Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:58, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие кооперирования.
2.Изучить основные аспекты понятия кооперирования и его развития.
3. Рассмотреть экономическую эффективность кооперирования.
4. Изучить особенности развития кооперирования на примере предприятия.
Введение...........................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты развития кооперирования и его экономической эффективности.................................................................................................................6
1.1 Понятие, формы и показатели кооперирования.....................................................6
1.2 Кооперирование производства и его экономическая эффективность................10
2. Анализ развития кооперирования и его экономической эффективности на примере предприятия....................................................................................................15
2.1 Анализ уровня и экономического значения кооперирования производства на примере ТОО «Авторазбор».........................................................................................15
2.2 Мероприятия по повышению уровня кооперации на предприятии...................20
Заключение.....................................................................................................................25
Список использованной литературы...........................................................................27
Приложения
Экспорт продукции в 2013 году составит 177,2 млн. долларов США и увеличится к ожидаемому уровню 2012 года на 5 %.
Темп роста импорта на 2012 год запланирован в размере 103 % к уровню 2011 года.
Внешнеторговое сальдо будет положительным и составит 86,8 тыс. долларов США, при этом наибольший вклад в формирование положительного внешнеторгового сальдо будет оказывать торговля с Российской Федерацией.
В странах СНГ создана товаропроводящая сеть по реализации продукции и сервисному обеспечению эксплуатации. На 2013 г. планируется
- создание сервисного технического центра в г. Павлодар.
- организация участка агрегатно-узлозых ремонтов в г. Аксу;
- расширение сети опасных пунктов в Павлодарской области.
По состоянию на 01.01.12 г. основные производственные фонды составляют 388127 млн. тенге, в том числе оборудование 265 397 млн. тенге. Износ составляет соответственно 67,9% и 59,9 %.
Ожидаемая среднегодовая производственная мощность 2012 года обеспечивает выпуск объема товарной продукции согласно проекту плана на 2013 год.
Выходная производственная мощность на 01.01.2012 года составляет 2735 единиц запчастей и агрегатов. Фактическое использование мощности составляет по продукции 52,6%.
В 2013 году предполагается ввести технологическое оборудование на 3 725 млн. тенге, модернизировать оборудование на 1616 млн. тенге, капитально отремонтировать - на 1954 млн. тенге.
Материально-техническое снабжение ТОО «Авторазбор» обеспечивает сбалансированность ресурсов с производственной программой по выпуску и реализации продукции, снижение затрат на их приобретение, что способствует устойчивому развитию предприятия, повышению качества и конкурентоспособности его продукции.
Материально-техническое снабжение ТОО «Авторазбор» осуществляется по трем основным направлениям:
- обеспечение предприятия
сырьем и основными
- обеспечение вспомогательными материалами;
- обеспечение комплектующими изделиями.
Снижение затрат на приобретение
товароматериальных ценностей достигается
путем приобретения сырьевых ресурсов
по прямым поставкам. Практически все
комплектующие изделия
- СПЗ «Балтийский
- «Трубный завод» г.Череповец (трубы);
- Завод «Серп и Молот» г.Москва (калиброванный прокат).
Остальной металл поставляется через следующих официальных дистрибьюторов:
- ЗАО «УралБелсервис» г. Челябинск;
- ЗАО «БелАзкомплект» г. Москва;
- «БелАвтоСиб» г. Горно-Алтайск.
Поставка вспомогательных материалов на 80% осуществляется по прямым договорам.
По причине недостатка оборотных средств на заводе и нестабильной работы некоторых заводов-поставщиков комплектность запасов невысокая. Постоянно в течение производственного процесса ощущается нехватка шин, двигателей (ОАО «Автодизель», г. Ярославль), тягового электрооборудования (ГУП «Татэлектромаш», г. Наб.Челны), а также некоторых подшипников, литья, трубки радиаторной медной и так далее.
