Кооперирование предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие кооперирования.
2.Изучить основные аспекты понятия кооперирования и его развития.
3. Рассмотреть экономическую эффективность кооперирования.
4. Изучить особенности развития кооперирования на примере предприятия.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты развития кооперирования и его экономической эффективности.................................................................................................................6
1.1 Понятие, формы и показатели кооперирования.....................................................6
1.2 Кооперирование производства и его экономическая эффективность................10
2. Анализ развития кооперирования и его экономической эффективности на примере предприятия....................................................................................................15
2.1 Анализ уровня и экономического значения кооперирования производства на примере ТОО «Авторазбор».........................................................................................15
2.2 Мероприятия по повышению уровня кооперации на предприятии...................20
Заключение.....................................................................................................................25
Список использованной литературы...........................................................................27
Приложения

Файлы: 1 файл

Курс. Экон. предпр.docx

— 72.97 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение...........................................................................................................................3

1. Теоретические аспекты развития кооперирования и его экономической эффективности.................................................................................................................6

1.1 Понятие, формы и  показатели кооперирования.....................................................6

1.2 Кооперирование производства и его экономическая эффективность................10

2. Анализ развития кооперирования и его экономической эффективности на примере предприятия....................................................................................................15

2.1 Анализ уровня и экономического  значения кооперирования производства  на примере ТОО «Авторазбор».........................................................................................15

2.2 Мероприятия по повышению уровня кооперации на предприятии...................20

Заключение.....................................................................................................................25

Список использованной литературы...........................................................................27

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Научно-технический прогресс ведет к концентрации в одном  продукте  затрат труда работников все большего количества специализированных  отраслей,  что усложняет производственные связи и вызывает  развитие  кооперирования.  Под кооперированием понимаются  планово-организованные  производственные  связи между предприятиями, совместно  изготовляющими  какой-либо  вид  продукции.

Являясь следствием развития специализации, производственное  кооперирование характеризуется относительным постоянством и устойчивостью связей,  строгим соблюдением технических условий предприятий-смежников.

Производственное кооперирование существенно  отличается  от  материально-технического обеспечения,  которое  не  вытекает  непосредственно  из  форм специализации и не всегда основано на длительных  производственных  связях. Если кооперирование охватывает производственные связи  по  деталям,  узлам, агрегатам, полуфабрикатам, определенным технологическим операциям,  которые осуществляются  с  конкретными  предприятиями,  то  материально-техническое обеспечение включает в себя поставки  сырья,  материалов,  топлива,  машин, оборудования и других средств производства любому потребителю.

В промышленности кооперированные  связи могут различаться по отраслевому  и территориальному    признаку.    По    отраслевому    признаку    различают внутриотраслевое    кооперирование,    когда     производственные     связи устанавливаются между предприятиями одной отрасли, и межотраслевое  -  если оно имеет место между предприятиями разных отраслей.

По территориальному признаку кооперирование делится: на внутрирайонное, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района, и межрайонное - между предприятиями, расположенными в разных экономических районах страны.

 

В соответствии с формами  специализации  в  промышленности  различают  три формы кооперирования:

Предметное   (или   агрегатное)   кооперирование   -   это   такой    вид производственных  связей,  когда головной   завод,   выпускающий   сложную продукцию,  получает  от  других  предприятий готовые агрегаты   (моторы, генераторы, насосы, компрессоры и другие), идущие на комплектование  продукции этого завода. Данная форма кооперирования характерна для машиностроения, многие отрасли которого производят сложные машины и оборудование.

Подетальное   кооперирование,   когда   предприятия-смежники   поставляют головному заводу детали и узлы (карбюраторы, радиаторы, поршни и другие),  для выпуска готовой продукции. Эта форма кооперирования присуща многим отраслям промышленности,  и прежде  всего   машиностроению,   деревообрабатывающей, текстильной и обувной промышленности.

Технологическое (или стадийное) кооперирование  проявляется  в  поставках одних предприятий другим  определенных  полуфабрикатов  (отливок,  поковок, штамповок) или в выполнении для  них  отдельных  технологических  операций, связанных с обработкой выпускаемых изделий.

Уровень  производственного  кооперирования   характеризуется   следующими показателями:

а) коэффициент  кооперирования,  или  удельный  вес  покупных  изделий  и полуфабрикатов в общем объеме продукции отрасли или предприятия;

б) количество предприятий-смежников, участвующих в производстве продукции головного предприятия;

в) соотношение, объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых  и межотраслевых кооперированных поставок;

г)  доля  предметного  (агрегатного),  подетального  и   технологического (стадийного) кооперирования в общих кооперированных поставках;

д) средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом  по отрасли.

Выделяют три основных метода, которые используются при  налаживании кооперационных связей:

1) осуществление совместных  программ;

2) специализация в договорном  порядке;

3) создание совместных  предприятий.

Актуальность темы. Анализ отечественной и зарубежной теории и практики показывают, что необходим  качественно новый подход к исследованию сущности и содержания современной  специализации и кооперации общественного  производства, к определению целей  и критериев, механизма и моделей, показателей ее оптимального развития, поиску бесконфликтных путей перехода к качественно новым более  прогрессивным и гуманным формам общественной организации труда.

Цель курсовой работы: изучение развития кооперирования на предприятии  и его экономической эффективности.

Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть понятие кооперирования.

2.Изучить основные аспекты  понятия кооперирования и его  развития.

3. Рассмотреть экономическую  эффективность кооперирования.

4. Изучить особенности  развития кооперирования на примере  предприятия.

