Кооперирование предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие кооперирования.
2.Изучить основные аспекты понятия кооперирования и его развития.
3. Рассмотреть экономическую эффективность кооперирования.
4. Изучить особенности развития кооперирования на примере предприятия.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты развития кооперирования и его экономической эффективности.................................................................................................................6
1.1 Понятие, формы и показатели кооперирования.....................................................6
1.2 Кооперирование производства и его экономическая эффективность................10
2. Анализ развития кооперирования и его экономической эффективности на примере предприятия....................................................................................................15
2.1 Анализ уровня и экономического значения кооперирования производства на примере ТОО «Авторазбор».........................................................................................15
2.2 Мероприятия по повышению уровня кооперации на предприятии...................20
Заключение.....................................................................................................................25
Список использованной литературы...........................................................................27
Приложения

Файлы: 1 файл

Курс. Экон. предпр.docx

— 72.97 Кб (Скачать файл)

Совместные предприятия - это так называемая интегрированная  кооперация, получившая широкое распространение  во всем мире. При такой организационной  форме объединяется капитал нескольких участников для реализации отдельных, взаимно согласованных целей.

По отношению к отраслевой принадлежности известны внутриотраслевая и межотраслевая формы кооперирования. Если кооперирующие предприятия  относятся к одной и той  же отрасли (сахоропесочная, сахорорафинадная и прочие), то это будет внутриотраслевая форма кооперирования. В случае же кооперирования предприятии разных отраслей оно приобретает межотраслевую форму (мукомольня и макаронная, машиностроительная и электронная и другие)

Учитывая, что формы кооперации определяются формами специализации, следует так же выделять специализацию  вспомогательных производств и  специализацию межотраслевых, производств.

Примером специализации  вспомогательных производств являются ремонтные заводы (фирмы), а примером специализации межотраслевых производств  - предприятия по выпуску продукции общемашиностроительного назначения (коленчатые валы, редукторы, зубчатые колеса и так далее).

Уровень производственного  кооперирования характеризуется следующими показателями:

а) коэффициент кооперирования, или удельный вес кооперированных  поставок в общей себестоимости  или стоимости произведенной  предприятием продукции.

где Ок - объем кооперированных  поставок, тг.

Оо - себестоимость или  стоимость всей товарной продукции, тг.

б) количество предприятий-смежников, участвующих в производстве продукции  головного предприятия;

в) соотношение, объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и  межотраслевых кооперированных  поставок;

г) доля предметного (агрегатного), подетального и технологического (стадийного) кооперирования в общих кооперированных  поставках;

д) средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом  по отрасли.

 

 

1.2 Кооперирование производства и его экономическая эффективность

 

Кооперирование производства - одна из форм общественной организации  производства, тесно связанная со специализацией и комбинированием.

Кооперирование производства - это длительные, устойчивые связи  между самостоятельными предприятиями (хозяйствующими субъектами) в товарном производстве для совместного изготовления одного продукта, годного к самостоятельному потреблению. От простых взаимосвязей между производителями и поставщиками, различными хозяйствующими субъектами рынка кооперирование отличается особыми  технико-экономическими условиями  взаимосвязей, что обусловлено совместным производством определенного продукта. Эта форма связи между самостоятельными субъектами рынка, самостоятельными предприятиями.

Кооперирование по экономической  сути - это порождение, производная  от специализации производства. Специализация  производства логично ведет к  созданию специализированных предприятий  и отраслей как высшее проявление закона разделения труда. Специализированные предприятия, как отмечалось выше, занимаются изготовлением отдельных предметов, узлов, деталей, производством части, стадии, фазы общей технологии изготовления продукта. Создание же самого готового продукта, годного к самостоятельному потреблению, требует специфических  взаимосвязей, объединения общих  усилий, позволяющих собрать этот готовый продукт. Кооперирование, таким  образом, развивается в меру развития специализации и за ее пределами  оно становится не рациональным, а  просто ненужной самоцелью.

Кооперирование осуществляется в разных формах. В соответствии с классическими формами специализации  известны три формы:

1. Предметная.

2. Подетальная (поузловая).

3. Технологическая (постадийная).

В соответствии с территориальным  расположением кооперирующихся  предприятий различают:

1. Внутрирайонное.

