Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 23:07, курсовая работа
В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время(ежегодный отпуск, праздничные дни и тому подобное).
Оплата труда руководителей, специалистов и других работников, относящихся к служащим, производится по повременной и повременно-премиальной системам. Порядок исчисления заработка такой же, так и для рабочих-повременщиков, но устанавливается оклад согласно штатному расписанию. Премируются руководители, специалисты, другие работники, относящиеся к служащим за основные результаты хозяйственной деятельности из фонда потребления по конкретным показателям, устанавливаемым руководителем объединения, предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом. Показатели премирования коллективов функциональных подразделений и тесно связывают с конечными результатами работы предприятия и устанавливаются дифференцированно по отдельным категориям и группам работников с учетом стоящих перед ним задач.
Условиями эффективного применения повременной оплаты труда являются:
- внедрение рациональных режимов труда и отдыха работников торговли и строгий учет фактически проработанного каждым работником времени;
- обязательное наличие на каждом торговом предприятии гра-фиков выхода на работу и табелей учета фактически проработанного времени;
- своевременное проведение пересмотра квалификационных категорий или разрядов работников;
- применение наиболее рациональных нормативов трудовых затрат;
- утверждение в каждой организации, на предприятии должностных обязанностей по категориям работников.
В условиях экономики рыночного типа ведущее место занимает контрактная, договорная система оплаты труда. Уровень оплаты труда фиксируется в договоре между работниками и администрацией, который может носить индивидуальный или коллективный характер. В тех отраслях экономики, где интересы трудящихся защищают профсоюзы, уровни оплаты труда складываются под воздействием тройственных соглашений, в которых наряду с нанимателями и нанимаемыми участвуют и представители профсоюзов.
Необходимо отметить, что и в рыночной экономике цена труда на рынке рабочей силы складывается под влиянием не только спроса и предложения, но и ряда иных факторов, на нее могут влиять профессия, образование, пол, возраст, региональные факторы, условия труда, традиции, законодательные ограничения, установившиеся правила и нормы. В частности, величина заработной платы работника складывается под воздействием тарифов.
В 2003 году в среде известных в республике производителей кондитерских изделий появился новый представитель иностранное предприятие «Алвеста-М» белорусский производитель мучных сладостей. Ассортиментом сдобного печенья, выпускается более 40 видов мучных сладостей. Все производимые сладости фасуются в удобную фирменную упаковку красочные запоминающиеся лотки-телевизоры весом 0,35 кг; 0,45 кг; 0,6 кг; 0,9 кг; 1 кг; 3,5 кг; 4,5 кг; - обеспечивает визуальный доступ к её содержимому каждому покупателю.
Ассортимент
постоянно обновляется благодаря чётко
отслеженной конъюнктуре рынка, поддержке
тесных связей с конечным потребителем.
Сотрудники торгового отдела компании
лично знакомы практически с каждым своим
клиентом – представителем магазина.
Сотрудничество выражается в совместном
и тщательном изучении покупательских
предпочтений, проведение рекламных акций
с дегустацией продукции, удобной выкладки
товара в торговых точках с привлечением
профессиональных мерчендайзеров.
Для удобства покупателей ряд изделий
комбинируются в одной упаковочной коробке
и фасуются по три наименования, дабы порадовать
покупателе сразу двумя или тремя вкусами
(или разными видами печенья).
Специалисты предприятия не собираются
останавливаться на достигнутом. Идёт
постоянный поиск современных производственных
технологий, уникальных идей. Благодаря
активному посещению специализированных
выставок в России, Польше, Германии, странах
Балтии постоянно расширяется номенклатура
сладостей мучных, рассматриваются предложения
о поставках современного оборудования
для расширения ассортимента выпускаемой
продукции.
На предприятии
установлено оборудование для производства
сладостей мучных итальянских и российских
компаний. В октябре 2007 года поклонники
сладостей мучных ТМ «Алвеста» могут порадовать
совершенно особенным, изысканным вкусом
новинок. Мучные сладости с различными
добавками и наполнителями – с ароматом
«Капучино», «Амаретто», «Крендельки в
глазури», «Графские». Многие не понаслышке
знают продукцию торговой марки «Алвеста»,
официально зарегистрированной в Республике
Беларусь в начале 2006 года. С момента открытия
производственного цеха прошло 4 года.
За этот период производственные площади
увеличились с 600 м2 до 1500 м2, количество
сотрудников возросло до 100 человек. Помимо
производства мучных кондитерских изделий
на предприятии работает участок по обжарке
и фасовке различных продуктов – семечки
подсолнечника жареные и арахис. Трудно
найти человека который не любит семечки,
поэтому компания «Алвеста» предлагает
семечки подсолнечника жареные ТМ «Мои
семечки» весом 35 и 90 грамм, ТМ «Семечки
от Сенечки» весом 75 и 155 грамм. В мае 2007
года появилась новая ТМ «Крупный калибр».
