Кредитная политика ООО"Водолей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

В работе использована отчетно-финансовая документация ООО «Водолей-2004» за 2009-2011 гг., а также учебные пособия по экономике предприятия, экономическому анализу и менеджменту, специальная литература на страницах периодической печати.Цель курсовой работы – изучить организацию эффективной кредитной политики на предприятии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы кредитной политики на предприятии……… 5
1.1 Понятие и содержание кредитной политики и торгового кредита…………………………………………………………5
1.2 Виды торгового (коммерческого) кредита…………………….. 7
1.3 Организация кредитной политики на предприятии…………… 11
2 Анализ хозяйственной деятельности ООО «Водолей - 2004»………………………..…………………………............................16
2.1 Краткая характеристика ООО «Водолей-2004»………………… 16
2.2 Оценка финансово-экономической деятельности предприятия.. 18
2.3 Оценка кредитной политики ООО «Водолей-2004» по формированию торгового кредита………… 25
3 Управление дебиторской задолженностью как способ повышения эффективности кредитной политики ……………………29
Заключение…………………………………………………………………… 34
Список литературы…………………………………………………………… 36

Файлы: 1 файл

Кредитная политика ООО Водолей 2004[1].doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Организация кредитной политики на предприятии

 

В современной практике коммерческий кредит в чистом виде практически не встречается, он входит в категорию косвенного банковского кредитования в качестве его начальной составной части. Одним из самых распространенных методов рефинансирования коммерческого кредита является форфетирование.

Форфетирование – термин, обычно употребляемый для обозначения покупки обязательств, погашение которых приходится на какое-либо время в будущем и которые возникают в процессе поставки товаров и услуг (большей частью экспортных операций) без оборота на любого предыдущего должника. Слово «a forfait» французского происхождения и выражает отказ от прав, что составляет самую суть операций по форфетированию [5, с.274].

При форфетировании продавец требования, могущего принять, например, форму переводного векселя, защищает себя от любого регресса включением слов «без оборота на меня» в индоссамент. Продавцом форфетируемого векселя обычно является экспортер; он акцептует его в качестве платежа за товары и услуги и стремится передать все риски и ответственность за инкассирование форфетеру (т.е. банку, учитывающему векселя) в обмен на немедленную оплату наличными деньгами.

Обычно форфетированию подлежат торговые тратты или простые векселя, хотя теоретически задолженность в любой форме могла бы быть форфетирована. Менее употребительные формы включают аккредитив и вытекающие из него отсроченные платежи. Преобладание простых и переводных векселей объясняется их употреблением в качестве инструментов торгового кредитования в течение длительного времени и свойственной им операционной простоте.

Окончательный выбор  того или иного платежного средства в международных торговых и кредитных сделках зависит от многочисленных юридических, экономических и политических соображений, что не позволяет выработать какое-либо общее, универсальное  правило.

Если импортер не является первоклассным заемщиком, пользующимся несомненной репутацией, любая форфетируемая задолженность обязательно должна быть гарантирована. В форме аваля или безусловной и безотзывной банковской гарантии, приемлемой для форфетера.

Выполнение этого условия  особенно важно, если рассматривать  сделку под углом зрения ее необратимости, т.к. в случае неплатежа со стороны  должника, форфетер как на свою единственную гарантию может положиться только на эту форму банковской гарантии.

Форфетирование - наиболее часто применяющаяся и важная из среднесрочных сделок, поскольку охватывает срок от 6 месяцев до 5-6 лет. Однако каждый форфетер устанавливает свои временные рамки, исходя, главным образом, из рыночных условий для определенной сделки.

При форфетировании покупка векселей осуществляется за вычетом (дисконтом) процентов авансом за весь срок кредита. Экспортер, таким образом, фактически превращает свою кредитную операцию по торговой сделке в операцию с наличностью. В этом случае он отвечает единственно лишь за удовлетворительное изготовление и поставку товаров и правильное оформление документов по обязательствам. Это последнее обстоятельство вместе с наличием фиксированной процентной ставки, взимаемой за всю операцию в самом ее начале, делает форфетирование вполне приемлемой услугой для экспортера и относительно недорогой альтернативой другим современным формам коммерческого рефинансирования.

