Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:58, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие кооперирования.
2.Изучить основные аспекты понятия кооперирования и его развития.
3. Рассмотреть экономическую эффективность кооперирования.
4. Изучить особенности развития кооперирования на примере предприятия.
Введение...........................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты развития кооперирования и его экономической эффективности.................................................................................................................6
1.1 Понятие, формы и показатели кооперирования.....................................................6
1.2 Кооперирование производства и его экономическая эффективность................10
2. Анализ развития кооперирования и его экономической эффективности на примере предприятия....................................................................................................15
2.1 Анализ уровня и экономического значения кооперирования производства на примере ТОО «Авторазбор».........................................................................................15
2.2 Мероприятия по повышению уровня кооперации на предприятии...................20
Заключение.....................................................................................................................25
Список использованной литературы...........................................................................27
Приложения
Совместные предприятия - это так называемая интегрированная кооперация, получившая широкое распространение во всем мире. При такой организационной форме объединяется капитал нескольких участников для реализации отдельных, взаимно согласованных целей.
По отношению к отраслевой
принадлежности известны внутриотраслевая
и межотраслевая формы
Учитывая, что формы кооперации определяются формами специализации, следует так же выделять специализацию вспомогательных производств и специализацию межотраслевых, производств.
Примером специализации
вспомогательных производств
Уровень производственного кооперирования характеризуется следующими показателями:
а) коэффициент кооперирования, или удельный вес кооперированных поставок в общей себестоимости или стоимости произведенной предприятием продукции.
где Ок - объем кооперированных поставок, тг.
Оо - себестоимость или стоимость всей товарной продукции, тг.
б) количество предприятий-смежников, участвующих в производстве продукции головного предприятия;
в) соотношение, объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставок;
г) доля предметного (агрегатного), подетального и технологического (стадийного) кооперирования в общих кооперированных поставках;
д) средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом по отрасли.
1.2 Кооперирование производства и его экономическая эффективность
Кооперирование производства - одна из форм общественной организации производства, тесно связанная со специализацией и комбинированием.
Кооперирование производства
- это длительные, устойчивые связи
между самостоятельными предприятиями
(хозяйствующими субъектами) в товарном
производстве для совместного изготовления
одного продукта, годного к самостоятельному
потреблению. От простых взаимосвязей
между производителями и
Кооперирование по экономической
сути - это порождение, производная
от специализации производства. Специализация
производства логично ведет к
созданию специализированных предприятий
и отраслей как высшее проявление
закона разделения труда. Специализированные
предприятия, как отмечалось выше, занимаются
изготовлением отдельных
Кооперирование осуществляется
в разных формах. В соответствии
с классическими формами
1. Предметная.
2. Подетальная (поузловая).
3. Технологическая (постадийная).
В соответствии с территориальным расположением кооперирующихся предприятий различают:
1. Внутрирайонное.
2. Межрайонное.
Если кооперируются
По отношению к отраслевой
принадлежности известны внутриотраслевые
и межотраслевые формы
В промышленности известны следующие показатели кооперирования.
1. Удельный вес кооперированных
поставок в общей
где: - объем кооперированных поставок, млн. тг.
- себестоимость или стоимость всей товарной продукции, млн. тг.
2. Количество кооперирующихся
между собой предприятий.
Кооперирование производства, как правило, развито в отраслях, производящих конструктивно сложную продукцию или требующих ее особую техническую характеристику, параметры.
В промышленности появилась
особая и весьма эффективная форма
кооперирования, основанная на совместном
использовании близлежащими предприятиями
объектов вспомогательного производства
и обслуживающих хозяйств с наибольшей
полнотой, загрузкой в течение
всего года. Эффект и экономическая
целесообразность этой специфической
формы кооперирования дополняется
возможностью смягчения сезонного
характера деятельности многих отраслей
и усилением взаимосвязи
Если в межсезонье, когда работает основное производство, не всегда можно использовать технологическое оборудование и площади этих технологических цехов, то объекты вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств всегда можно эффективно эксплуатировать другими близлежащими предприятиями. Это -ремонтно-механические мастерские, электрические установки и сети, тепловое хозяйство, подъездные пути, транспортные средства, общие производственные площади, территория, утиль хозяйства и другие.
В сезон всегда рациональнее используется вспомогательное производство и обслуживающее хозяйство, ибо производство осуществляется в более крупном масштабе, а значит дешевле. В этот период, например, для близлежащего к свеклосахарному производству пищевого предприятия пар и электроэнергия приобретаются в несколько раз дешевле, чем его самостоятельное производство в небольшом объеме. Такая централизация вспомогательного производства и обслуживающего хозяйства получает эффект концентрации производства, преимущество крупномасштабного производства.
Эффективность работы, как всей отрасли, так и отдельных предприятий определяется надежностью кооперированных поставок и оптимальностью выбора поставщиков.
