Кредитование предприятий торговли. Внешние источники инвестирования в развитие предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе основной упор будет сделан непосредственно на кредитование предприятий торговли, т.к. это сравнительно новое направление банковского бизнеса. В кредитном портфеле большинства российских банков весомую долю занимают торговые предприятия. В связи с общим ростом российской экономики не сложно спрогнозировать рост данного сегмента, а также увеличивающуюся потребность торговых компаний в оборотных средствах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Кредитование предприятий торговли 4
1.1. Теоретические основы кредитования торгового предприятия. 4
Основные принципы кредита 6
Виды кредитов 8
Процесс кредитования. 10
1.2. Кредитование предприятий торговли в России на современном этапе 13
Обзор кредитов для бизнеса в российских банках 14
Проблемы банковского кредитования на современном этапе 22
ГЛАВА II. Внешние источники инвестирования в развитие предприятия 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая по эконом. методы.docx

— 88.26 Кб (Скачать файл)

    Похожие программы предлагают НОМОС-банк, Промсвязьбанк, Юникредит Банк, МДМ-Банк, Московский кредитный банк, СМП банк, банк «Северная казна».

    Лизинг

    Для малого и среднего бизнеса лизинг – удобная, а в некоторых случаях  и более выгодная альтернатива кредитованию для приобретения основных средств. Привлекательным его делают экономическая  целесообразность и доступность. К  лизингополучателям предъявляются  менее жесткие требования, чем  к заемщикам, так как предмет  лизинга остается в собственности  лизингодателя, пока долг за него не будет  погашен.

    Лизинг  позволяет вам начать крупный  инвестиционный проект, не отвлекая на него значительные финансовые ресурсы. Ускоренная амортизация имущества, полученного в лизинг, позволяет  в конечном итоге приобрести имущество с минимальной балансовой стоимостью. Кроме того, лизинговые платежи в полном объеме относятся на себестоимость, а значит, уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль.

    Лизинг предназначен большей частью для приобретения в рассрочку транспорта и оборудования, реже – недвижимости. Оплата лизинга производится точно так же, как и погашение кредита – ежемесячно с уплатой процентов. Иногда возможна отсрочка по погашению основного долга сроком до полугода.

    Лизинговые  программы для предприятий малого и среднего бизнеса предлагают банки  «УралСиб», Москоммерцбанк, СМП банк, Альфа-Банк, Банк Москвы, МДМ-Банк, КМБ-Банк.

Проблемы  банковского кредитования на современном этапе

    В современных условиях оказывается, что практически единственным общедоступным  источником финансовых ресурсов является коммерческий банк, если он заинтересован  работать с начинающим бизнесом. Такая  заинтересованность может появиться  только тогда, когда, с одной стороны, для инвестирования (кредитования) предлагается проект, приемлемый с  точки зрения прибыльности, а с  другой — банк располагает соответствующими ресурсами, которые, как правило,

    должны  быть долгосрочными. Дополнительным стимулом содействия банка начинающему бизнесу  может быть желание «вырастить»  для себя хорошего клиента, который  по прошествии времени будет пользоваться широким спектром банковских услуг.

    Вместе  с тем рынок нестабилен, отсутствует  объективная оперативная информация о его деятельности, законодательство и налоговая система несовершенны, инфляция непрогнозируема, у предпринимателей недостаточен опыт работы и планирования в условиях рынка, имеется дефицит квалифицированных консультантов, которые могли бы помочь начинающему предпринимателю спланировать его бизнес, это далеко не полный перечень факторов, препятствующих нормальному развитию рыночных отношений в экономике страны.

    Надо  отметить, что принципиальной особенностью нового бизнеса, с точки зрения оценки банковских рисков, является невозможность  применять традиционные методы оценки кредитоспособности клиента, основанные на «историческом материале»: финансовой отчетности за прошлые периоды, сведениях  о репутации клиента и т.п. Для  нового бизнеса основой оценки способности  заемщика выполнить свои обязательства  по кредиту (кредитоспособности) служит предлагаемый им бизнес-план. Его наличие  является необходимым условием начала рассмотрения кредитной заявки на организацию  нового бизнеса.

    Одной из главных проблем современного банковского кредитования являются кредитные риски.