Очевидно, что выпуск сложных агрегатов автомобилей невозможен без кооперационного взаимодействия ТОО «Авторазбор» и целого ряда поставщиков-соисполнителей. Более 40 % комплектующих изделий, используемых в производстве, сегодня приобретаются предприятием на основании заключенных договоров. Структурно это выглядит следующим образом (рис.1):
Рис. 1. Структура изделий собственного производства и покупных комплектующих изделий ТОО «Авторазбор».
Как видно из рисунка 1, 40 % изделий ТОО «Авторазбор» приобретает с целью дальнейшего использования в производственном процессе. Следовательно, предприятие представлено широким спектром взаимодействия в области кооперированных поставок.
Как правило, взаимодействие с предприятиями-поставщиками осуществляется на базе субконтрактации. Основными причинами выбора такого варианта кооперации являются более низкие издержки производства у субподрядчика а также отсутствие производственных мощностей по выпуску ряда комплектующих и частей.
В качестве наиболее показательного примера кооперации ТОО «Авторазбор» следует также привести изготовление кузовных деталей на жодинском заводе тяжелых штамповок (КЗТШ). Деятельность этого предприятия изначально направлена на удовлетворение нужд производства ТОО «Авторазбор» и большая часть продукции, выпускаемой КЗТШ (более 80 %) предназначена для ТОО «Авторазбор».
Таким образом, на рассматриваемом предприятии – ТОО «Авторазбор» кооперация получила широкое развитие, что обусловлено материалоемкостью продукции, а также использованием широкой номенклатуры комплектующих изделий и покупных полуфабрикатов в процессе производства. Среди форм кооперации преимущественное развитие получила субконтрактация.
2.2 Мероприятия по повышению уровня кооперации на предприятии
Как видно из проведенного анализа, кооперация на рассматриваемом предприятии – ТОО «Авторазбор» представлена достаточно широко. Тем не менее с целью снижения себестоимости продукции, увеличения загрузки производственных мощностей а также улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности необходимо дальнейшее совершенствование кооперации рассматриваемого предприятия.
В качестве мероприятия,
направленного на снижение
Таблица 1
Наименование показателя |
Значение показателя |
Стоимость проекта, всего |
8 064,0 млн. тг. |
в т.ч. проектные работы |
108,0 млн.тг. |
строительно-монтажные работы |
912,0 млн. тг |
оборудование |
7044,0 млн. тг. |
Источник финансирования |
амортизационные отчисления |
Рост объемов производства тепло- и электроэнергии |
40 % |
Снижение себестоимости 1 кВт-ч., Гкал энергии |
30 % |
Ожидаемый объем выручки, млн. тг. |
16129 млн. тг. |
Ожидаемый объем прибыли в год, млн. тг. |
2304,1 млн.тг. |
Срок окупаемости проекта |
3,5 года |
Как видно из данных табл.1, кооперация ТОО «Авторазбор» с РУП «Усть-Каменогорские электросети» позволит значительно увеличить объем выручки, обеспечит окупаемость проекта в течение 3,5 лет, а также обеспечит рост объемов производства тепло- и электроэнергии на 40 %, позволит снизить себестоимости 1 кВт-ч., Гкал энергии на 30 %, что приведет к снижению энергоемкости продукции и снижению ее себестоимости, что становится особенно актуальным в условиях повышения цен на энергоносители. Кроме этого, проведение данного мероприятия позволит повысить рентабельность работы предприятия, а также обеспечить энергонезависимость от внешних поставщиков тепло- и электроэнергии.
Также представляется целесообразной работа по осуществлению программы импортозамещения. В качестве примера можно привести перевод поставки реле УТД-1-24, реле-регулятора РН 21М с ОАО «Автоэлектроника» г. Калуга; счетчика авточасов СВН-24 с ОАО «Восток-Амфибия» г.Чистополь на АО «Электромеханический завод» г. Молодечно; датчика Д5 с завода «Автоприбор», г.Саранск на ЗАО «Инструментальные технологии» г.Минск (блок БПЧ-3,2); вилки, розетки СШ32, СШ35 с завода «Элекон», г.Казань на завод «Радиотехника» г. Ошмяны; электродвигателя ДП165 с «Электромеханического завода» г.Томск, на завод «БАТЭ» г.Борисов (электродвигатель 5602,3780) и так далее.
