Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 08:47, курсовая работа
Целью данной работы является изучение значения конкурентоспособности продукции и разработка путей её повышения, как на уровне предприятия, так и на уровне государства
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1) определение понятия, значения и сущности конкурентоспособности;
2) изучение методов оценки конкурентоспособности продукции;
3) разработка путей повышения конкурентоспособности продукции;
4) проведение оценки конкурентоспособности продукции ОАО «Во-сток».
Введение………………………………………………………………………..
1 Сущность и значение конкурентоспособности …………………………...
2 Методы оценки конкурентоспособности продукции …………………….
3 Пути повышения конкурентоспособности продукции …………………...
4 Оценка конкурентоспособности продукции на предприятии…………….
4.1 Общая характеристика ОАО «Восток»……………………………..
4.2 Анализ конкурентоспособности кондитерских изделий собственного производства ОАО «Восток»………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
Еще 5-10 лет назад торговых сетей, торгующих кондитерскими изделиями собственного производства, было буквально единицы. Сегодня этот рынок стал постепенно насыщаться продукцией как специализированных предприятия, так и торговых сетей. Вот только некоторые предприятия, присутствующие на брестском рынке выпускающие кондитерские и кулинарные изделия предприятия: ОАО «Продтовары», ОАО «Брест-Сервис», ОАО «Асстор-Вест», СП «Five Stars», ЗАО «ЗЕВС ПРОДСЕРВИС», ООО «Табак-Инвест», супермаркет «Алми» и др., и между ними, естественно, существует достаточно серьёзная конкуренция. Анализировать конкурентоспособность каждой фирмы не представляется возможным из-за ограниченности информации. В связи с этим дальнейший анализ будет проводиться на основании основных конкурентов – ОАО «Продтовары» и ОАО «Асстор-Вест».
На конкурентоспособность фирм, занимающихся производством и реализацией продукции кондитерских цехов, влияют следующие параметры: качество, широта представленного ассортимента, качество работы торгового персонала, наличие узнаваемых торговых марок, цена.
Проведём анализ конкурентоспособности кондитерской продукции ОАО «Восток» по предложенным критериям.
В качестве системы оценки была предложена 10 бальная шкала:
0-3 – низкое значение;
4-7 – среднее значение;
8-10 – высокое значение.
В качестве экспертов были привлечены работники ОАО «Восток» (директор, технолог производства кондитерских изделий, товароведы и др.), а также независимые эксперты – всего 15 человек.
Показатель «Качество» оценивался на основании следующих элементов:
1. Вкусовые качества.
2. Разнообразие начинок.
3. Состав.
4. Внешний вид продукции и упаковки.
5. Порционность изделий.
6. Свежесть.
Исходя из проведенного опроса, были получены следующие оценки:
ОАО «Восток» – 7 баллов. Наиболее негативное влияние оказал элемент «Внешний вид продукции и упаковки» (у многих экспертов ассоциируется с советскими временами) и «Порционность изделий» (в основном преобладают торты).
ОАО «Продтовары» – 9 баллов.
ОАО «Асстор-Вест» – 8 баллов.
Показатель «Широта представленного ассортимента» оценивался на основании ассортиментного перечня предлагаемой продукции постоянно представленного в местах продаж:
ОАО «Восток» – 17 наименований – 6,5 баллов.
ОАО «Продтовары» – 26 наименований – 10 баллов.
ОАО «Асстор-Вест» – 14 наименований – 5,4 балла.
Показатель «Качество работы торгового персонала» оценивался на основании следующих элементов:
1. Квалифицированная
2. Оперативность.
3. Рекомендации продавцов.
4. Место расположение
Исходя из проведенного опроса, были получены следующие оценки:
ОАО «Восток» – 8 баллов.
ОАО «Продтовары» – 8 баллов.
ОАО «Асстор-Вест» – 6 баллов.
Показатель «Наличие узнаваемых торговых марок» оценивался на основании следующих элементов:
1. Привлекательное название.
2. Реклама.
3. Рекомендации друзей и родственников.
4. Победы в конкурсах и участие в выставках.
Исходя из проведенного опроса, были получены следующие оценки:
ОАО «Восток» – 6 баллов.
ОАО «Продтовары» – 9 баллов.
ОАО «Асстор-Вест» – 8 баллов.
Показатель «Цена» оценивался на основании средней цены 100 грамм кондитерских изделий (чем ниже цена, тем выше бал):
ОАО «Восток» – 10 баллов.
ОАО «Продтовары» – 8 баллов.
ОАО «Асстор-Вест» – 7,5 баллов.
