Кредитная политика ООО"Водолей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

В работе использована отчетно-финансовая документация ООО «Водолей-2004» за 2009-2011 гг., а также учебные пособия по экономике предприятия, экономическому анализу и менеджменту, специальная литература на страницах периодической печати.Цель курсовой работы – изучить организацию эффективной кредитной политики на предприятии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы кредитной политики на предприятии……… 5
1.1 Понятие и содержание кредитной политики и торгового кредита…………………………………………………………5
1.2 Виды торгового (коммерческого) кредита…………………….. 7
1.3 Организация кредитной политики на предприятии…………… 11
2 Анализ хозяйственной деятельности ООО «Водолей - 2004»………………………..…………………………............................16
2.1 Краткая характеристика ООО «Водолей-2004»………………… 16
2.2 Оценка финансово-экономической деятельности предприятия.. 18
2.3 Оценка кредитной политики ООО «Водолей-2004» по формированию торгового кредита………… 25
3 Управление дебиторской задолженностью как способ повышения эффективности кредитной политики ……………………29
Заключение…………………………………………………………………… 34
Список литературы…………………………………………………………… 36

Файлы: 1 файл

Кредитная политика ООО Водолей 2004[1].doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.8 - Показатели рентабельности ООО «Водолей-2004»

Показатели рентабельности (% в среднем за период)

01.01.10

Чистая рентабельность активов 

11,05%

Чистая рентабельность основной деятельности

35,87%

Чистая рентабельность продукции 

22,86%

Рентабельность собственного капитала

11,82%

Период окупаемости собственного капитала

8,46


 

Все показатели рентабельности находятся на достаточно высоком  уровне, что говорит об эффективности  использования оборотных средств, политики сбыта продукции и деятельности предприятия за отчетный период в  целом.

В целом можно отметить:

Предприятие является платежеспособным и в состоянии полностью покрыть собственные краткосрочные обязательства. В дальнейшем предприятию можно порекомендовать привлекать займы и кредиты, т.к. у предприятия достаточно необходимых ресурсов.

 

 

2.3 Оценка кредитной политики ООО «Водолей-2004»

 

Применение торгового кредита требует наличия у ООО «Водолей-2004» достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.

Продажа товаров в  кредит является одним из способов ведения дел для ООО «Водолей-2004», предложение кредитных услуг является орудием конкуренции при привлечении клиентов. Излишне твердые условия могут отпугнуть покупателей, а очень свободные - способствовать не только большому объему продажи товара, но и минимальному обратному притоку капитала из-за неоплаты долгов в срок и больших расходов, связанных с изысканием долга.

Главная задача ООО «Водолей-2004» в этой области - правильное управление своим остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товарной продукции. Чем быстрее оборачивается остаток дебиторской задолженности по данному объему продажи товаров, тем короче цикл кругооборота наличных средств ООО «Водолей-2004» и, следовательно, выше ликвидность ООО «Водолей-2004» (т.е. ее способность своевременно погашать свои долговые обязательства).

ООО «Водолей-2004»  постоянно пересматривает свою кредитную политику из-за изменения рыночных условий. Кредитная политика состоит из общих направлений принятия решений по выбору надежного заемщика, объема и срока кредита. В целях эффективного управления этой дебиторской задолженностью в ООО «Водолей-2004» разрабатывается и осуществляется особая политика управления торговым кредитом, так называемая кредитная политика поставщика по отношению к покупателям продукции.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и  маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Формирование политики управления торговым кредитом в ООО «Водолей-2004» осуществляется по следующим основным этапам:

1. Анализ дебиторской  задолженности предприятия в предшествующем периоде.

Основной задачей этого  анализа является оценка уровня и  состава дебиторской задолженности  ООО «Водолей-2004», а также эффективности  отвлеченного в нее оборотного капитала. Анализ дебиторской задолженности  по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита. Выделяют несколько основных этапов анализа:

- на первом этапе  анализа оценивается уровень  дебиторской задолженности предприятия  и его динамика в предшествующем  периоде; 

-     на втором этапе анализа определяется средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде;

-     на третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее “возрастным группам”, т.е. по предусмотренным срокам инкассации;

-     на четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность;

-      на пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от отвлечения оборотного капитала в дебиторскую задолженность.

2. Формирование принципов  кредитной политики по отношению к покупателям продукции.

В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение.

Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности ООО «Водолей-2004».

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: 1) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать ООО «Водолей-2004».

3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.

При расчете этой суммы  необходимо учитывать планируемые  объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний  период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

4. Формирование системы  кредитных условий. 

В состав этих условий входят следующие элементы:

- срок предоставления  кредита (кредитный период);

- размер предоставляемого  кредита (кредитный лимит);

- стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

-     система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.     

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.

В основе  установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

6. Формирование процедуры  инкассации дебиторской задолженности. В составе этой процедуры предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по представленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

7. Обеспечение использования  на предприятии современных форм  рефинансирования дебиторской задолженности.

Развитие рыночных отношений  и инфраструктуры финансового рынка  позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд  новых форм управления дебиторской  задолженностью – ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы высокооборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Итак, использование торгового кредита в хозяйственной практике ООО «Водолей-2004» приводит к необходимости эффективного управления им: своевременного инкассирования долговых требований для минимизации потерь от просрочки платежа и предотвращения появления сомнительных долгов.