Название говорит само за себя семечки
крупные, полные и хорошо прожарены. Семечки
«Крупный калибр» расфасованы в яркие
удобные пакетики весом 50 и 100 грамм.
Польза орехов неоспорима, ведь в каждом
из них неповторимый уникальный баланс
витаминов и микроэлементов. Что бы орех
стал доступным для каждой белорусской
семьи, с октября 2005 года на рынке появилась
ТМ «33 ореха» пол которой продаются фасованные
ядра арахиса очищенные и неочищенные
весом 65, 140 и 200 грамм. Постоянно совершенствуется
упаковка и расширяется ассортимент, с
июля 2006 года изготавливается арахис жареный
и арахис жареный с солью 30 и 80 грамм. В
результате исследования белорусского
рынка, были выявлены потребительские
предпочтения, и была расширена линейка
жареного арахиса. С февраля (марта) 2007
года ТМ «33 ореха» пополнилась арахисом
жареного со вкусовыми добавками «паприка»,
«бекон», «сыр», «укроп», «чеснок». С января
2008 года ТМ «33 ореха» пополнилась двумя
новыми позициями фисташки жареные с солью
50 и 90 грамм.
Благодаря сотрудничеству с известными
белорусскими производителями пива с
октября 2005 года налажен выпуск фисташек
и арахиса жареного с солью 30 грамм, с использованием
в упаковке фирменного стиля пивных брендов
«Беловежское», «Брестское», «Речицкое».
Номенклатура производимой продукции
разнообразна (Приложение 1).
Специалисты
компании «Алвеста-М» уверенны, сто для
создания кулинарного шедевра но кухне
недостаточно комбинировать только одни
полуфабрикаты. Поэтому, в помощь творческим
натурам компания с августа 2005 года запустило
в производство серию специй под ТМ «Пряная
долина» которая включает в себя 45 позиций
– специи, пряности и приправы.
С момента открытия собственного производство
компания «Алвеста-М» активно участвует
в конкурсах и выставках, которые проводятся
в Республике Беларусь.
Ежегодно в Республике проводится специализированная оптовая выставка – ярмарка «Продэкспо» с 2003 по 2006 года «Алвеста» участвует в выставке и представляет весь ассортимент производимой продукции – награждается дипломом «за активное участие, дизайн стенда и широкий ассортимент представленной продукции».
С 2004 по 2007 год компания «Алвеста» участвует в конкурсе «Лучшая продукция года» в номинации «Кондитерские изделия». Организаторы конкурса РУП «Научно – практический центр Национальной Академии Наук Беларуси по продовольствию», Белорусское общество защиты потребителей, ООО «Экобрейн». Экспертную оценку качества продукции проводят специально уполномоченные центры, институты и лаборатории, аккредитованные на независимость и компетентность в национальной системе сертификации РБ. ТМ «Алвеста» занимает первое место и награждается дипломом победителя, что позволяет использовать логотип конкурса на упаковке сладостей мучных.
С 2003 по 2007 год компания «Алвеста-М» участвует в Республиканском конкурсе продуктов питания «Продукт года» в номинации «Кондитерские изделия». Победитель конкурса определяется по результатам социологического исследования потребительских предпочтений. С 2003 по 2007 год участвует в номинации сладости мучные и награждается дипломом, а в 2007 году в номинации Орехи ТМ «33 ореха» получила диплом II степени, что позволяет использовать фирменный знак «Продукт года - 2007» на упаковке продукции и в её рекламе.
Компания ИП «Алвеста-М» существует на рынке с 1993 г. Основной вид деятельности оптовая продажа и производство продуктов питания. Штат сотрудников на январь 2011 г. составлял 320 человек, из них 6 человек работают по контракту. Выделяя изменения, которые происходили в компании, можно обозначить следующие этапы развития компании:
Объем производства в среднем в месяц составляет 250 тонн сладостей мучных, прогнозируется увеличение производства мучных сладостей к концу 2014 года на 100 тонн. Чистая прибыль за период с января по октябрь 2014 г. составила 554 млн. руб., выручка за этот период составила 34482 млн. руб., затраты 28687 млн. руб., налоги 4145 млн. руб., налогооблагаемая прибыль составила 1066 млн. руб., налоги уплаченные из прибыли 241 млн. руб. Фонд оплаты труда с января по октябрь 2014 г. составляет 4026,5 млн. руб.