    Формы проявления кредитного риска взаимосвязаны  между собой. Банк должен бороться за возврат кредита любыми способами. Это предполагает, что в случае невозврата ссуды он предпринимает  ряд мер, направленных на полную или  частичную компенсацию ее (отчуждение залога и его реализация, продажа  кредитного актива с дисконтом, иные способы компенсации потерянной ссуды). В результате проявление кредитного риска трансформируется из невозврата кредита в убыток, упущенную выгоду или недополучение дохода. Такой методологический подход позволяет банку-кредитору в случае угрозы или уже наступившего факта невозврата ссуды последовательно добиваться определенной компенсации потерь, обязывает его в подобной ситуации проявлять гибкость, находя способы уменьшения убытков от неудачной кредитной сделки. Золотое правило банковского кредитования: постоянно работать с опасными и невозвращаемыми ссудами, пытаясь при этом превратить полный невозврат кредита в меньший убыток, а последний — в недополучение дохода.

    Существуют  некоторые проблемы, непосредственно  повышающие кредитные риски, встречающиеся  в банковской практике:

    1. Депрессивное состояние экономики,  в котором она продолжает находиться, наличие инфляции, неплатежеспособность  многих хозяйствующих субъектов  и их финансовая неустойчивость.

    2. Недостаточная развитость банковской  системы, имеются в виду не  только количественные показатели  ее развития, но и степень прозрачности  информации о клиентах банков, надежность работы служб экономической  безопасности банков, информационное  обслуживание банковской деятельности, уровень внедрения современных  технологий и т.п.

    3. Наличие значительных пробелов  в законодательно-правовом и нормативном  поле деятельности и банков, и  их клиентов.

    4. Региональные различия в уровне  социально-экономического и политического  положения (особо депрессивные  регионы и промышленные центры, низкий уровень жизни населения,  наличие региональных социальных  и военно-политических конфликтов).

    5. Значительное влияние криминогенного  фактора, криминальность бизнеса,  отсутствие позитивной в социально-экономическом  отношении этики бизнеса (невыполнение  обязательств перед партнерами), что в условиях современной  России резко повышает банковские  риски.

    Также можно выделить проблему частой сменяемости  ставки рефинансирования, которая отражается соответственно на размерах выдаваемых кредитов и условиях их предоставления. Повышение ставки рефинансирования ведет к росту процентных ставок на финансовом рынке (т.е. к росту  стоимости межбанковских кредитов и депозитов) и может проявляться  как процентный кредитный риск. Если ставка рефинансирования ЦБ меняется в сторону увеличения в течение  срока действия кредитного договора, то это может привести к недополучению дохода или к убытку от конкретных кредитных операций.

    Может привести к проблемам в области  кредитования также и изменение  ставки отчислений в Фонд обязательного  резервирования Банка России (ФОР), которое также усиливает процентные кредитные риски. Повышение ставки ФОР ведет к росту процентных ставок за кредит, поскольку увеличивает в структуре цены кредита долю неприбыльных активов (каким является ФОР), увеличивает разрыв между ставками по привлечению.

    Отрицательно  влияет на объем оказываемой организациям кредитной поддержки наличие  нескольких открытых расчетных счетов в других коммерческих банках. Это  может привести к недопоступлению денежных средств на счет того банка, который оговорен в кредитном договоре, т.е. банк может понести убыток не только в виде недополучения процентного дохода, но нередко оказывается и так, что данному предприятию выручка перечисляется на счета других коммерческих банков. В итоге на счете организации, получившей кредит, может не оказаться средств, достаточных для погашения взятого кредита. [24]

ГЛАВА II. Внешние источники инвестирования в развитие предприятия

    Инвестиции, в особенности реальные (капиталообразующие) инвестиции, могут осуществляться как за счет внутренних (национальных), так и за счет внешних (иностранных) источников. Оба источника инвестиций играют значительную роль для активизации привлечения капитала и развития предприятия. [25]

    В инвестиционном процессе участвуют  кредитор (инвестор) и заемщик (должник, дебитор). Каждая из сторон преследует свою цепь, решение своих задач  и выполнение желаний. Так, инвестор стремится вложить имеющиеся  у него деньги с возможно большей  для себя прибылью. При этом он с  подозрением относится к заемщику, считая, что тот может неэффективно использовать, а значит, растратить его средства. Заемщик же, имея прекрасный инвестиционный проект, должен быть, уверен, что его реализация может в  определенной мере обогатить обе  стороны. В любом случае он должен действовать по законам маркетинга, т.е. знать рынки сбыта, их объемы, цены и качество, потенциальный спрос и предложение, требования и возможности покупателей, степень риска, предвидеть действия конкурентов и т.д.