Теоретическую основу написания  данной курсовой работы составили труды  таких ученых и экономистов, как: Волков О.И., Девяткин О.В., Русакович М.В., Кожекин Г.Я., Синица Л.М., Т.Г. Морозова, А.В. Пулькин, В.Ф. Тихонов, Маренный М.А., Ансофф И. и другие.

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты развития кооперирования и его экономической эффективности

 

1.1 Понятие, формы и  показатели кооперирования

 

Кооперированием называются устойчивые постоянно повторяющиеся  хозяйственные связи между специализированными  заводами, выпускающими отдельные элементы товара для выпуска конечного  продукта.

Кооперирование производства – это форма длительных производственных связей между специализированными  промышленными предприятиями (объединениями), а также между странами по совместному  изготовлению определенного вида продукта, годного к самостоятельному потреблению. Кооперирование производства - результат  развития и углубления общественного  разделения труда и специализации  производства.

Кооперирование производства - одна из форм организации производства, тесно связанная со специализацией [4., С, 89].

От простых взаимосвязей между производителями и поставщиками, различными хозяйствующими субъектами рынка кооперирование отличается особым технико-экономическими условиями  взаимосвязей, что обусловлено совместным производством определенного продукта. Эта форма связи между самостоятельными субъектами рынка, самостоятельными предприятиями.

Производственное кооперирование существенно отличается от материально-технического обеспечения, которое не вытекает непосредственно  из форм специализации и не всегда основано на длительных производственных связях.

Если кооперирование охватывает производственные связи по деталям, узлам, агрегатам, полуфабрикатам, определенным технологическим операциям, которые  осуществляются с конкретными предприятиями, то материально-техническое обеспечение  включает в себя поставки сырья, материалов, топлива, машин, оборудования и других средств производства любому потребителю.

Кооперирование по экономической  сути - это порождение, производная  от специализации производства. Специализация  производства логично ведет к  созданию специализированных предприятий  и отраслей как высшее проявлено  закона разделения труда. Специализированные предприятия занимаются изготовлением  отдельных предметов, узлов, деталей, производством части, стадии, фазы общей  технологии изготовления продукта. Создание же самого готового продукта, годного  к самостоятельному потреблению, требует  специфических взаимосвязей, объединения  общих усилий, позволяющих собрать  этот готовый продукт с особым требованиям к его составляющим. Кооперирование, таким образом, развивается  в меру развития специализации и  за её пределами оно становится не рациональным, а просто ненужной самоцелью.

Кооперирование осуществляется в разных формах. В соответствии с формами специализации в  промышленности различают три формы  кооперирования:

Предметное (или агрегатное) кооперирование - это такой вид производственных связей, когда головной завод, выпускающий сложную продукцию, получает от других предприятий готовые агрегаты (моторы, генераторы, насосы, компрессоры и другие), идущие на комплектование продукции этого завода.

Данная форма кооперирования характерна для машиностроения, многие отрасли которого производят сложные  машины и оборудование.

Подетальное (поузловое) кооперирование осуществляется когда предприятия-смежники поставляют головному заводу детали и узлы (карбюраторы, радиаторы, поршни и другие), для выпуска готовой продукции..

Технологическое (или стадийное) кооперирование проявляется в поставках  одних предприятий другим определенных полуфабрикатов (отливок, поковок, штамповок) или в выполнении для них отдельных  технологических операций, связанных  с обработкой выпускаемых изделий.

Такая форма кооперирования наиболее характерна для предприятий  химической, нефтехимической и пищевой  промышленности.

В промышленности кооперированные  связи могут различаться по отраслевому  и территориальному признаку.

В соответствии с территориальным  расположением кооперирующихся  предприятий различают внутрирайонное и межрайонное кооперирование.

Если кооперируются предприятия, расположены в одном экономическом  районе, - это внутрирайонная форма  кооперирования. В случае же, если эти  предприятия размещены в разных экономических районах, то такое  кооперирование приобретает межрайонную  форму.

Отдельно следует выделить международное кооперирование производства, так же являющееся формой международного разделения труда [4., С, 91].

Его объективной основой  является растущий уровень развития производительных сил, а также процесс  устойчивых производственных связей между  обособившимися самостоятельными предприятиями  независимо от того, происходит ли он внутри страны или на международной арене.

Международное кооперирование производства в его развитых формах охватывает различные сферы сотрудничества:

1. Производственно-технологическое  сотрудничество, включающее:

а) вопросы передачи лицензий и использование прав собственности;

б) разработку и согласование проектно-конструкторской документации, технологических процессов, технического уровня и качества продукции, строительных и монтажных работ, модернизацию кооперирующихся предприятий;

в) совершенствование управления производством, стандартизацию, унификацию, сертификацию, распределение производственных программ.

2. Торгово-экономические  процессы, связанные с реализацией  кооперированной продукции, а  именно: взаимосвязанную продукцию  между кооперантами и некоторым  третьим лицом в странах-партнёрах.

3. Послепродажное обслуживание  техники.

Выделяют три основных метода, которые используются при  налаживании кооперационных связей:

1) осуществление совместных  программ;

2) специализация в договорном  порядке;

3) создание совместных  предприятий [8., С, 76].

Осуществление совместных программ в свою очередь реализуется в  двух основных формах: подрядном производственном кооперировании и совместном производстве.

Подрядное производственное кооперирование предполагает выполнение определенной работы исполнителем по поручению заказчика. Подрядное  соглашение между двумя сторонами  обусловливается сроками, объемами, качеством исполнения и другие.

Информация о работе Кооперирование предприятий