Фонд оплаты труда является важнейшим объектом управления любого экономического субъекта, поскольку в значительной степени формирует общие издержки организации. Анализ фонда оплаты труда представляет собой одно из направлений учетно-аналитической работы системы управления организацией.
Исследование фонда оплаты труда проводят в тесной взаимосвязи с анализом использования трудовых ресурсов и уровнем производительности труда, так как при росте производительности труда создаются предпосылки для повышения его оплаты. Однако средства на оплату труда должны использоваться так, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста его оплаты. При таких условиях создаются возможности для наращивания темпов роста расширенного производства.
Основными задачами анализа средств на оплату труда являются:
- систематический контроль за использованием средств на оплату труда;
- выявление
возможностей экономии средств
за счет роста
Для оценки использования фонда оплаты труда в учетно-аналитической практике организаций и в специальной экономической литературе применяют деление общего фонда оплаты труда на постоянную и переменную часть. От правильности определения этих показателей в значительной степени зависят результаты аналитической работы. Необходимо учитывать, что к переменной части оплаты труда рабочих относят заработную плату сдельщиков, которая напрямую зависит от объема выпуска продукции, премии и доплаты за производственные результаты и мастерство, а также сумма отпускных, относящаяся к переменной части. Постоянная часть оплаты труда рабочих - это повременная оплата труда (оплата по тарифным ставкам или окладам), а также доплаты за стаж, сверхурочное время, простои по вине организации и соответствующая сумма оплаты отпусков.
В таблице 2.1 приведена информация анализа фонда оплаты труда.
Таблица 2.1 – Анализ фонда оплаты труда
Показатели |
За отчетный период (январь-октябрь 2014 г.) |
За прошлый период (январь-октябрь 2013 г.) |
Отклонение(+ -) |
1. Переменная часть оплаты труда рабочих, млн.руб. |
984,50 |
603,00 |
381,50 |
2. Постоянная часть оплаты труда рабочих, млн.руб. |
3 042,00 |
2 290,10 |
751,90 |
3. Оплата труда сотрудников |
3 742,00 |
2 705,70 |
1 036,30 |
4. Общий фонд заработной платы, млн.руб. |
4 026,50 |
2 893,10 |
1 133,40 |
5. Удельный вес в общем фонде заработной платы: |
|||
переменная часть |
0,24 |
0,21 |
0,04 |
постоянная часть |
0,76 |
0,79 |
-0,04 |
6.Объем производства продукции, млн.руб. |
22 700,00 |
17 202,00 |
5 498,00 |
7. Среднесписочная численность |
296,00 |
226,00 |
70,00 |
Продолжение табл. 2.1
8. Среднемесячная заработная |
1,36 |
1,28 |
0,08 |
9. Среднемесячная выработка на одного работника, млн.руб. |
7,67 |
7,61 |
0,06 |
Примечание – Источник: [5]
На основании данных таблицы 1 проведем анализ фонда отплаты труда в такой последовательности:
1. Расчет
абсолютного и относительного
отклонения величины фонда
ФЗПабс = ФЗПотч - ФЗПпр (2.1)
где ФЗПабс - абсолютное отклонение фонда заработной платы;
ФЗПпр - фонд заработной платы прошлого периода;
ФЗПотч - фонд заработной платы отчетного периода;
ФЗПабс = 4026,5-2893,1=1133,4 млн. руб.
Относительное отклонение (ФЗПотн) - разность между фактической суммой фонда оплаты труда (ФЗПф) и плановым фондом, скорректированным на коэффициент выполнения плана по производству (ФЗПскор), по формуле (2.3). При этом корректируется только переменная часть фонда оплаты труда, которая изменяется пропорционально объему производства.
ФЗПскор = ФЗПпост.пл + ФЗПпер.пл х Квп (2.3)
где ФЗПскор - скорректированный фонд заработной платы;
ФЗПпост.пр - постоянная часть фонда заработной платы прошлого периода;
ФЗПпер.пр - переменная часть фонда заработной платы прошлого периода;
Квп - коэффициент выполнения плана по производству.
Рассчитаем на основании данных таблицы 2.1 ФЗПскор:
ФЗПскор = 2290,1+ 603х (22700/17202) = 2290,1+ 603х 1,32= 3085,83 млн. руб.
ФЗПотн=4026,5 - 3085,83= 940,67 млн. руб.
Следовательно, относительный перерасход фонда оплаты труда составила 904,67 млн. руб.
Полученный перерасход вызван увеличением объема производства, что является количественным фактором и не может характеризовать качественную сторону использования средств на оплату труда. Последующие этапы анализа позволят глубже разобраться в причинах изменения средств на оплату труда.