Для того, чтобы сделать общую оценку конкурентоспособности кондитерской продукции ОАО «Восток» сведём полученные показатели в таблицу 4.1:
Таблица 4.1 Оценка конкурентоспособности кондитерских изделий ОАО «Восток»
Критерии конкурентоспособности кондитерских изделий |
ОАО «Восток» |
ОАО «Продтовары» |
ОАО «Асстор-Вест» |
1 |
2 |
3 |
4 |
Качество |
7 |
9 |
8 |
Широта представленного ассортимента |
6,5 |
10 |
5,4 |
Качество работы торгового персонала |
8 |
8 |
6 |
Наличие узнаваемых торговых марок |
8 |
8 |
6 |
Цена |
10 |
8 |
7,5 |
Итого |
39,5 |
43 |
32,9 |
Средний бал |
7,9 |
8,6 |
6,6 |
Из проделанного сравнения можно сделать следующий вывод: ни одна из фирм не получила наивысшую оценку – 50 баллов. ОАО «Продтовары» попадает в поле отличной оценки, а фирмы ОАО «Восток» ОАО «Асстор-Вест» – в поле средней оценки.
Далее проведем расчет индекса конкурентоспособности, так как предложенные критерии влияют не одинаково на конкурентоспособность. Сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам будет определяться на основании следующей формулы:
, (4.1)
где m – число анализируемых количественных параметров;
аi – вес i-го параметрического индекса;
ji – параметрический индекс i-го параметра.
Весовые значения параметров следующие:
– качество – 0,35;
– широта представленного ассортимента – 0,09;
– качество работы торгового персонала – 0,12;
– наличие узнаваемых торговых марок – 0,12
– цена – 0,32.
Определим наилучший вариант:
10 • 0,35 + 10 • 0,09 + 10 • 0,12 + 10 • 0,12 + 10 • 0,32 = 10
Рейтинговая шкала индекса имеет следующий вид:
10 – 7,6: очень высокая конкурентоспособность фирмы;
7,5 – 5,1: высокая конкурентоспособность фирмы;
5,0 – 2,6: средняя конкурентоспособность фирмы;
2,5 – 0,0: низкая конкурентоспособность фирмы.
Определим значение индекса для каждого предприятия.
ОАО «Восток»:
7 • 0,35 + 6,5 • 0,09 + 8 • 0,12 + 8 • 0,12 + 10 • 0,32 = 8,155.
ОАО «Продтовары»:
9 • 0,35 + 10 • 0,09 + 8 • 0,12 + 8 • 0,12 + 8 • 0,32 = 8,53.
ОАО «Асстор-Вест»:
8 • 0,35 + 5,4 • 0,09 + 6 • 0,12 + 6 • 0,12 + 7,5 • 0,32 = 7,126.
В соответствии с приведенной выше шкалой конкурентоспособности это означает: наивысшим уровнем конкурентоспособности обладает продукция фирм ОАО «Продтовары» и ОАО «Восток», причем продукция ОАО «Восток» незначительно отстает. А вот конкурентоспособность фирмы ОАО «Асстор-Вест» можно оценить как «высокая».
Исходя из проведенного анализа для фирмы ОАО «Восток» можно порекомендовать следующие меры по улучшению конкурентоспособности выпускаемых кондитерских изделий:
1) разработка и внедрение рецептур новых кондитерских изделий, и расширение за счёт них ассортимента;
2) применение новых начинок и вкусовых добавок;
3) усовершенствование внешнего вида кондитерских изделий и упаковки;
4) разработка более оптимальных
порций изделий с
5) установление графика
производства на основании
6) провести дополнительную
работу с торговым персоналом
с целью улучшения
7) разработать узнаваемые
торговые марки и активно
8) разработать систему
гибкого ценообразования, особенно
с учётом сроков хранения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы полнее понять сущность проблемы по конкурентоспособности продукции нужно вычленить несколько важных следствий.
1. Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.
2. Покупатель – главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них.
3. Как известно, каждый рынок характеризуется «своим» покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
Конкурентоспособность – не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего – это философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:
1) понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
2) знание поведения и возможностей конкурентов;
3) знание состояния и тенденций развития рынка;
4) знание окружающей среды и ее тенденций;
5) умение создать такой товар и так довести его до потребителя,
6) чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.
Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:
1) качество продукции и услуг;
2) наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
3) уровень квалификации персонала и менеджмента;
4) технологический уровень производства;
5) налоговая среда, в которой действует предприятие;
6) доступность источников финансирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Конкурентоспособность продукции и разработка путей её повышения