Данное мероприятие по проведенным на предприятии маркетинговым исследованиям позволит снизить себестоимость выпускаемой продукции и агрегатов до 8 %. Кроме этого, в результате проведения мероприятий по импортозамещению будет исключен фактор роста себестоимости за счет роста курса казахстанского тенге по отношению к российскому рублю. Также данное мероприятие позволит увеличить загрузку производственных мощностей указанных казахстанских предприятий, снизит транспортные затраты ввиду более компактного размещения производителей комплектующих изделий а также снизить сроки производства конечного продукта. Все это приведет к повышению оборачиваемости оборотных средств, и соответственно к росту рентабельности и увеличению прибыли предприятия.
Объемы производства автозапчастей и автомобильных агрегатов полностью зависят от развития этих отраслей в Российской Федерации. Совместные исследования развития промышленности в России показывают о нарастании потребности в автозапчастях для грузовых автомобилей. При этом, чтобы сохранять и расширять свой сектор рынка в условиях глобальной конкуренции с западными производителями, выпускаемые запчасти и агрегаты должны соответствовать мировым уровням качества.
В связи с этим в рамках дальнейшего развития кооперации ТОО «Авторазбор» представляется целесообразным создание двух сборочных производств автозапчастей – в Российской федерации на базе ОАО «Тижнетагильский вагоностроительный завод» и в Китайской республике совместно с государственной корпорацией «Всекитайская экспортно-импортная компания».
Обоснованность такого шага
усиливается тем
Организация сборочных производств позволит существенно увеличить загрузку производственных мощностей предприятия, доведя ее до 100 %. Кроме этого, размещение производств в указанных местах позволит существенно снизить издержки на приобретение комплектующих за счет того, что многие комплектующие, которые в настоящее время приобретаются в России, облагаются ввозной пошлиной. Организация сборочного производства в России позволит избежать обложения пошлиной, что в свою очередь, приведет к снижению себестоимости автозапчастей. Кроме этого, производство автозапчастей в местах, максимально приближенных к местам их эксплуатации позволит более своевременно удовлетворять потребности потребителей, оказывать сервисные услуги и их ремонт. Это обстоятельство позволит усилить конкурентные преимущества ТОО «Авторазбор» на рынке автозапчастей для грузовых автомобилей.
Потребности китайской экономики в автозапчастях для грузовых автомобилей очень значительны и характеризуются возрастающим спросом. Автозапчасти для грузовых автомобилей широко используются в добывающей промышленности Китая. Создание совместного сборочного производства автозапчастей для грузовых автомобилей в на базе комплектующих изделий ТОО «Авторазбор» также позволит увеличить загрузку производственных мощностей по производству комплектующих. Необходимо также иметь ввиду заинтересованность добывающих отраслей Китайской республики в автозапчастях для грузовых автомобилей. Учитывая, что значительная часть используемых в настоящее время автозапчастей для грузовых автомобилей представлена американскими и японскими производителями, имеющих стоимость в 1,5 – 2 раза выше казахстанских аналогов.
Кроме этого, проведение подобных мероприятий позволит усилить конкурентные позиции на мировом рынке карьерных автозапчастей и агрегатов, максимально приблизить продукцию к конечному потребителю, организовать сервисное обслуживание и обеспечить устойчивый поток валютных поступлений.
В ряде случаев кооперация производства позволяет предприятию обеспечить увеличение выручки, повышение рентабельности, обеспечить более полную загрузку производственных мощностей, усилить конкурентные позиции на рынке.
Данные мероприятия в
значительной степени увеличат выручку
предприятия, обеспечат повышение
рентабельности выпускаемой продукции
и будут способствовать улучшению
финансово-хозяйственных
Заключение