Развитие рыночных отношений  и инфраструктуры финансового рынка  позволяют использовать в деятельности ООО «Водолей-2004» ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы высокооборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Важно не допустить дальнейшего  роста доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов предприятия – это может повлечь за собой снижение всех финансовых показателей, замедление оборота ресурсов, простои вследствие не внутренних проблем, а внешних, снижение возможности оплачивать свои обязательства перед кредиторами.

Можно рекомендовать  предприятию использование вексельных форм расчетов, использование механизма  взаимозачетов, чтобы снизить объемы как кредиторской, так и дебиторской задолженности. Кроме того, это позволит ускорить оборот ресурсов предприятия.

 

 

 

 

3 Управление  дебиторской задолженностью как  способ повышения эффективности  кредитной политики

 

Финансовое положение ООО «Водолей-2004» находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в оборотные активы, превращаются в реальные деньги.

Существуют некоторые  общие рекомендации, позволяющие  бухгалтеру управлять дебиторской задолженностью:

-необходимо контролировать  состояние расчетов с покупателями, по отсроченным (просроченным) задолженностям;

-по возможности ориентироваться  на большее число покупателей; 

-следить за соотношением  дебиторской и кредиторской задолженности  (значительное превышение дебиторской  задолженности создает угрозу  финансовой устойчивости предприятия);

-использовать способ  предоставления скидок при досрочной  оплате.

Рассмотрим технологическую  последовательность предоставления скидки:

1. Анализ дебиторской  задолженности 

1.1. Расчет удельного  веса дебиторской задолженности  в составе текущих активов.

1.2. Изучение состояния  расчетов с покупателями и  заказчиками.

1.3. Квалификация дебиторской  задолженности по срокам образования,  выявление просроченных задолженностей.

2. Выбор эффективного  размера скидки по каждому  конкретному покупателю

3. Выход на покупателя с предложением предоставления скидки при ускорении платежа

4. Заключение договора  о предоставлении скидки

5. Поступление денег  (высвобождение оборотных средств) 

Анализ актива баланса  ООО «Водолей-2004» показал, что удельный вес имеет дебиторская задолженность, предприятие испытывает недостаток оборотных средств.

При анализе текущих  активов, особенно дебиторской задолженности  следует иметь в виду, что в условиях инфляции всякая просрочка платежа приводит к тому, что предприятие - производитель (продавец) реально получает лишь часть стоимости реализованной продукции.

Падение покупательной  способности денег за период характеризуется  с помощью коэффициента, обратного  величине индекса цен. Если установленная договором сумма к получению составляет величину S, а динамика цен характеризуется индексом I, то реальная сумма денег с учетом их покупательной способности в момент оплаты рассчитывается по формуле:

 

К = S / I,

 

где S - установленная  договором сумма к получению;

I - индекс цен.

Объем выручки ООО «Водолей-2004» в 2011г. составлял 30 217 тыс. руб.

Для анализа оборачиваемости  дебиторской задолженности (ДЗ) составим вспомогательную таблице 3.9.

По данным таблицы 3.9 определили, что средний период погашения дебиторской задолженности на предприятии в отчетном году составил 60 дней. При ежемесячном темпе инфляции 1,2%, получаем, что индекс цен I= 1,012. Таким образом, месячная отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие получит реально 98,5% ((1/ 1,012)) * 100 от договорной стоимости заказа.

 

 

 

 

 

Таблица 3.9 - Оборачиваемость дебиторской задолженности

Показатели

Формула расчета

Значение

Оборачиваемость ДЗ (раз).

Объем товарооборота/Средняя ДЗ

5,74

Период погашения ДЗ (дни)

365 / Оборачиваемость ДЗ

60

Доля ДЗ в общем, объеме текущих активов

ДЗ / Оборотные активы

33

Отношение средней величины ДЗ к  объему выручки

Средняя ДЗ / Объем выручки

 

0,18


 

Для сложившегося на предприятии  периода погашения дебиторской  задолженности 60 дней, индекс цен составит в среднем 3,0 ((0,012 * 60) / 30). Тогда коэффициент падения покупательной способности денег будет равен 0,97 (1/1,03). Иначе говоря, при среднем сроке возврата задолженности, равном 60 дней, предприятие реально получит лишь 97% от стоимости договора, теряя с каждой тысячи рублей выручки 30 руб.

ООО «Водолей-2004» заключило договор - поставки продукции в IV кв. 2011 г. на сумму 410000 руб., в тексте договора указывается, что при условии оплаты в 10- ти дневной срок покупателю предоставляется скидка в размере 10 руб. на каждую 1000 руб. договора.

В таблице 3.10 приведен расчет возможной эффективности мероприятия при предоставлении скидки и без нее.

 

Таблица 3.10 - Выбор способа расчета с покупателями и заказчиками

Показатели

Вариант I - со скидкой 

Вариант II - без скидки

Отклонения (+,-)

Коэффициент падения (повышения) покупательной способности

1,2% х10/ 30 = 0,40

1,2%х60/30 = 2,4

2,00

Влияние инфляции на каждую тысячу рублей договорной цены, руб.

1000 * 1,004- 1000 = 4 руб.

 

24

 

20

Информация о работе Кредитная политика ООО"Водолей"