2. Межрайонное.

Если кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом  районе, - это внутрирайонная форма  кооперирования. В случае же, если эти  предприятия размещены в разных экономических районах, то такое  кооперирование приобретает межрайонную  форму.

По отношению к отраслевой принадлежности известны внутриотраслевые и межотраслевые формы кооперирования. Если кооперирующие предприятия  относятся к одной и той  же отрасли (машиностроение, приборостроение  и прочие), то это будет внутриотраслевая форма кооперирования. В случае же кооперирования предприятий разных отраслей оно приобретает межотраслевую форму.

В промышленности известны следующие показатели кооперирования.

1. Удельный вес кооперированных  поставок в общей себестоимости  или стоимости произведенной  предприятием продукции:

                                                                                                     (1)

где: - объем кооперированных поставок, млн. тг.

- себестоимость или стоимость  всей товарной продукции, млн. тг.

2. Количество кооперирующихся  между собой предприятий. Экономическая  эффективность классических форм  кооперирования складывается из  экономической эффективности специализации.  Гораздо дешевле, например, получать  кооперированные поставки, комплектующие  из самостоятельных предприятий,  чем производить их в небольших  количествах для собственного  потребления каждому предприятию.  Инструменты и метизы, например, при кооперированных поставках  в несколько раз дешевле, чем  их производство на каждом  предприятии. Здесь проявляется,  безусловно, эффект крупномасштабного  специализированного производства.

Кооперирование производства, как правило, развито в отраслях, производящих конструктивно сложную  продукцию или требующих ее особую техническую характеристику, параметры.

В промышленности появилась  особая и весьма эффективная форма  кооперирования, основанная на совместном использовании близлежащими предприятиями  объектов вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств с наибольшей полнотой, загрузкой в течение  всего года. Эффект и экономическая  целесообразность этой специфической  формы кооперирования дополняется  возможностью смягчения сезонного  характера деятельности многих отраслей и усилением взаимосвязи объективно родственно размещенных предприятий  в зоне переработки сырья или  районе потребления.

Если в межсезонье, когда  работает основное производство, не всегда можно использовать технологическое  оборудование и площади этих технологических  цехов, то объекты вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств всегда можно эффективно эксплуатировать другими близлежащими предприятиями. Это -ремонтно-механические мастерские, электрические установки и сети, тепловое хозяйство, подъездные пути, транспортные средства, общие производственные площади, территория, утиль хозяйства и другие.

В сезон всегда рациональнее используется вспомогательное производство и обслуживающее хозяйство, ибо производство осуществляется в более крупном масштабе, а значит дешевле. В этот период, например, для близлежащего к свеклосахарному производству пищевого предприятия пар и электроэнергия приобретаются в несколько раз дешевле, чем его самостоятельное производство в небольшом объеме. Такая централизация вспомогательного производства и обслуживающего хозяйства получает эффект концентрации производства, преимущество крупномасштабного производства.

Эффективность работы, как  всей отрасли, так и отдельных  предприятий определяется надежностью  кооперированных поставок и оптимальностью выбора поставщиков.

Экономическая эффективность  классических форм кооперирования складывается из экономической эффективности  специализации. Гораздо дешевле, например, получать кооперированные поставки, комплектующие от самостоятельных  предприятий, чем производить их в небольших количествах для  собственного потребления каждому  предприятию. Инструменты, например, при  кооперированных поставках в  несколько раз дешевле, чем их производство на каждом предприятии. Здесь  проявляется, безусловно, эффект крупномасштабного  специализированного производства, эффект концентрации и специализации  производства.

Кооперирование производства, как правило, развито в отраслях, производящих конструктивно сложную  продукцию или требующих её особую техническую характеристику, параметры [7., С. 43].

Учитывая, что кооперирование по экономической сути - это порождение, производная от специализации производства, то и эффективность этих форм общественной организации труда необходимо рассматривать  в комплексе. Экономическая эффективность специализации и кооперирования - результат организационно-плановых мероприятий и повышения технического уровня производства. Эффективность, организационно-плановых мероприятий проявляется в снижении себестоимости вследствие роста производительности труда и уменьшения условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. Основная доля экономического эффекта от специализации приходится на повышение технического уровня производства и качества продукции. Оба эти направления увеличения эффективности производства действуют одновременно.