Форфетирование как метод рефинансирования коммерческого кредита представляет для экспортера и преимущества, и недостатки. К преимуществам можно отнести:

  1. упрощение балансового соотношения возможных обязательств;
  2. улучшение состояния ликвидности (эти два преимущества важны в случае растущей задолженности экспортера);
  3. уменьшение возможности потерь, связанных лишь с частичным государственным или частным страхованием и возможных затруднений с ликвидностью, неизбежных в период предъявления застрахованных ранее требований;
  4. отсутствие рисков, связанных в колебанием процентных ставок;
  5. отсутствие рисков, связанных с курсовыми колебаниями валют и с изменением финансового положения должника;
  6. отсутствие рисков и затрат, связанных с деятельностью кредитных органов и взысканием денег по векселям и другим платежным документам.

Недостатки для экспортера сводятся к возможным относительно более высоким расходам по передаче рисков форфетеру. Разумеется, прибегая к форфетированию, фирма-экспортер исходит из стратегических соображений, а с этой точки зрения форфетирование может оказаться ей очень выгодным.

Форфетирование является наиболее юридически разработанным способом рефинансирования внешнеторгового коммерческого кредита. Преимущества форфетирования для экспортера, связаны в первую очередь с полным перенесением валютных, коммерческих, политических, переводных и других видов рисков на форфетера (банк), делают форфетирование наиболее предпочтительным для продавца.

Продажа товаров в  кредит стала обычным способом ведения  дел для промышленных компаний, ведь, как уже отмечалось выше, предложение кредитных услуг является одним из эффективнейших орудий конкуренции при привлечении клиентов. Из-за этой тенденции к увеличению покупки в кредит все более острой становится дилемма твердой или свободной кредитной политики. Излишне твердые условия могут отпугнуть покупателей, а очень свободные - способствовать не только большому объему продажи товара, но и минимальному обратному притоку капитала из-за неоплаты долгов в срок и больших расходов, связанных с «вышибанием» долга.

Главная задача предприятий  в этой области - правильное управление своим остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товарной продукции. Чем быстрее оборачивается остаток дебиторской задолженности по данному объему продажи товаров, тем короче цикл кругооборота наличных средств предприятия и, следовательно, выше ликвидность фирмы (т.е. ее способность своевременно погашать свои долговые обязательства).

Предприятие должно постоянно  пересматривать свою кредитную политику из-за изменения рыночных условий. Кредитная политика состоит из общих направлений принятия решений по выбору надежного заемщика, объема и срока кредита.

Рисунок 1.1 показывает последовательность кредитной политики и взаимосвязь ее этапов [5, с.284].

 

 

 

Кредитная политика

 
         
 

кредитные условия

 

решение о предоставлении кредита

 
         
   

кому

 

сколько

 
         
 

контроль за статьями баланса

 
         

пересмотр кредитной политики по мере необходимости

 

соответствует ли состояние статей баланса кредитной политике

 

необходимо проанализировать прибыльность изменений кредитных условий или кредитного решения


 

  • Рисунок 1.1 - Кредитная политика предприятия

  •  

    Из рисунка 1.1, процесс  начинается с определения кредитной  политики. В дальнейшем, все решения принимаются в соответствии с ее содержанием

    После предоставления кредита  следующим важным действием является контроль над просроченной задолженностью, отраженной в балансе по статьям  дебиторской задолженности. Этот контроль позволяет определить степень соответствия принятых решений кредитной политике фирмы. Даже если это соответствие не нарушено, периодическая оценка кредитных решений позволяет регулировать их в зависимости от текущей деловой ситуации.