Экономическая эффективность
классических форм кооперирования складывается
из экономической эффективности
специализации. Гораздо дешевле, например,
получать кооперированные поставки,
комплектующие от самостоятельных
предприятий, чем производить их
в небольших количествах для
собственного потребления каждому
предприятию. Инструменты, например, при
кооперированных поставках в
несколько раз дешевле, чем их
производство на каждом предприятии. Здесь
проявляется, безусловно, эффект крупномасштабного
специализированного
Кооперирование производства, как правило, развито в отраслях, производящих конструктивно сложную продукцию или требующих её особую техническую характеристику, параметры [7., С. 43].
Учитывая, что кооперирование по экономической сути - это порождение, производная от специализации производства, то и эффективность этих форм общественной организации труда необходимо рассматривать в комплексе. Экономическая эффективность специализации и кооперирования - результат организационно-плановых мероприятий и повышения технического уровня производства. Эффективность, организационно-плановых мероприятий проявляется в снижении себестоимости вследствие роста производительности труда и уменьшения условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. Основная доля экономического эффекта от специализации приходится на повышение технического уровня производства и качества продукции. Оба эти направления увеличения эффективности производства действуют одновременно.
Таким образом, кооперирование производства - это длительные, устойчивые связи между самостоятельными предприятиями (хозяйствующими субъектами) в товарном производстве для совместного изготовления одного продукта, годного к самостоятельному потреблению. От простых взаимосвязей между производителями и поставщиками, различными хозяйствующими субъектами рынка кооперирование отличается особыми технико-экономическими условиями взаимосвязей, что обусловлено совместным производством определенного продукта. Эта форма связи между самостоятельными субъектами рынка, самостоятельными предприятиями.
2. Анализ развития
2.1 Анализ уровня и экономического значения кооперирования производства на примере ТОО «Авторазбор»
Рассмотрим значение кооперирования производства на примере предприятия по выпуску запчастей города Усть-Каменогорска для автомобилей ТОО «Авторазбор».
ТОО «Авторазбор» является частным предприятием. Расположено в Усть-Каменогорск.
ТОО «Авторазбор» осуществляет разработку, производство и сбыт автозапчастей, а также доставку их из Японии, США, государствах СНГ и странах дальнего зарубежья.
Автозапчасти изготавливаются для различных климатических и дорожных условий эксплуатации.
Кроме автозапчастей ТОО «Авторазбор» производит поставку потребителям техники по дополнительным направлениям - производство и сбыт товаров народного потребления: прицепы к легковым автомобилям и запасные части к ним, электробытовые товары (электрошашлычница, электроконвектор), садово-огородный инвентарь, хозяйственный инвентарь, детские игрушки, мебельная фурнитура.
В структуре ТОО находится комплекс основных и вспомогательных цехов, необходимых для выполнения производственного процесса изготовления автозапчастей, товаров народного потребления и других видов продукции и оказания услуг.
В состав завода входит производство товаров народного потребления, МСП «Стройкомплекс», а также управления и отделы, обеспечивающие создание и освоение новой техники, технико-экономическое планирование, учет, материально-техническое обеспечение, маркетинговые исследования, реализацию продукции.
Все производственные единицы завода работают на принципах хозрасчета.
ТОО «Авторазбор» является учредителем 19 малых дочерних предприятии, которые находятся в странах СНГ, в том числе в России - 13 предприятий, Беларуси - 2, Украине - 3, Узбекистане - 1.
Основными видами деятельности являются:
гарантийное и фирменное
Продукция ТОО «Авторазбор» является совместным продуктом производства Республика Казахстан-Россия.
Основные материалы и
комплектующие изделия
Объемы производства полностью зависят от развития этих отраслей в Российской Федерации. Совместные исследования развития рынка в России показывают о нарастании потребности в продукции. При этом, чтобы сохранять и расширять свой сектор рынка в условиях глобальной конкуренции с западными производителями, выпускаемые автозапчасти должна соответствовать мировым уровням качества.
Эти положения учтены в прогнозировании выпуска на 2012 год автозапчастей по количеству и моделям.
Объем производства промышленной продукции на 2012 год запланирован в сумме 332,8 млн. тенге. в действующих ценах без НДС и других налогов.
Темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах на 2012 год составит 105,0 % к уровню 2011 года.
В натуральном выражении планируется изготовить автозапчастей на 805 автомобилей, что составляет 100,5 % к уровню 2012 года.
В 2012 году значительно увеличен выпуск автозапчастей, пользующихся спросом у потребителей. Их удельный вес в общем выпуске автомобилей составит 22,7 %, за 2011 год - 12,9 %.
Производство потребительских товаров в сопоставимых ценах возрастет на 6 % к уровню 2011 года.