Таким образом, кооперирование производства - это длительные, устойчивые связи между самостоятельными предприятиями (хозяйствующими субъектами) в товарном производстве для совместного изготовления одного продукта, годного к самостоятельному потреблению. От простых взаимосвязей между производителями и поставщиками, различными хозяйствующими субъектами рынка кооперирование отличается особыми технико-экономическими условиями взаимосвязей, что обусловлено совместным производством определенного продукта. Эта форма связи между самостоятельными субъектами рынка, самостоятельными предприятиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ развития кооперирования  и его экономической эффективности  на примере предприятия

 

2.1 Анализ уровня и экономического значения кооперирования производства на примере ТОО «Авторазбор»

 

Рассмотрим значение кооперирования производства на примере предприятия по выпуску запчастей города Усть-Каменогорска для автомобилей ТОО «Авторазбор».

ТОО «Авторазбор» является частным предприятием. Расположено в Усть-Каменогорск.

ТОО «Авторазбор» осуществляет разработку, производство и сбыт автозапчастей, а также доставку их из Японии, США, государствах СНГ и странах дальнего зарубежья.

Автозапчасти изготавливаются для различных климатических и дорожных условий эксплуатации.

Кроме автозапчастей ТОО «Авторазбор» производит поставку потребителям техники по дополнительным направлениям - производство и сбыт товаров народного потребления: прицепы к легковым автомобилям и запасные части к ним, электробытовые товары (электрошашлычница, электроконвектор), садово-огородный инвентарь, хозяйственный инвентарь, детские игрушки, мебельная фурнитура.

В структуре ТОО находится комплекс основных и вспомогательных цехов, необходимых для выполнения производственного процесса изготовления автозапчастей, товаров народного потребления и других видов продукции и оказания услуг.

В состав завода входит производство товаров народного потребления, МСП «Стройкомплекс», а также управления и отделы, обеспечивающие создание и освоение новой техники, технико-экономическое планирование, учет, материально-техническое обеспечение, маркетинговые исследования, реализацию продукции.

Все производственные единицы  завода работают на принципах хозрасчета.

ТОО «Авторазбор» является учредителем 19 малых дочерних предприятии, которые находятся в странах СНГ, в том числе в России - 13 предприятий, Беларуси - 2, Украине - 3, Узбекистане - 1.

Основными видами деятельности являются: гарантийное и фирменное обслуживание автомобилей: самосвалов, погрузчиков и других, организация, ремонта узлов и агрегатов самосвалов, поставка и сбыт запасных частей для ремонтно-эксплуатационных нужд и другое.

Продукция ТОО «Авторазбор» является совместным продуктом производства Республика Казахстан-Россия.

Основные материалы и  комплектующие изделия поступают  на предприятие из различных регионов Казахстана, на предприятиях которых занято более 5 тысяч высококвалифицированных специалистов. Ежегодно более 70 % готовой продукции ТОО возвращается на казахстанские рынки.

Объемы производства полностью  зависят от развития этих отраслей в Российской Федерации. Совместные исследования развития рынка в России показывают о нарастании потребности в продукции. При этом, чтобы сохранять и расширять свой сектор рынка в условиях глобальной конкуренции с западными производителями, выпускаемые автозапчасти должна соответствовать мировым уровням качества.

Эти положения учтены в прогнозировании выпуска на 2012 год автозапчастей по количеству и моделям.

Объем производства промышленной продукции на 2012 год запланирован в сумме 332,8 млн. тенге. в действующих ценах без НДС и других налогов.

Темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах на 2012 год составит 105,0 % к уровню 2011 года.

В натуральном выражении  планируется изготовить автозапчастей на 805 автомобилей, что составляет 100,5 % к уровню 2012 года.

В 2012 году значительно увеличен выпуск автозапчастей, пользующихся спросом у потребителей. Их удельный вес в общем выпуске автомобилей составит 22,7 %, за 2011 год - 12,9 %.

Производство потребительских  товаров в сопоставимых ценах возрастет на 6 % к уровню 2011 года.

Информация о работе Кооперирование предприятий