Кооперирование предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие кооперирования.
2.Изучить основные аспекты понятия кооперирования и его развития.
3. Рассмотреть экономическую эффективность кооперирования.
4. Изучить особенности развития кооперирования на примере предприятия.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты развития кооперирования и его экономической эффективности.................................................................................................................6
1.1 Понятие, формы и показатели кооперирования.....................................................6
1.2 Кооперирование производства и его экономическая эффективность................10
2. Анализ развития кооперирования и его экономической эффективности на примере предприятия....................................................................................................15
2.1 Анализ уровня и экономического значения кооперирования производства на примере ТОО «Авторазбор».........................................................................................15
2.2 Мероприятия по повышению уровня кооперации на предприятии...................20
Заключение.....................................................................................................................25
Список использованной литературы...........................................................................27
Приложения

Файлы: 1 файл

Курс. Экон. предпр.docx

— 72.97 Кб (Скачать файл)

 

Под кооперированием понимают производственные связи предприятий  по совместному производству конечной продукции. Производственное кооперирование – неизбежное следствие специализации  отраслей и предприятий на изготовление отдельных заготовок, деталей и  агрегатов для машин, оборудование, других изделий и продуктов.

Процессы кооперирования – это поставки комплектующих  полуфабрикатов и выполнение работ  для потребностей определенного  производства; связь поставщика с  определенными покупателями данного  вида продукции; работа поставщиков  на определенных потребителей, изготовляющих  готовую продукцию или же продолжающих формировать полуфабрикат. Поставщик  должен выполнять определенные требования данного потребителя.

Различают кооперирование по отраслевому и территориальному принципам.

Кооперирование по отраслевому  принципу делится на внутриотраслевое, а по территориальному – на внутрирайонное и межрайонное.

Внутрирайонное кооперирование способствует комплексному развитию хозяйства  в отдельных районах и является важным условием лучшего пользования  местных ресурсов и производственных возможностей. Однако по многим изделиям промышленности кооперирование в рамках одного экономического района не всегда позволяет рационально использовать производственные мощности предприятий. В этих случаях целесообразно  организовать межрайонное кооперирование.

Наиболее широко распространенно  кооперирование в машиностроении, пищевой, легкой, деревообрабатывающей промышленности.

Уровень кооперирования определяется следующими основными показателями: удельным весом в себестоимости выпускаемой предприятием продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперированию; удельным весом полуфабрикатов, изготовляемых предприятием на сторону, в общем их выпуске и в выпуске всей продукции; количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием.

Экономическая эффективность  специализации и кооперирования – результат организационно –  плановых мероприятий и повышения  технического уровня производства. Эффективность  организационно – плановых мероприятий  проявляется главным образом  в снижении себестоимости вследствие повышения производительности труда  и уменьшения условно – постоянных расходов, приходящихся на единицу  продукции. Основная часть экономического эффекта от специализации – следствие  повышения технического уровня производства и качество продукции. Оба эти  направления повышения эффективности  производства действуют одновременно.

Оценка общего состояния  теории и практики развития специализации  и кооперации производства в рамках макро-, мезо- и микроэкономики, определение  условий взаимосогласованного развития всех факторов базисного и надстроечного  характера дифференциации и интеграции труда является крупной научно-практической проблемой, требующей самого пристального внимания ученых.

Предпосылками для образования  кооперации являются: достижение определенного уровня концентрации числа предприятий в той или иной сфере экономики; налаженность между предприятиями различного рода взаимосвязей в процессе решения общих задач и наличие определенного уровня доверительности отношений между ними; исчерпание возможностей взаимодействия с предприятиями по ряду направлений деятельности; необходимость использования малозатратных способов функционирования предприятий в условиях слабой доступности финансовых и кредитно-инвестиционных ресурсов; наличие у каждого из предприятий способов более рационального использования производственных и иных ресурсов при условии вовлечения в хозяйственный процесс новых участников; факторы недостаточно благоприятной экономической среды и отсутствия необходимой государственной поддержки, стимулирующие к консолидации малых предприятий против агрессивных внешних воздействий.

