного питания – 7,9%, реализация собственной продукции кухни, кондитерского цеха – 7,1%о. Реализация собственной продукции в валовом обороте общественного питания составляет 68,0%. По сравнению с прошлым годом реализация собственной продукции в сопоставимых ценах увеличилась на 109,3%, в т.ч. по кондитерской продукции – на 127,5%, кухонной – на 100,3% по причине закрытия кухни кафе на ремонт. Реализация продовольственных товаров в общем объеме товарооборота занимает 94,5%, непродовольственных товаров – 5,5%. По сравнению с прошлым годом удельный вес непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота увеличился на 1,5% за счет увеличения площади выкладки и расширения ассортимента товаров. Товарооборачиваемость товаров в розничной торговле за 2010 год составила 12,4 дня, по сравнению с 2009 годом ускорилась на 0,8 дня. В целях увеличения розничного товарооборота в текущем году продолжалась работа по увеличению продажи товаров по методу самообслуживания, удельный вес которого вырос до 87%, увеличению площади выкладки товаров, расширению ассортимента товаров. Как конечный результат хозяйственной деятельности прибыль от реализации за 2010 год составила 390,0 млн. руб., чистая – 274,0 млн. руб. Рентабельность продаж сложилась 1,52%. По сравнению с прошлым годом увеличилась на 0,43%. Средняя заработная плата за год составила 685,2 тыс. руб. и выросла по сравнению с 2009 годом на 24,7%, а к сентябрю месяцу она достигла 722,0 тыс. руб. Рост производительности труда превысил рост средней зарплаты на 6,2%.


В качестве одного из стратегических направлений развития ОАО «Восток» руководство выделяет расширение ассортимента выпускаемых кондитерских изделий собственным цехом. 

 

 

4.2 Анализ конкурентоспособности кондитерских изделий собственного производства ОАО «Восток»

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и разработка путей её повышения