    Управление кредитной  политикой выражает общую стратегию развития корпорации. С ее помощью не стремятся установить конкретные способы достижения целей, а лишь формируют «каркас», структуру рекомендаций и основных направлений выполнения частных деловых операций. На основе этого «каркаса» разрабатывается методика проведения ежедневных мероприятий, направленных на достижение целей кредитной политики.

    Кредитные условия, предлагаемые покупателю, определяют время, имеющееся в распоряжении клиента до выплаты долга (кредитный период). Обычно под кредитным периодом понимают время, разделяющее дату выписки счета и дату его оплаты. В контракте это время обозначается как «нетто 30» или «нетто 90». Это означает, что наступлению даты платежа предшествуют 30 или 90 дней.

    Предприятие может предложить учетную скидку, т.е. процент, который клиент может вычитать из цены счета, если платеж осуществляется в установленный учетный срок. В этом случае кредитные условия обозначаются, например, как «2/10, нетто 30» Число 2 означает 2% скидки от суммы счета, если платеж осуществлен в течение 10 дней со дня выписки счета. В противном случае, платеж должен быть произведен в течение 30 дней. Предлагая скидку, предприятие  готово отказаться от 2% цены товара для ускорения поступления наличного платежа. Кроме того, так как скидка является добровольной, она может привлечь новых клиентов с коротким денежным циклом, рассчитывающих получить прибыль за счет скидки от цены сделки [5, с.291].

    Среди преимуществ коммерческого  кредита как инструмента краткосрочного кредитования, пожалуй, главное – его доступность. Ведь кредиторская задолженность большинства фирм представляет собой форму непрерывного кредитования. В этом случае нет необходимости формально организовывать кредитование, оно уже имеет место. Если в настоящее время фирма использует скидку, возможно дополнительное кредитование посредством уплаты по счетам точно в установленный срок. При этом не нужно вести переговоры с поставщиками, решение принимает фирма.

    Использование механизма  договора банковского кредита влечет за собой трудности, связанные, прежде всего, со значительно более высокими издержками и, как правило, необходимостью изъятия из оборота определенного объема имущества (например, при залоге). Кредитор может устанавливать некие ограничения и требовать гарантий. При коммерческом кредите тоже возможны ограничения, но практически они маловероятны.

    Коммерческий кредит – наиболее гибкая форма кредитования. Как правило, поставщик к сбоям в выплатах относится менее категорично, чем банкир или иной кредитор, тем самым коммерческий кредит лучше чем банковский.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2 Анализ хозяйственной деятельности ООО «Водолей-2004»

     

    2.1 Краткая  характеристика ООО «Водолей-2004»

     

    Общество с ограниченной ответственностью «Водолей-2004» создано по решению учредителя в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. в 2004 году.

    Сокращенное фирменное  наименование – ООО «Водолей-2004».

    Общество вправе иметь  права и нести обязанности, необходимые  для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

    ООО «Водолей-2004» создано на основе добровольного объединения участниками своих финансовых и иных средств для совместного ведения хозяйственной деятельности с целью получения прибыли путем удовлетворения потребностей российских и иностранных предприятий и граждан в товарах и услугах коммерческого характера.

    Общество осуществляет свою деятельность в области производства, в  оптово-розничной торговле, а  также в других отраслях на внутреннем и внешнем рынках по договорам  с российским и иностранными юридическими и физическими лицами.

    ООО «Водолей-2004» учреждено  на основе частной формы собственности  является коммерческой организацией. Общество является юридическим лицом  в соответствии с российским законодательством, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

    Организационная структура  ООО «Водолей-2004» является линейно-функциональной  и представлена на рисунке 2.2.

     


     



     




     



     



     

     





     



     

     

    Рисунок 2.2 - Организационная структура ООО «Водолей-2004»

     

    Линейно-функциональная структура управления предприятием образуется путем создания специализированных служб при каждом линейном руководителе. Это позволяет оказывать помощь руководителю в изучении и решении возникающих проблем, концентрировать внимание на текущей деятельности.

    Информация о работе Кредитная политика ООО"Водолей"