      Проект будет реализован только  в том случае, если обе стороны  в результате взаимных компромиссов  согласуют свои интересы.

    Однако  при недостатке капитала на рынке  инвестиций чаще выигрывает кредитор. Заемщик может продать свой товар, только убедив инвестора в его  эффективности и при наличии  на рынке капитала конкуренции, что  позволит избежать или снизить диктат кредитора. Учитывая, что потребность  в инвестициях всегда велика, а  возможности их финансирования (внутренние и внешние) ограничены, следует более  взвешенно подходить к формам и средствам удовлетворения инвестиционного  спроса, выбирая оптимальные соотношения  между его внешними и внутренними  источниками покрытия.

      Решая вопрос об источниках  финансирования инвестиционных  объектов, в каждом конкретном  случае необходимо учитывать,  что валютоокупаемые проекты, ориентированные на импорт товара и экспорта произведенной с ее помощью продукции, означают продажу товара за рубежом. Вместе с тем по ряду причин продажа отечественных товаров на западном рынке проблематична. Крайне трудно выдержать натиск на нем конкурентов. Кроме того, правительствами этих стран могут быть приняты законодательные меры по защите своего производителя и вытеснению зарубежного. Для выхода на внешний рынок необходимы опыт и знания, создание имиджа поставщика, четкая и продуктивная работа маркетинговых служб и другие условия, на разработку которых уходят многие годы. Эти трудности приводят к тому, что отечественная организация вынуждена продавать качественный товар по необоснованно низким ценам, тем самым, способствуя повышению экономического уровня других стран.

      Средства, полученные для реализации  инвестиционных проектов, аккумулируются  у инвестора, как правило, с  дополнительным доходом за счет  процентов по выделенным кредитам. Чем выше спрос на иностранные  инвестиции, тем выше их стоимость (процент) и тем больший доход получает инвестор, в результате чего улучшается его экономическое состояние.

    Иностранные инвестиции достаточно привлекательны своим конечным результатом. Однако нынешняя ситуация на мировом рынке  капитала позволяет предположить, что  в ближайшее время конкуренция  за иностранные инвестиции существенно  обострится и нужны специальные  меры по укреплению позиций среди  потенциальных инвесторов, такие  как снятие большинства ограничений  на деятельность иностранных фирм, введение четких правовых гарантий о  национализации (конфискации) собственности  и др.

      Приток иностранных инвестиций  можно получить путем концессионных  и компенсационных соглашений, венчурного  капитала, импорта лицензий, развития  инвестиционного сотрудничества  со странами ближнего и дальнего  зарубежья Предметом концессионных  соглашений могут быть природные  ресурсы, отдельные виды хозяйственной  деятельности, составляющие государственную  монополию, объекты государственной  собственности и т.д. Концессия - это договор на передачу государством в эксплуатацию на определенный срок частным предпринимателям, иностранной фирме или другому юридическому лицу промышленных предприятий, участков земли с правом добычи полезных ископаемых, строительства различных сооружений в целях развития или восстановления национальной экономики и освоения природных богатств, а также и само предприятие, организованное на основе такого договора.

      В концессии оговариваются размер  или порядок исчисления арендной  платы, обязательство концессионера  (лица, получившего концессию) по  охране и восстановлению окружающей  среды, порядок найма рабочих  и другие условия. Сегодня в  целях привлечения дополнительных  внешних инвестиций за счет  этой формы, необходимо принятие  соответствующих законодательных актов, регламентирующих действие концессионных договоров на территории страны.

      Одной из форм привлечения  иностранных кредитов могут быть  компенсационные соглашения —  форма внешнеторговых сделок, связанная  с возмещением кредитов и услуг  на определенных условиях и  в установленные сроки, когда  целевые банковские кредиты выделяются  на развитие предприятий с  условием их возврата поставщиками  продукции. Такие сделки заключаются  с иностранными торговыми или  промышленными предприятиями (фирмами,  компаниями) и другими организационными  структурами. 

Информация о работе Кредитование предприятий торговли. Внешние источники инвестирования в развитие предприятия