Список использованной литературы

 

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2009. – 127 с .
  2. Волков О.И., Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы). М.: ИНФРА-М, 2010 – 601 с.
  3. Данилина Я.В., Клейнер Г.Б. Управление малыми многопрофильными корпорациями. М.: ЦЭМИ РАН, 2009. – 398 с.
  4. Егорова Н.Е., Хачатрян С.Р., Королева Н.В., Маренный М.А. Методы измерений взаимодействия малого и крупного бизнеса в ходе реструктуризации предприятий. М., ЦЭМИ РАН, 2011 – 68 с.
  5. Кожекин Г.Я., Синица Л.М. Организация производства. - Мн.: Экоперспектива, 2008.
  6. Маренный М.А. Методы финансового анализа кооперационных взаимодействий малых промышленных предприятий. М.: РЭА, 2011. – 50 с.
  7. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, А.В. Пулькин, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пулькина. – ЮНИТИ–ДАНА, 2009. – 603 с.
  8. Розенмюллер И. Кооперативные игры и рынки. М.: Мир, 2004. – 110 с.
  9. Русакович М.В. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий путем диверсификации производства. М.: КТПУ, 2010. – 23 с.
  10. Хачатрян С.Р., Королева Н.В. Моделирование стратегии развития инновационно-ориентированных малых предприятий с использованием производственных функций. М.: ЦЭМИ РАН, 2009. – 166 с.
  11. Хелферт Э. Техника финансового анализа. – М.: Аудит, 2006. – 456с.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Рисунок 1. Формы взаимодействия малых и крупных предприятий:

а) интрапренерство;

б) инкубаторство;

в) сателлитная (к – крупное  предприятие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Рисунок 2. Схема разновидностей (структур) сателлитной формы взаимодействия малых и крупных предприятий:

а) дипольная;

б) атомарная;

в) сетчатая;

г) корпоративная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Экономическая эффективность  специализации и кооперирования промышленного производства определяется рядом факторов:

- Специализация создает  условия для организации непрерывного  процесса производства: весь процесс  производства продукции расчленяется  на более мелкие операции, каждая  из которых закрепляется за  рабочими местами, расположенными  по ходу технологического процесса.

- Специализация, детализируя  и расчленяя производственные  процессы, порождает многообразие  специальных орудий труда, создает  предпосылки и благоприятные  условие для внедрения эффективных  средств комплексной механизации  и автоматизации производства.

- Специализация обеспечивает  более полное использование действующего  оборудования. Любая высокопроизводительная  машина может быть использована  на полную мощность только  при постоянном производстве  конструктивно и технологически  однородной продукции на основе  ее унификации, типизации и стандартизации. Чем большей производительностью  обладает машина, тем выше должна  быть массовость производства  продукции, для изготовления которой  она предназначена.

- На специализированных  предприятиях с массовым характером  производства технический уровень  производства значительно выше, чем на универсальных.

- Специализация позволяет  максимально упростить производственную  структуру предприятия, то есть  состав основных, вспомогательных  и обслуживающих цехов и хозяйств. Чем уже номенклатура технологически  однородной продукции (иными словами,  чем глубже специализированно  производство), тем меньше число  структурных подразделений входит  в состав предприятий.

- На основе специализации  и кооперирования производства  возникают более устойчивые связи  с поставщиками и потребителями,  а следовательно, улучшаются и  упрощаются материально – техническое  обеспечение и сбыт. Для специализированного  предприятия с ограниченным однородным  ассортиментом выпускаемой продукции  требуется ограниченная номенклатура  сырья, материалов и комплектующих  изделий, поставляемых по кооперированию.

- В условиях специализации  производства предъявляются более  высокие требования к уровню  квалификации кадров, поскольку  производственный процесс насыщен  сложной и многообразной техникой, умелое использование которой  требует от работников глубоких  и обширных технических знаний.


 

 

 


Информация о работе Кооперирование предприятий